Антикризисная стратегия украинских олигархов пока сводится к массовым увольнениям, сворачиванию инвестиционных программ и выбиванию льгот. В конце октября компанию Ferrexpo Константина Жеваго (группа «Финансы и Кредит») покинул Майк Оппенгеймер, ранее занимавший пост генерального директора. Ferrexpo возглавил Константин Жеваго. В условиях кризиса имидж прозрачной компании — ничто, сокращение расходов — все.
Всех оптимизировать
Миллиардер принял Оппенгеймера на работу три года назад. Наличие в компании опытного независимого топ-менеджера было одним из условий успешного IPO (Ferrexpo разместилась на Лондонской фондовой бирже летом-2007): по западным стандартам корпоративного управления собственник предприятия не должен выполнять функции гендиректора. Сейчас Константина Жеваго мало интересует, как иностранные инвесторы, вложившие деньги в акции Ferrexpo, воспримут увольнение наемного менеджера и назначение владельца компании на должность гендиректора: в условиях кризиса имидж прозрачной компании — ничто, сокращение расходов — все.
Другие отечественные бизнес-группы пока не меняли состав управленцев — топ-менеджеров и генеральных директоров отдельных предприятий. Жеваго больше остальных украинских олигархов испытывает финансовые проблемы: бизнесмен не только сократил издержки на зарплату генерального директора Ferrexpo, но и отказался практически ото всех инвестиционных планов на 2009 год, в том числе от покупки меткомбината Kremikovtzi в Болгарии.
По мнению аналитиков, другие отечественные олигархи вряд ли решатся на увольнения ключевых топ-кадров в 2009 году, однако зарплаты гендиректоров будут снижены как минимум на 20%. В отличие от Константина Жеваго они сейчас экономят на рядовых сотрудниках. Практически на всех заводах, принадлежащих украинским миллиардерам, сокращают рабочую неделю. Владимир Бойко, почетный председатель правления ММК им. Ильича, перевел предприятие на четырехдневную рабочую неделю. ИСД, по информации Федерации работодателей Украины, отправил в неоплачиваемый отпуск часть сотрудников Алчевского меткомбината. Российская группа «Евраз» решила на 46% сократить фонд оплаты труда на Днепропетровском метзаводе им. Петровского и перейти на трехдневную рабочую неделю. Макеевский метзавод, входящий в компанию «Метинвест» (группа «СКМ»), сократил оклады части персонала.
Однако на урезании зарплат много не сэкономишь. Олигархи в основном отправляют в неоплачиваемый отпуск и сокращают рабочие недели на подконтрольных им металлургических предприятиях, простаивающих последние два месяца вследствие резкого падения внешнего и внутреннего спроса на их продукцию. Экономия на зарплатах в этом случае незначительная: по данным ИК «Юпрас Капитал», доля зарплат в себестоимости, например, стальной заготовки составляет всего 5,5–14,5%.
А вот на сырье при выплавке стальной заготовки приходится примерно 70% себестоимости, поэтому для большинства олигархов задача № 1 — минимизировать сырьевые затраты. Многие владельцы украинских метзаводов ведут переговоры с компанией «Метинвест», крупнейшим поставщиком железорудного сырья в Украине, о снижении цен на ЖРС. Так, Запорожсталь теперь покупает сырье на комбинатах Метинвеста на 40% дешевле, чем в июле этого года, — по $70 за тонну. ММК им. Ильича и ИСД пытаются добиться от Ахметова еще больших скидок: металлурги хотят покупать ЖРС у Метинвеста по $50 за тонну. «Цена на железорудный концентрат должна быть максимум 50 $/т, иначе наша продукция не будет конкурентоспособной. Себестоимость выпуска горячекатаного рулона сейчас составляет 440 $/т, а на рынке он продается по 360–370 $/т», — объясняет необходимое снижение цен на ЖРС Владимир Бойко.
Падение цен на сырье выгодно не только сталеварам, но и Метинвесту. Из-за металлургического кризиса на мировом рынке спрос на железную руду упал в несколько раз, большинство зарубежных производителей ЖРС сокращают объемы производства и терпят убытки. «При стоимости сырья по 70 $/т Метинвест все равно будет работать прибыльно. Когда ЖРС на украинском рынке стоило 120 $/т (несколько месяцев назад. — Прим. Контрактов), Метинвест получал сверхприбыли», — говорит аналитик ИГ «Сократ» Дмитрий Хорошун.
