Контракты проанализировали, как складывались судьбы некоторых стран после подписания ими Соглашения об ассоциации. Возможно, по какому-то из трех нижеизложенных путей пойдет и Украина.
Эстония, Латвия, Литва: падение и взлет
Экономическое развитие Эстонии, Латвии и Литвы после вступления в ЕС четко делится на три этапа: стремительный рост (2004–2007 гг.), сильнейший спад (2008–2009 гг.) и медленное, но уверенное восстановление (с 2010 года и по сей день). После вступления в ЕС промышленность советского периода во всех трех странах была практически полностью ликвидирована как неконкурентоспособная. Доля промышленного производства в структуре ВВП снизилась до 30% и менее, сельского хозяйства — не превышает 7%, тогда как на сферу услуг приходится более 60% ВВП. Отдельное производство — легкая и пищевая промышленность — переориентировалось преимущественно на выпуск продукции, экспортируемой в страны СНГ: основные потребители знаменитого литовского текстиля, латвийских шпрот, эстонских шоколада и ликеров — россияне, украинцы и белорусы.
Вместе с тем вступление прибалтийских государств в ЕС привело к инвестиционному буму: ежегодные темпы роста экономик Эстонии, Латвии, Литвы превышали 8%. Однако рост сопровождался высокой инфляцией и достаточно либеральной системой кредитования населения. Правда, деньги у эстонцев, латышей и литовцев на руках не задерживались, не оседали они и в госбюджетах: характер экономики резко изменился в сторону усиления потребительского спроса. Сложился своего рода замкнутый круг: получая кредиты из западных банков, население тратило их на покупку товаров в супермаркетах, которые также принадлежали иностранным компаниям. Отсутствие в экономиках этих стран свободных денег вынуждало правительства все больше заимствовать за рубежом, существенно увеличивая долги государств. Отток капитала и сворачивание местными банками кредитования в 2007–2008 гг. привели к падению предпринимательской активности, а попытки реанимировать банковскую систему — к очередному росту госдолга. Страны Балтии пережили одну из худших рецессий в ЕС. Для выхода из кризиса правительства балтийских государств были вынуждены принять жесткие меры экономии, которые, по мнению аналитиков агентства Bloomberg, могли бы стать примером для Греции, Португалии, Ирландии и Испании. Сейчас эти государства демонстрируют самый динамичный экономический рост во всем Евросоюзе, хорошими темпами снижается и безработица.
Греция: все пропало
Греция присоединилась к Евросоюзу в 1981 году. Заручившись существенной финансовой поддержкой ЕС, власти страны сразу же принялись реформировать экономику. Отдельные производства в стране, не вписавшись в общую политику разделения труда внутри ЕС, были полностью ликвидированы. В 1992 году в Греции приняли новый закон о приватизации, отдав в частные руки 700 государственных предприятий. К началу 2000-х годов в структуре греческой экономики промышленность занимала всего 20%, сельское хозяйство — около 6%, остальное приходилось на сферу услуг. При этом крупные внешние займы, доступность банковских кредитов, высокий уровень теневой экономики (до 30% ВВП) и коррупции обеспечивали достаточно высокий уровень доходов большинства населения страны. В 2000–2007 гг. среднегодовые темпы роста греческого ВВП достигали 4%. Правда, греческое экономическое чудо — по большому счету заслуга исключительно Евросоюза, финансовая помощь которого стране в начале 2000-х превысила 3% годового ВВП.
Ныне все изменилось. Вот уже пять лет Греция страдает от кризисных явлений в экономике — из всех государств Юго-Восточной Европы дела в стране идут хуже всего. Корни происходящего — не только в особенностях греческой трудовой этики и общества в целом, но и в политике Евросоюза, который долго не замечал пороков греческой экономики, а затем взялся за их искоренение слишком жесткими методами. Длительный рост зарплат и многочисленные социальные льготы позволили создать в Греции средний класс, заточенный на потребление европейских товаров. Ориентация на потребление без развития производственных мощностей стала одной из предпосылок нынешних кризисных явлений. К примеру, в стране много лет росла безработица, особенно среди молодых людей. Клановость и коррупционность греческого общества лишала молодежь доступа к самым престижным профессиям. С другой стороны, мало кто хотел работать в производственной сфере — греческое общество всех возрастных групп стремилось только потреблять. Неудивительно, что уже к 2009 году каждый пятый грек жил за чертой бедности.
