По мнению большинства аналитиков, требования МВФ очень жесткие по отношению к Украине, многие из них — спорные, однако их выполнение позволит государству с наименьшими потерями пережить экономический кризис. Но через два года (уже в 2011-м) возникнет не менее серьезная проблема, чем рецессия: Украине придется погашать долг перед МВФ.
Зачем Украине кредит
Международный валютный фонд выделил Украине беспрецедентно большой кредит — $16,5 млрд. Это в несколько раз больше положенной стране финансовой помощи: максимальная сумма займа, которую, согласно правилам МВФ, может получить Украина, — 300% квоты (квота нашей страны составляет $2,1 млрд). Предоставление кредита директорат фонда утвердил всего за пару недель, тогда как раньше переговоры с МВФ о выделении даже небольших займов длились месяцами. Официально валютный фонд предоставил деньги Украине на пополнение международных резервов Нацбанка и поддержание курса гривни.
В последний раз страна обращалась в фонд за ссудой в 2001-м, а весной этого года МВФ даже собирался закрыть свое представительство в Киеве — на тот момент Украина уже не нуждалась в его услугах.
Однако финансовый кризис все круто изменил. Несмотря на довольно большие по меркам Украины резервы НБУ — $31,9 млрд, Нацбанк действительно испытывает проблемы с поддержанием курса гривни. Только за октябрь резервы регулятора похудели почти на $5 млрд, $4,114 млрд из которых пошли на валютные интервенции с целью погасить ажиотажный спрос на валютном рынке. В ноябре, по оценкам аналитиков, НБУ выбросил на межбанк еще $1,5–2 млрд своих резервов.
«Украинские власти вовремя обратились в МВФ за кредитом. Еще некоторое время Нацбанк мог бы самостоятельно, из собственных резервов финансировать дефицит иностранной валюты, искусственно созданный паникой населения, компаний и банков. Только в этом случае запасы НБУ иссякли бы уже в середине следующего года или даже раньше. В результате падение гривни было бы не остановить», — объясняет логику правительства и Нацбанка аналитик ИК Dragon Capital Елена Белан. При резком обвале курса гривни (например, до 20—30 UAH/USD) страна погрузилась бы в пучину долгового дефолта — ни компании, ни банки не смогли бы погасить свои внешние долги, а население — кредиты, номинированные в долларах и евро.
МВФ предоставил заем Украине «на вырост»: по прогнозам аналитиков, в следующем году спрос на валюту может увеличиться еще больше, поскольку в 2009-м украинские компании и банки должны погасить по внешним долгам $30—45 млрд.
Впрочем, резкое сокращение золотовалютных резервов НБУ и валютные долги корпоративного сектора — не единственные причины выделения Украине столь большого кредита. «Нацбанк подробно не раскрывает структуру своих резервов. Не исключено, что доля ликвидных (легко продаваемых) активов в резервах НБУ крайне мала. Поэтому регулятор обратился к МВФ с просьбой срочно предоставить заем, поскольку Нацбанк не смог выйти из собственных инвестиций без потерь», — размышляет директор по операциям на фондовом рынке ИК «Мегаполис Капитал» Виталий Шушковский. Другая возможная причина кредитования Украины в больших объемах — попытка МВФ спасти те страны, дестабилизация экономики которых нежелательна для основного акционера организации — США. «Возможно, украинское правительство решило не искушать судьбу и взять кредит, пока дают», — резюмирует Виталий Шушковский.
МВФ требует, Нацбанк выполняет (слева председатель Нацбанка Владимир Стельмах, справа - глава миссии МВФ в Украине Джейла Пазарбазиолу)
Меньше гривни
Плата Украины по кредиту МВФ — не только проценты (символические, как для нынешней стоимости денег, 4% годовых). Страна должна выполнить ряд требований фонда. Кредит перечисляют траншами, предварительно проверяя выполнение Украиной определенных качественных и количественных нормативов МВФ. Если правительство и Нацбанк не выполняют требования фонда — кредитную линию могут закрыть, а ставку по уже предоставленному кредиту — повысить.
