В Одессе начали судить пилота Сергея Мелашенко, которого винят в гибели пятерых пассажиров футбольного авиарейса.
В Киевском райсуде Одессы начался громкий процесс по делу об авиакатастрофе в Донецком аэропорту, случившейся 13 февраля т.г. Напомним, в тот злополучный день при заходе на посадку потерпел крушение Ан-24 – чартерный рейс «Южных авиалиний» с 52 болельщиками, которые летели на матч «Шахтер-Боруссия». Тогда пятеро человек погибли, еще 26 получили увечья. Дело расследовала правительственная комиссия, прокуратура Донецкой области и Национальное бюро по расследованию авиационных происшествий. Все три инстанции сошлись в том, что виновен командир воздушного судна – 34-летний одессит Сергей Мелашенко. Еще в больницу, куда пилот попал с переломами, к нему начали приходить следователи, а позже вручили официальное уведомление о подозрении. Ему вменяют неподготовленность к полету, перегруз и то, что он допустил закритичное падение скорости самолета.
Комиссия обвинила пилота
Защитники Мелашенко убеждены, что обвинение в отношении их клиента основывается на выводах госкомиссии. А комиссия назначила виновным пилота. Согласно этим данным, самолет при посадке потерял скорость из-за ошибки неподготовленного к метеоусловиям экипажа.
Вице-премьер Александр Вилкул, курировавший расследование, заявлял, что командир воздушного судна принял решение выполнять полет без инструктора и взял на себя ответственность за безопасность выполнения полета, переоценил свои возможности и довел ситуацию до катастрофы. Инструктор был нужен ему якобы потому, что в последнее время у него было мало налета на самолете, а лишь на тренажере. По результатам расследования установлено, что в действиях диспетчеров Донецкого аэропорта ошибок не было, система посадки в аэропорту работала нормально, а метеорологи предоставили точные данные о погоде, которые пилоты получили своевременно.
«Сереже адвокат не рекомендует сейчас общаться с журналистами, однако доказательства его невиновности есть и они очень веские, надеюсь, судья их услышит», - сказала Контрактам супруга пилота Оксана Мелашенко, которая сама ранее работала стюардессой, а в последнее время основала маленькую фирму по продаже авиабилетов.
Адвокат Инна Мажеру, которая защищает пилота, говорит, что они специально подали ходатайство, чтобы дело рассматривали не в Донецке, а в Одессе. Потому что летчик Сергей не боится посмотреть в глаза потерпевшим и родне погибших, которые живут именно в Одессе.
«На заседании прокурор зачитывал обвинение, в котором если не грубые ошибки, то наглая ложь, – считает Оксана Мелашенко. – Правда была лишь в той части, где описывали телесные повреждения у пострадавших и погибших. А самое ужасное – выяснилось, что из материалов дела пропали записи черных ящиков.
Со слов Оксаны, муж держался в суде молодцом и на вопрос судьи Юлии Федулеевой, которой компьютер распределил такое сложное дело, твердо заявил: «Виновным себя не признаю!»
Защита: пилоту приписали отсутствие категории, которую дают только аэропорту
Командиру экипажа Ан-24 Сергею Мелашенко грозит до 10 лет тюрьмы
Инна Мажеру рассказывает, что при ознакомлении с уголовным делом в суде выяснилось, что из материалов исчезли графики расшифровки МСРП 12 – «черного ящика». Прокурор пробормотал, что расшифровки могут быть где-то в камере хранения вещдоков в Донецке. А ведь именно они могли бы пролить свет на истинные причины катастрофы. Графики исчезли из 19 тома, где ранее находились, и в суд представлены не были. Мажеру считает, что в ходе следствия так и не выяснили точно, сколько человек было на борту самолета. Есть цифра – 52 человека, предоставленная авиакомпанией, но свидетели говорят, что она не соответствует действительности, и людей могло быть меньше. А в обвинительном акте этот вопрос умалчивается. Адвокат недоумевает: каким же образом прокуратура пришла к выводу, что самолет взлетел с перегрузом?