В 2010-м ЕС и МВФ в обмен на финансовую помощь выставили Греции жесткие условия, которые предусматривали бюджетную экономию, приватизацию, замораживание роста заработной платы, массовое сокращение пособий и льгот. Но это не спасло греческую экономику. В 2010-м ВВП Греции рухнул почти на 5%, в 2011-м — на 7%. Как следствие: европейские финансовые институты потребовали поднять акцизы, ввести прогрессивный налог и налог на роскошь, сократить расходы на социальную сферу, повысить пенсионный возраст, снизить пенсии и минимальную зарплату, ограничить продолжительность трудовых договоров. Заговорили и о выходе Греции из зоны евро. Сокращение госрасходов, увольнения госслужащих, урезание пенсий, зарплат и льгот привели к массовым протестам граждан. «Общий европейский дом» обернулся для греков жестким диктатом былого «кормильца» — Германии и системы Евросоюза в целом. Впрочем, в Брюсселе уже расстались с идеей быстро вытащить Грецию из кризиса. Сейчас речь идет о сокращении госдолга Греции до 124% ВВП к 2020 году. Грецию удерживают в орбите ЕС скорее по политическим соображениям. При этом многие греческие политики, по аналогии с украинскими, уверены, что без них Евросоюз не обойдется, и будет продолжать, пусть жесткими методами, удерживать Грецию на плаву.
Польша: европейский Китай
Польша — один из самых успешных примеров адаптации крупной и достаточно неповоротливой экономики социалистического образца к реалиям ЕС. Осенью 2011 года компания E&Y включила государство в число 25 стран с наиболее высокими темпами роста, которые будут определять направление мирового экономического развития в следующем десятилетии, существенно опережая по этому показателю развитые страны. Польше удалось достаточно успешно пережить кризис: экономика страны, единственная в ЕС, продемонстрировала хоть и небольшой, но рост в 2008–2010 гг., который продолжился и в 2011–2012 гг. Не прекращался в эти годы и приток иностранных инвестиций в страну, причем вкладывали деньги в польскую экономику не только соседи по ЕС, но и российские, и украинские олигархи. В 2012 году количество инвестиционных проектов в стране выросло на 22% — самый высокий показатель среди стран Европы. Один из наиболее инвестпривлекательных и динамично развивающихся секторов польской экономики, наряду с информационно-телекоммуникационными технологиями, машиностроением и производством оборудования — строительство. Не последнюю роль в активизации отрасли сыграло Евро-2012, при подготовке к которому были построены, реконструированы и отремонтированы сотни километров дорог, возведены крупные спортивные объекты, отреставрировано множество памятников архитектуры и целые кварталы в городах.
Вместе с тем долговой кризис в Европе не обошел Польшу стороной. Растет госдолг страны и дефицит бюджета, слабеют позиции злотого, польские банки выводят деньги из стран Западной Европы, что лишает экономику кредитов. Стоит вопрос о повышении пенсионного возраста. Но главным вызовом для страны остается безработица. В 2012-м ее уровень достиг 10,1% против 7,1% в 2008-м, а в 2014-м, по прогнозу Еврокомиссии, составит почти 11%. Причина роста безработицы — ликвидация крупных предприятий металлургической и угольной промышленности из-за жестких экологических норм ЕС. Уничтожение целых комплексов производств спровоцировало коллапс тяжелого машиностроения и отток населения из бывших промышленных регионов, в частности, Силезского горнорудного бассейна.
Пока польские власти ищут решение проблемы растущей безработицы, международные эксперты рекомендуют Польше держаться в фарватере экономической политики Германии, но одновременно увеличивать экспорт продукции в Украину, Россию и Беларусь. К слову, с 2004 по 2012 год экспорт польских товаров в Украину вырос более чем в три раза.