Рынок страхования, равно как и вся украинская экономика, переживает далеко не лучшие времена. Стабильный платежеспособный спрос отсутствует, общая финансовая культура населения по-прежнему оставляет желать лучшего, а на законодательном уровне больше препон, чем стимулов для развития.
Тем не менее, если в рисковом страховании страховщики пытаются «выжать» последние капли потенциала из автомобильного сегмента, испытывая при этом большие трудности в сборах премий по остальным направлениям, рынок страхования жизни уже второй год подряд демонстрирует пусть и не фантастический, но рост.
Запасаясь оптимизмом
Безусловно, отечественное страхование жизни пока что существенно отстает по многим показателям от других стран. Например, если в государствах Западной Европы доля рынка лайф составляет около 4,5%, то в Украине — это лишь 0,1%. А уровень покрытия страхованием у нас около 3–4%, в то время как в развитых странах он достигает 80–90%. Это говорит о достаточно существенном потенциале, который еще не реализован. Например, если в 2009 году рынок страхования жизни в Украине «просел» на 24%, то в 2010 году он вырос на 10%, в 2011 году — на 49%, в 2012 году — на 34%, а за первое полугодие текущего года — на 34%. «По нашим оценкам, по итогам всего 2013 года рост рынка страхования жизни составит 22–25%, достигнув объема в 2,2 млрд грн», — считает генеральный директор АСК «ИНГО Украина ЖИЗНЬ» Татьяна Рыжова.
Причем, по прогнозам Лиги страховых организаций (ЛСОУ), сравнимая динамика будет сохраняться вплоть до 2015 года, к концу которого объем рынка составит 5,5 млрд грн, что в три раза больше его нынешней емкости.
Вопрос в том, за счет чего именно достигается этот рост. Особенно учитывая тот факт, что темпы роста реальной зарплаты падают, а в структуре затрат населения увеличиваются издержки на потребление, а на сбережения — наоборот, падают. «Основным драйвером рынка продолжают оставаться рисковые продукты, связанные со страхованием жизни заемщиков. Но вместе с ростом объема потребительских кредитов, который прогнозируется и в 2014 году, на 30–35% увеличится также объем поступлений по накопительному страхованию жизни», — отмечает генеральный директор СК «PZU Украина Страхование Жизни» Збигнев Шолыга.
По оценкам участников рынка, за девять месяцев текущего года прирост так называемых кредитных страховок составил 66%, в то время как рост накопительных программ — лишь около 14%. При этом доля банковских страховок составляет 46%, а доля накопительных продуктов — 37%.
Такая расстановка сил вполне объяснима: потребительское кредитование последние пару лет растет как на дрожжах (к концу 2012 года его доля в кредитном банковском портфеле физлиц составила 66%), поскольку для банков беззалоговые ссуды являются чуть ли не единственным источником заработка. Это и привлекает страховщиков, которые, занимаясь кредитованием, получают стабильно высокие продажи продуктов, не требующих усилий на их дистрибуцию.
С одной стороны, это обеспечивает хорошие финансовые показатели для рынка, но с другой, вызывает немало вопросов в отношении реальной востребованности и пользы таких продуктов. По словам страховщиков, крайне небольшая доля кредитных клиентов продолжают сотрудничество со страховыми компаниями после окончания действия их полисов. Иными словами, доля классического накопительного страхования все еще остается невысокой, а банковские продукты хоть и дают продажи, но не обеспечивают качественный прирост их портфелей. И когда кредитный драйв прекратится, это сразу отразится на объемах премий.
Накопить и защитить
Но все-таки спрос на накопительные, исконно классические продукты страхования жизни есть. Страховщики отмечают, что основой продаж являются программы так называемого смешанного страхования жизни. Они предусматривают не только опцию накопления с дожитием до определенного возраста, но и защиту от дополнительных рисков, например, инвалидности, наступления несчастного случая или возникновения критических заболеваний (онкологических, сердечно-сосудистой системы, ВИЧ и т. д.). При этом в структуре выплат возмещения по инвалидности занимают около 1–2%, по критическим заболеваниям — 3–5%, а в результате смерти — около 23–25%.
«Отдельный тренд, который следует выделить, — рост спроса на детские накопительные программы, а также страховые продукты, которые дают высокий инвестдоход. Например, доля таких инвестиционных программ в нашей компании составляет 37%», — уточняет председатель правления страховой компании «Ренессанс Жизнь» Ирина Будовская.
Участники рынка уверяют, что украинцы все чаще соглашаются на индексацию — пересмотр размера страхового платежа в сторону увеличения (хотя, например, в 2009–2010 годах наблюдалась ровно обратная тенденция). «Ежегодно около 40–50% клиентов увеличивают свои страховые суммы на 8–14%. Для них это возможность без ощутимого повышения размера платежа нарастить страховую сумму более чем в два раза, бороться с инфляцией и сохранить адекватность суммы накопления. И если еще два года назад средний годовой платеж колебался в районе 2,5 тыс. грн, сейчас этот показатель вырос до 4 тыс. грн», — говорит Збигнев Шолыга.