Мотивы предъявления Международным валютным фондом неких требований странам-должникам просты: таким образом МВФ проверяет целевое использование средств. При этом по логике фонд заинтересован в том, чтобы страна поскорее вышла из кризиса и в срок погасила кредит.
Однако рецепты МВФ не всегда положительно сказываются на экономике страны, переживающей экономический или финансовый кризис. Например, дефолт в Аргентине 1999 года и последовавший за ним экономический коллапс усугубились, после того как государство последовало рекомендациям фонда.
Полегчало Кредит МВФ
позволил избежать дефолта
Некоторые требования Международного валютного фонда по отношению к Украине тоже довольно спорные. Одна из настоятельных рекомендаций МВФ (по сути, самая важная) — отмена валютного коридора и введение режима плавающего курса гривни. До весны-2008 НБУ удерживал курс нацвалюты на определенном уровне, но с мая этого года отпустил ее в рамках курсового коридора. По мнению большинства аналитиков, режим плавающего курса гривни вне коридора губителен для украинской экономики — страна много лет жила в условиях стабильной нацвалюты, поэтому резкие скачки курса гривни подогревают панику на валютном рынке. «НБУ надеется, что постепенно гривня найдет некую равновесную, рыночную стоимость. Однако для этого может потребоваться довольно много времени, пока население и компании привыкнут к новому режиму курсообразования, перестанут паниковать и скупать инвалюту», — говорит эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
Впрочем, вряд ли Нацбанк перестанет поддерживать гривню — иначе, зачем тогда фонду пополнять резервы НБУ валютой? Пока регулятор не обнародовал возможные механизмы влияния на курс гривни и, по мнению аналитиков, может внедрить модель «вертикального» валютного коридора. Например, НБУ будет выходить на межбанк с интервенциями, если в течение одного дня курс гривни меняется более чем на 1%. «Такая система регулирования валютного курса сделает гривню более гибкой, чем при жесткой привязке нацвалюты к доллару. Вместе с тем сохранится прогнозируемость курса гривни», — считает Виталий Шушковский.
Другое спорное требование МВФ — ограничение в 2009 году роста монетарной базы (наличность в обращении и обязательные резервы коммерческих банков; по определению экономистов, узкие деньги). МВФ предлагает Нацбанку в следующем году увеличить монетарную базу всего на 11%. В последние несколько лет объем узких денег в Украине рос внушительными темпами — минимум 30% в год. В 2008-м монетарная база увеличилась на 46%, с начала этого года — на 22%. По мнению некоторых аналитиков, ограничение роста монетарной базы приведет к охлаждению украинской экономики, ведь увеличение объема денег в обращении отчасти обеспечивает рост ВВП.
Впрочем, МВФ и не ожидает роста украинской экономики в следующем году, ведь он прогнозирует рецессию в Украине на уровне 3%. При этом увеличение номинального ВВП (объем продукции, произведенной в Украине, в денежном выражении), по расчетам специалистов Международного валютного фонда, в 2009-м составит 12% — почти столько же, сколько рост узких денег. «Похоже, МВФ предлагает Украине привязать увеличение объема монетарной базы к росту номинального ВВП, как это пытались делать власти западных стран в 1960–1970 гг.», — предполагает Александр Жолудь. По словам аналитика, таким образом наша страна введет режим таргетирования (удержания на определенном уровне) денежного агрегата — в данном случае монетарной базы. Похоже, эмиссары МВФ надеются, что в этом случае Украине удастся победить инфляцию и плавно перейти к режиму инфляционного таргетирования.