Что явно удается владельцам металлургических активов при решении антикризисных задач, так это лоббирование льгот (под шумок финансового и экономического кризисов). В частности, Меморандум о взаимопонимании, подписанный металлургами и Кабмином в начале ноября, предусматривает снижение тарифов на ж/д перевозки и возврат экспортного НДС в течение пяти дней (ранее государство возвращало НДС меткомбинатам по несколько месяцев). Возможно, правительство также отсрочит выполнение владельцами меткомпаний своих инвестобязательств. В обмен на льготы металлурги согласились сохранить рабочие места на своих предприятиях.
Нет инвестициям
Украинские олигархи минимизируют расходы не только за счет сокращения ФОТ и расходов на закупку сырья, но и за счет отмены инвестиционных программ. По информации Полтавской облгосадминистрации, Константин Жеваго заморозил строительство электрометаллургического завода «Ворскласталь». Бизнесмен планировал направить $1,5 млрд на реализацию проекта, который намеревались завершить уже в 2010 году.
Группа «ИСД» с ноября приостановила реализацию программы модернизации Алчевского меткомбината (сумма инвестиций в 2004–2011 гг. должна составить около $3,5 млрд).
Группа «Энергетический стандарт» Константина Григоришина в следующем году вложит в развитие подконтрольной ей компании «Укрречфлот» всего 16 млн грн.
Константин Жеваго и Сергей Тарута планировали инвестировать в свои активы в основном заемные средства. Первый, например, дважды закладывал принадлежащие ему акции Ferrexpo в западных банках, чтобы получить крупные кредиты. Но из-за того что ссуды на данный момент недоступны, украинские олигархи замораживают свои инвестпроекты до лучших, денежных времен.
Правда, есть и исключения. К примеру, Ринат Ахметов особо не рассчитывал на заемные средства при модернизации или расширении своих активов. Однако и он сейчас вынужден пересматривать инвестпланы. Олигарх собирался вложить по меньшей мере $4 млрд в обновление мощностей на Макеевском метзаводе, приобретенном в прошлом году у Вадима Новинского. На данный момент эти инвестиции заморожены. Группа «СКМ» в основном проводит мелкие ремонты на своих предприятиях: в ноябре подписала контракт с Турбоатомом на модернизацию турбины на подконтрольной Ахметову Кураховской ТЭС, в начале декабря закончила ремонт оборудования на Зуевской тепловой электростанции. «Мы по-прежнему планируем вложить $5 млн в реконструкцию производства на Азовстали, а также $1 млн в энергетику, но из-за кризиса в металлургии переносим сроки реализации других инвестиционных программ», — рассказывает директор по международным связям и отношениям с инвесторами компании «СКМ» Джок Мендоза-Вилсон.
О сворачивании инвестпрограмм пока не заявляли компании Александра Ярославского. В принадлежащей ему Development Construction Holding (занимается строительством коммерческой и элитной жилой недвижимости, участвует в подготовке Харькова к Евро-2012) заверяют, что компания не планирует замораживать инвестпроекты. Впрочем, в ноябре руководство DCH решило сдавать в аренду часть помещений в элитном микрорайоне Киева Воздвиженка, хотя изначально они планировались для продажи. В DCH такое решение объясняют тем, что многие их украинские и зарубежные клиенты сами предложили именно эту схему сотрудничества. Планы DCH сдавать апартаменты и офисы в аренду некоторые аналитики объясняют отсутствием у потенциальных покупателей квартир на Воздвиженке заемных средств на их выкуп.
Скупать — не строить
Еще один антикризисный рецепт от олигархов — допэмиссия. Так, Херсонский судостроительный завод (контролируется Смарт-групп Вадима Новинского) увеличил уставный фонд в 2,3 раза — на 72,1 млн грн (до 125,2 млн грн). Компании Константина Жеваго также последовали этому примеру: уставный капитал Кременчугмясо возрос в 9,3 раза — на 26,8 млн грн (до 30 млн грн), а Полтавский ГОК привлек 500 млн грн.