Рынок страхования, равно как и вся украинская экономика, переживает далеко не лучшие времена
В то же время в сегменте страхования корпоративных клиентов наблюдается серьезный отток и падение премий. Всему виной — единый социальный взнос. С апреля 2011 года ЕСВ начисляется на платежи по страхованию жизни, которые вносят работодатели за своих сотрудников. А это ни много ни мало почти 40% дополнительных издержек. То есть с каждой отданной на страхование гривни работодатель теперь платит еще и 40 коп. в госказну.
Если учесть, что украинские компании и без того не особо склонны к дополнительной мотивации своих сотрудников, такое новшество окончательно отбило у них охоту тратиться на полисы для подчиненных. «В итоге все компании, у которых есть корпоративный канал продаж, показывают падение до 50%. Есть, конечно, ряд страховщиков, демонстрирующих хоть и небольшой, но рост на уровне 9–15% по корпоративным договорам. Но в основном это компании, которые входят в крупные промышленные группы и страхуют сотрудников своих дочерних структур», — говорит Ирина Будовская.
Рынок усиленно борется за отмену этой нормы, были даже попытки предложить изменения в Налоговый кодекс как со стороны рынка, так и, к примеру, в Закон «Об оплате труда» по инициативе Министерства социальной политики. Тем не менее успехом они пока что не увенчались — чиновники остаются к проблемам страховщиков глухими. «Поэтому рынок корпоративного страхования «лежит» и будет в таком состоянии, пока не будет упразднен ЕСВ», — уверен председатель правления СК «Юпитер Виенна Иншуранс Групп» Руслан Васютин.
Ждем перемен
Накопительное страхование зачастую противопоставляется банковским депозитам — мол, деньги, доверенные банку, находятся в большей сохранности. Но это ошибка, поскольку ни один банк не способен предложить своему вкладчику помимо начисления процентов какие-либо ощутимые дополнительные преференции, в то время как страховщик, кроме накопительной функции, выполняет еще и роль финансовой защиты клиента и его семьи.
К тому же, невзирая на жесткую регуляторную политику Национального банка, надежность отечественной финансовой системы находится под большим вопросом, а счет обанкротившихся банков идет на десятки. За годы кризиса ни одна страховая компания жизни не покинула рынок из-за своей неплатежеспособности благодаря взвешенной политике инвестирования резервов, которые ведут многие рыночные страховщики. Кроме того, фактически компания по страхованию жизни не может стать банкротом. Деньги клиентов, сформированные в отдельный резерв, не входят в ликвидационную массу, и даже при возможном банкротстве компании страхователи получают свои средства в любом случае.
По такому показателю, как доходность, банки со страховщиками тоже идут ноздря в ноздрю. Ведь компании по страхованию жизни за счет инвестирования тех самых резервов ежегодно начисляют клиентам так называемые бонусы, которые могут достигать 12–20% в гривне и 5–8% в валюте. За 20–30 лет действия договора эти проценты превратятся во вполне осязаемую прибавку к нищенской госпенсии. Причем до 4% дохода в год гарантированы законодательством, независимо от того, насколько успешно страховщик инвестировал свои резервы.
«Страховщики стараются не конкурировать размером процентного дохода и все больше ориентируются на качество активов и безопасность инвестиций, придерживаясь разумного баланса между доходностью и ликвидностью», — уверена член правления Aegon Life Ukraine Нина Гузей.
Правда, привлекательность страховых продуктов все-таки снижается из-за отсутствия разумной системы налогообложения. Например, при получении страховой выплаты по договорам сроком от пяти лет 60% выплаты облагается налогом на доходы, по выкупной сумме (она выплачивается клиенту при досрочном расторжении договора) необходимость уплаты налога распространяется на весь ее объем.
Именно поэтому тот же депозит выглядит в глазах простых обывателей более понятным и прозрачным способом накопления. И без кардинальных изменений бума страхования жизни, о котором страховщики говорят уже не первый год, ожидать не стоит. «Классический сегмент будет развиваться органически и неспешно, а банкострахование — интенсивно. Также произойдет небольшое перераспределение рынка за счет ухода нескольких небольших компаний и, возможно, за счет слияния и продажи страховщиков», — считает Тарас Васютин. Не менее важна роль и пенсионной реформы, которая позволит компаниям по страхованию жизни расширить продуктовую линейку.
Самые большие надежды возлагаются на новую редакцию закона «О страховании», которая должна полностью перестроить рынок на европейскую модель, дав ему серьезный толчок для роста. В частности, для страхования жизни это означает увеличение разнообразия страховых программ, и в том числе введение так называемых продуктов unit linked, позволяющих инвестировать средства страхователей в более доходные инструменты.
Этот документ был принят в первом чтении еще в мае 2012 года, и только в середине октября Комитет Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности направил его на дальнейшую доработку. Поэтому надеяться, что страховой рынок получит концептуально новые правила игры, в ближайшем будущем не стоит. А значит, пока что ему придется развиваться в нынешних архаичных условиях.