Таргетирование монетарной базы — один из видов монетарной политики, осуществляемой центральным банком. Другие два вида — таргетирование инфляции или обменного курса валюты. До сих пор Нацбанк таргетировал валютный курс, хотя МВФ давно советует Украине перейти к политике удержания инфляции. «Таргетирование монетарных агрегатов не получило распространения в мире, поскольку, фиксируя денежную массу, власти не учитывают скорость обращения денег в экономике», — говорит Александр Жолудь. По его словам, скорость может сильно меняться, независимо от изменения объемов предложения денег в стране. При этом, несмотря на ограниченный рост денежного предложения, цены на товары и услуги все равно растут. В Украине, к примеру, скорость обращения гривни весьма изменчива и мало зависит от объема узких денег. Потому инфляция в Украине практически не зависит от темпов увеличения монетарной базы, резюмирует Александр Жолудь.
Впрочем, ограничение роста монетарной базы может все-таки позитивно повлиять на украинскую экономику, поскольку эта мера уменьшает вероятность обвала стоимости гривни. Сегодня американская (да и европейская) валюта пользуется огромным спросом у населения и компаний. Поэтому МВФ предлагает Нацбанку уменьшить объемы поступления гривневых средств в экономику, дабы создать дефицит гривни, и уменьшить спрос на валюту. «Отчасти ограничение роста монетарной базы охладит пыл спекулянтов: вследствие массовой скупки инвалюты населением, банками и компаниями и ограниченного роста объемов гривни в обращении нацвалюта действительно станет чуть более дефицитной, чем сейчас», — соглашается с МВФ Александр Жолудь. К тому же с разрешения Международного валютного фонда в конце 2008 года Нацбанк существенно нарастит денежную базу: +11% за ноябрь—декабрь, или 20 млрд грн (согласно требованиям МВФ за 2008 год наличка и резервы банков в Украине должны увеличиться всего на 20 млрд грн). Напечатав деньги до января-2009, НБУ частично компенсирует гривневый голод в следующем году.
По прогнозам МВФ, инфляция а Украине в 2009-м составит 17%. Большинство украинских макроаналитиков согласны с расчетами специалистов Международного валютного фонда: по мнению отечественных экспертов, инфляция замедлится с 22–25% в этом году до 15–17% в следующем. Темпы роста цен снизятся в первую очередь вследствие уменьшения реальных доходов населения (т. е. скорректированных на инфляцию) и сокращения внутреннего потребления по причине экономической рецессии. Кроме того, инфляция снизится из-за низких расходов государства, причем практически по всем статьям.
Больше всех надо Последние кредитные
соглашения МВФ, $ млрд
МВФ настоятельно рекомендует Украине закончить 2008 год с дефицитом консолидированного бюджета на уровне 1% ВВП. По словам министра финансов Виктора Пинзеника, в ноябре и декабре бюджет не досчитается 7 млрд грн налоговых поступлений вследствие резкого падения доходов компаний. Тем не менее требование МВФ (относительно дефицита бюджета на уровне 1% ВВП) Украина в этом году выполнит: по итогам 2008-го ВВП составит примерно 900 млрд грн, дефицит госбюджета (при самых худших раскладах в экономике) — 7–9 млрд грн. Провал поступлений доходов в казну в IV квартале будет компенсирован перевыполнением плана мобилизации средств в январе—сентябре (госбюджет по итогам 9 месяцев сведен с профицитом на уровне 3,2 млрд грн).
В следующем году, по требованию МВФ, бюджет и вовсе должен быть бездефицитным. Отечественные экономисты считают, что это может негативно повлиять на экономику страны. В 2009-м прогнозируется дальнейшее уменьшение доходов госбюджета — украинские компании массово переходят на черную бухгалтерию, стараясь минимизировать налогообложение. «То есть чтобы выйти на бездефицитный госбюджет, западные экономисты предлагают существенно урезать его расходы, и в первую очередь на реализацию инвестиционных программ. Не исключено снижение и социальных расходов», — считает Александр Жолудь. Это означает, что отечественный ВВП в 2009-м может просесть даже больше, чем на прогнозируемые Международным валютным фондом 3%. Большинство украинских компаний в следующем году не собираются инвестировать в развитие бизнеса вследствие возможного падения доходов. Правительство при этом тоже не будет стимулировать развитие экономики государственными инвестпрограммами.