«Во время судебного заседания прокурор очень долго зачитывал пункты обвинения, но среди них есть любопытные детали. Пилоту вменяют, что он не имел специальной категории IKAO (Международная организация Гражданской Авиации). Однако эту категорию дают не пилоту, а аэропорту, - уверяет адвокат Инна Мажеру. – IKAO определила категории метеоминимумов при инструментальном заходе на посадку: (категории I, II, IIIa, IIIb, IIIc) для упрощения требований к оборудованию самолетов и аэродромов. Эти категории не применяются к пилотам и не имеют никакого отношения к их квалификации».
Все обвинение основывается на выводах Национального бюро по расследованию авиационных происшествий, однако на запрос адвоката Мажеру в бюро ответили, что «в соответствии с положениями Воздушного кодекса Украины нельзя использовать материалы расследования НБР для установления чьей бы то ни было вины и соответственно привлекать для этих целей работников бюро расследований».
Пилот сломанной рукой выравнивал штурвал
Согласно выводам экспертов авиационной отрасли, у пилота было всего 10 секунд, чтобы отреагировать на аварийную ситуацию, дать команды о переходе работы двигателей на взлетный режим, вести активное пилотирование по выведению самолета в горизонтальное положение из внезапно возникшего правого крена. И надо отдать должное Сергею Мелашенко: он это сделал – вывел самолет из смертельного правого крена 58 градусов. Однако здесь уже человеческий фактор был бессилен – возник правый крен около 48 градусов. Пилот боролся что было мочи, однако самолет задел левым крылом метеовышку, после чего правым крылом жестко ударился о землю. Штурвал сломал Мелашенко руку, однако он продолжал выводить самолет в горизонтальное положение. Ему удалось невероятное: чтобы смягчить жесткую посадку на фюзеляж, он сумел оторвать самолет от земли, уменьшить крен и совершить жесткую посадку с креном не более 12 градусов. Если бы он этого не сделал, то судить было бы некого. Также адвокаты говорят, что следователи халатно отнеслись к сохранности основного источника доказательств в суде – останков самолета. Покореженный метал просто порезали на небольшие куски, и теперь эксперты даже при большом желании не смогут установить, был ли исправен тот или иной узел до катастрофы.
Жертвам не отдают компенсации
Из материалов исчезли графики расшифровки «черного ящика» МСРП 12
В зале суда присутствовали родственники погибших пассажиров, но никто из них не требовал голову пилота Мелашенко. На условиях анонимности они рассказывали, что понимают – летчик не виноват, просто совпали трагические обстоятельства – ухудшилась погода и подвела электроника на воздушном судне.
В качестве компенсации семьи погибших получили от государства и авиакомпании «Южные авиалинии» по 100 тыс. грн, но страховая компания «Гута Украина» свои обязательства так и не выполнила, хотя каждый пассажир был застрахован на крупную сумму. Потерпевшие собираются подавать коллективный иск.
Несмотря на почти 9 месяцев, минувших с момента происшествия, на заседании суда выяснилось, что многие пассажиры так и не признаны в официальном порядке потерпевшими. Среди них Тимофей Бутенко, который был на воздушном судне вместе с отцом. Им пришлось писать ходатайство судье, чтобы защитить свое право, чего почему-то не сделали следователи в Донецке.
Следующее заседание перенесли на 11 ноября, когда планируется заслушать обвиняемого – командира самолета Ан-24 Мелашенко Сергея Николаевича. Судья Федулеева известна в Одессе своим крутым нравом и жесткостью к подсудимым. К примеру, в сентябре прошлого года именно она осудила на 7 лет тюрьмы священника Дмитрия Боровика, который спровоцировал гибель 11-летнего школьника Денис Воробьева в автоаварии. Как потом говорили одесские адвокаты, это самый суровый приговор за ДТП последних лет, которые выносились в Одессе.
Если невиновность пилота доказать не удастся, по ч. 3 ст. 276 УК Украины (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, что привело к гибели людей), пилоту Сергею Мелашенко грозит до 10 лет тюрьмы.