Большинство эмиссий акций на крупных украинских предприятиях в 2008-м полностью выкупались собственниками компаний. Олигархи направляли привлеченные (по сути, у самих себя) средства на оплату краткосрочных кредитов, пополнение оборотных средств и текущую модернизацию. «Допэмиссия — простейший способ перенаправить финансовые потоки с одного предприятия на другое в рамках одной бизнес-группы. Деньги заводят в определенные компании для погашения долгов, выплаты зарплат, закупки сырья. В 2009 году большинство дополнительных эмиссий акций на заводах олигархов будут направлены на те же нужды», — прогнозирует Дмитрий Хорошун.
Можно также предположить, что в 2009-м олигархи будут искать возможность минимизировать налогообложение и займутся реструктуризацией долгов.
Например, недавно группа «ИСД» изменила условия погашения своего долга по еврооблигациям, выпущенным в 2005 году на сумму $150 млн сроком на 5 лет. Конкретные условия реструктуризации кредита компания не раскрывает, известно только, что ИСД получил отсрочку по очередной облигационной выплате в обмен на повышение доходности долговых бумаг.
В 2008 году украинские олигархи не только активно проводили допэмиссии, но и выкупали бумаги своих компаний у миноритарных акционеров. Так, Интерпайп НТЗ, контролируемый Виктором Пинчуком, на конец года запланировал выкуп своих акций. Группа «ИСД» в последних числах ноября увеличила свою долю на Алчевском меткомбинате с 95,5% до 95,7%.
Скупка компаниями своих акций на фондовом рынке — мировая тенденция. Таким образом их владельцы пытаются поддержать рыночную капитализацию бизнеса — при уменьшении акций в свободном обращении их цена повышается. «Через несколько лет, когда минует кризис и рост фондовых рынков восстановится, многие отечественные олигархи выведут свои компании на IPO. В этом случае бизнесмены заработают на собственных акциях: продадут дороже, чем когда-то купили на рынке», — объясняет тактику украинских олигархов Дмитрий Хорошун. К тому же в 2009 году отечественным бизнесменам будет невыгодно делиться дивидендами с миноритарными акционерами: часть прибыли, полученной в 2008-м, олигархи направят на финансирование других проектов в составе собственных бизнес-групп.
По мнению аналитиков, в следующем году наиболее успешные во время кризиса украинские олигархи постараются скупить подешевевшие, но перспективные активы, например, банки, нуждающиеся сейчас в серьезной финансовой подпитке. Крупные бизнесмены с целью увеличить рыночную долю принадлежащих им банков будут приобретать их финструктуры (Игорь Коломойский владеет ПриватБанком, Ринат Ахметов — ПУМбом и Донгорбанком). Другая возможная цель покупки финансовых активов — спекулятивная, то есть перепродать финучреждения стратегическим инвесторам по окончании кризиса. По мнению аналитиков, Андрей и Сергей Клюевы, скорее всего, именно для этого купили контрольный пакет акций Проминвестбанка, надеясь в будущем выгодно перепродать его вместе с небольшим Актив-банком, также принадлежащим бизнесменам (Клюевы давно подыскивают покупателя на свое финучреждение). Не исключено, что Дмитрий Фирташ (Group DF), приобретая Надра Банк, преследовал те же цели.
Помимо банков, олигархи могут скупить строительные компании. В следующем году девелоперы вместе со своими недостроями будут продаваться в несколько раз дешевле, нежели в 2007-м — на пике роста строительного рынка.
Богатые не плачут
По мнению аналитиков, в следующем году олигархическая карта Украины вряд ли изменится. Например, российские бизнес-группы, скорее всего, не смогут потянуть поглощение металлургических компаний украинских олигархов. «У российской металлургии сейчас не меньше проблем, чем у отечественной. В РФ металлургический кризис только начинается — россияне еще как минимум год будут с ним бороться», — считает аналитик ИК Phoenix Capital Евгений Дубогрыз.