Долг платежом
Украина уже начала претворять в жизнь требования МВФ. К примеру, НБУ собирается рефинансировать банки только с уставным капиталом не менее 500 млн грн и зарегистрированные в форме ОАО (обязательное условие Фонда относительно прозрачности банковской системы). Введение новых правил рефинансирования уже заставило ПриватБанк и Донгорбанк, зарегистрированные в форме ЗАО, изменить форму собственности на ОАО.
Кроме того, Международный валютный фонд предложил Украине привязать официальный курс гривни к рыночному. В Нацбанке немедленно откликнулись на эту инициативу: в качестве рыночного ориентира НБУ выбрал межбанковский курс, к которому привязал официальные котировки гривни (наличный курс до 1 декабря 2008-го был привязан к официальному). Аналитики считают, что введение в Украине единого обменного курса действительно полезно для нашей экономики. «Единый валютный курс облегчит жизнь компаниям, поскольку позволит начислять налоги на внешнеэкономические торговые потоки, основываясь на реальном курсе (межбанковском), а не на официальном, который в последний год значительно отличался от рыночных котировок нацвалюты», — говорит аналитик ИГ «Сократ» Михаил Сальников.
По мнению большинства аналитиков, требования МВФ очень жесткие по отношению к Украине, многие из них — спорные, однако их выполнение позволит государству с наименьшими потерями пережить экономический кризис. «Выполнение рекомендаций МВФ несколько смягчит кризисные явления в нашей стране и ускорит трансформацию украинской экономики в рыночную. Но, естественно, программа Фонда не выведет Украину из кризиса», — считает Михаил Сальников.
При этом всего через два года (уже в 2011-м) возникнет не менее серьезная проблема, чем рецессия: Украине придется погашать долг перед МВФ, и он в первую очередь ляжет на плечи отечественных компаний. Поэтому не исключен резкий рост налогов в 2011–2012 гг., так как правительству придется буквально выжимать госбюджет, чтобы погашать задолженность перед МВФ. Эксперты Фонда уверены, что наша страна осилит выплату кредита: по их расчетам, украинский ВВП в 2011-м вырастет на 5–6%. Правда, при этом они признают: рост нашей экономики будет полностью зависеть от конъюнктуры мирового рынка. Поэтому, если глобальный кризис затянется на 3–4 года, а не на прогнозируемые два, экономического роста в нашей стране в 2011 году явно не будет. Последствия затяжного кризиса — суверенный дефолт Украины, обвал гривни и гиперинфляция.
Как это было
Фонд в мешке
Международный валютный фонд начал сотрудничать с бывшими советскими республиками сразу после развала СССР. Украина получила первый заем в октябре 1994 года в рамках программы, предназначенной для переходных экономик. Кредит выдали в обмен на проведение реформ в Украине: отмена импортных квот; уменьшение бюджетного дефицита; введение единого обменного курса; отмена госкредитования предприятий. В 1995 году Украина получила второй кредит — в рамках программы stand-by (средства направляются на пополнение международных резервов Нацбанка), обязавшись продолжить реформы, снизить инфляцию и улучшить состояние платежного баланса.
Украинские чиновники старались не афишировать сотрудничество с экспертами Фонда, однако часто принимали решения по результатам консультаций с МВФ. В принципе, рецепты выведения экономики из кризиса в начале—середине 1990-х были вполне адекватными, но, чтобы применить их на практике, потребовалось куда больше времени, чем прогнозировал МВФ.
В 1996–1997 гг. Украина продолжила привлекать кредиты stand-by для поддержания нововведенной гривни, а Фонд — настаивать на дальнейшем сокращении дефицита госбюджета, ликвидации налоговых льгот и ограничении темпов роста социальных расходов. Кроме того, МВФ поставил перед украинским правительством такие задачи, как сокращение задолженности по зарплатам и пенсиям, снижение инфляции, наращивание золотовалютных резервов. И все же Украина крайне медленно выходила из кризиса постсоветского времени. Директор Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Юрий Пахомов считает, что в медленном выздоровлении украинской экономики в начале—середине 1990-х виноват как раз МВФ. Основные ошибки Фонда: рекомендации проводить «взрывную» либерализацию рынков и цен (т. е. предоставление полной свободы экономическим агентам в условиях, когда еще недавно экономикой управляла государственная машина); неправильная последовательность реформ (сначала приватизация, а затем создание конкурентной среды, тогда как в идеале следовало сделать наоборот).
В 1999 году разразился скандал с участием НБУ и МВФ. При проверке Нацбанка оказалось, что регулятор растратил часть кредита Фонда на цели, не предусмотренные договором кредитования: использовал средства валютных резервов, частично состоявших из средств МВФ, в коммерческих целях. При этом Национальный банк довольно долгое время публиковал отчетность о состоянии резервов, которая не соответствовала действительности — на самом деле резервов было меньше, чем декларировал НБУ. В конечном счете Нацбанк признал свою вину, конфликт был исчерпан, но в отношениях между Украиной и МВФ наметилась трещина.
Их охлаждению также поспособствовал рост украинской экономики в 2000 году на 5,9% (до этого отечественная экономика только падала, а потому нуждалась в постоянной финансовой подпитке со стороны МВФ) и критика действий Фонда западными аналитиками. Главный экономист Всемирного банка Джозеф Э. Стиглитц назвал МВФ одним из виновников кризиса в азиатских странах. «Начиная помогать стране, Международный валютный фонд направляет туда миссию экономистов, которые часто не понимают местной специфики. Нередко МВФ давал совершенно разным странам одни и те же рекомендации. Я знаю случай, когда представители Фонда скопировали часть текста из отчета по одной стране и вставили его в другой», — отмечает Джозеф Стиглитц. МВФ все чаще стали обвинять в том, что, прописывая своим подопечным либерализацию финансового и валютного рынков, он поставил под угрозу стабильность мировой финансовой системы.
В Украине тем временем (в начале 2000-х) экономическая ситуация резко улучшилась — в основном за счет роста мирового металлургического рынка. В 2001-м Леонид Кучма, второй президент Украины, заявил, что стране пора привыкать жить без денег МВФ. С 2001 года вплоть до ноября 2008-го наша страна не получала от Фонда новых кредитов.
В 2003-м Леонид Кучма поручил НБУ рассмотреть возможность досрочного погашения кредитов МВФ. Правление Нацбанка с энтузиазмом поддержало эту идею, однако члены Совета НБУ высказались против досрочного погашения займов — поэтому Украина до сих пор платит по займам МВФ, полученным еще до 2001 года.
МВФ неоднократно рекомендовал Украине отпустить курс гривни и начать таргетировать инфляцию вместо нацвалюты. Однако, по мнению некоторых украинских экономистов, переход к инфляционному таргетированию даже сегодня преждевременен для отечественной экономики.
Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов многие дельные советы МВФ. Например, по его инициативе норматив адекватности капитала банков был увеличен с 8% до 10%. В последние годы Международный валютный фонд не переставал напоминать Украине о рисках, связанных с бумом розничного кредитования (что вполне резонно, поскольку точную долю проблемных потребительских кредитов в общем кредитном портфеле банков пока не знает никто), и призывал усилить банковский надзор. Кроме того, сотрудники Нацбанка охотно принимали техническую помощь организации — консультации, методики, проведение семинаров.
Весной этого года МВФ собирался закрыть представительство в Украине — страна больше не нуждалась в услугах Фонда, разве что изредка чиновники обращались к специалистам финансовой организации за советом. Однако закрытие офиса решили перенести на 2009-й — и, как показало время, не зря: на данный момент кредит на сумму $16,5 млрд, кроме МВФ, не может предоставить ни одна финансовая структура мира.