Российским меткомпаниям попросту не хватит свободных денежных средств для покупки украинских активов. На кредиты иностранных банков рассчитывать не стоит, а госбанки РФ вряд ли прокредитуют покупку украинских метактивов. По словам Евгения Дубогрыза, российские меткомпании, которые в последние годы расширялись за счет скупки зарубежных предприятий — Евраз Груп и Северсталь — сейчас заняты решением своих проблем. Обе структуры имеют высокую долговую нагрузку — их кредиты составляют 0,8– 1,5 EBITDA в 2008 году и 2,0–4,0 — в 2009-м. Поэтому реструктуризация долгов — чуть ли не главная задача для них. Другим метгруппам из России — Мечелу, НЛМК и Магнитогорскому меткомбинату — сегодня тоже не до масштабных покупок: на протяжении следующего года компании будут решать собственные финансовые проблемы и корректировать планы по развитию. Разве что группа «Металлоинвест» Алишера Усманова, которая ранее вела переговоры об объединении с SCM и ИСД, решится на покупку одного из украинских метактивов. «Однако этой группе гораздо интереснее добывающие компании, чем металлургические», — говорит Евгений Дубогрыз.
К тому же отечественные металлурги, даже несмотря на кризис, вряд ли согласятся на продажу бизнеса по текущим рыночным ценам (то есть сформировавшимся на фондовом рынке). В настоящее время отечественные меткомпании оценены рынком в 5–10 раз ниже их ожидаемого годового дохода. «Сомнительно, что собственники ИСД или ММК им. Ильича согласятся расстаться с бизнесом либо его частью по таким скромным ценам», — считает Евгений Дубогрыз.
В условиях кризиса украинские олигархи, скорее всего, будут объединяться с отечественными конкурентами. Аналитик ИК «Конкорд Капитал» Александр Климчук не исключает слияние Ferrexpo Константина Жеваго и группы «ИСД» Сергея Таруты. Жеваго владеет Полтавским ГОКом (производитель железорудного сырья), Тарута — прокатными мощностями. При этом оба олигарха сейчас испытывают финансовые трудности в связи с падением мирового спроса на металлопродукцию, поэтому могут объединиться, чтобы снизить себестоимость производства металла и таким образом повысить конкурентоспособность своей продукции.
Без газет и пароходов
В следующем году некоторые украинские олигархи могут продать свои имиджевые активы: газеты, футбольные и баскетбольные клубы — или закрыть их, если не найдутся покупатели.
Медиабизнес сейчас переживает не лучшие времена вследствие резкого урезания рекламных бюджетов. Например, холдинг «Медиа Инвест Групп» (журналы «Эксперт», «Статус», «Металл», газета «Экономические известия» и др.), подконтрольный группе «ИСД», недавно был вынужден закрыть сеть региональных офисов еженедельника «Статус». По информации интернет-портала «Телекритика», раньше Статус и Эксперт задерживали зарплату сотрудникам. А руководство телеканала «1+1» (в составе акционеров канала — Игорь Коломойский) недавно сократило штат на 200 человек (до увольнений там работали 900 человек). Холдинг «Сегодня Мультимедиа», подконтрольный Ринату Ахметову, в начале ноября уволил 80 человек, а также приостановил выпуск газеты «Твое», стартовавший в сентябре этого года.
Сокращают украинские олигархи и расходы на футбольные клубы — пока на маркетинг и вознаграждения игрокам. «Мы уменьшим траты, которые можно назвать имиджевыми, вплоть до рекламы матчей Шахтера, — заявил Сергей Палкин, генеральный директор ФК «Шахтер», финансируемого Ринатом Ахметовым. Владелец футбольного клуба «Черноморец» Леонид Климов еще в ноябре принял решение сократить расходы на зарплаты футболистов. Допускают урезания ФОТ собственник киевского ФК «Арсенал» Вадим Рабинович и президент ФК «Харьков» Виталий Данилов.
Не исключено, что многие владельцы клубов в межсезонье устроят массовую распродажу футболистов. Процесс уже пошел. ФК «Днепр», принадлежащий Игорю Коломойскому, выставил на трансфер сразу 9 игроков.
Рейтинг бизнес- и
политической активности украинских олига
рхов в 2008 году