«Когда начинается маски-шоу, всех, кто находится в офисе, валят лицом в пол. Затем конфискуются ноутбуки, вскрываются сейфы, изымается вся документация и уставные документы компании. Сразу никто никому не показывает удостоверения и разрешения на обыск», — на условиях анонимности рассказывает Контрактам финансовый директор столичной IТ-компании, которая столкнулась с обыском офиса сотрудниками Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями.
По ее словам, никакие двери и замки не защищают от людей в черных костюмах и масках с автоматами наперевес. В лучшем случае — охрана успевает дать руководству сигнал о приходе незваных гостей. «Все происходит в мгновение ока. Когда вся документация и техника изъяты, начинается «марафон на выживание»: всех запирают в одну комнату, не выпускают ни покушать, ни покурить. В туалет выводят под конвоем. А потом вызывают на допрос по одному», — вспоминает финансист. Другой столичный предприниматель, занимающийся доставкой бытовой техники и переживший обыск, также согласился общаться с нами лишь на условиях конфиденциальности. «К нам нагрянули в первой половине дня — еще до 11 часов утра. Только ближе к вечеру они представились и начали со мной говорить. У меня в офисе искали подтверждение, что я торгую контрабандой. Сотрудников просто измучили. Первых начали отпускать домой только в три часа ночи, топ-менеджмент продержали до десяти утра следующего дня», — рассказывает директор интернет-магазина. По его мнению, юридическая защита срабатывает только при плановых или внеплановых проверках контролирующих органов, в том числе налоговой инспекции, когда предупреждают о своих визитах заблаговременно. «А против лома нет приема. Когда маски-шоу у тебя в офисе, приходится только подчиняться», — констатирует предприниматель.
Громкие «битвы»
Последнее громкое дело — обыск центрального и киевского филиала ПАО «Укрсоцбанк» 20 сентября. Как сообщили в управлении связей с общественностью МВД Украины, уголовное производство расследуется по ч. 5 ст. 191 Уголовного кодекса (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением, осуществленное в особо крупных размерах или организованной группой). В МВД уверяют: эти обыски санкционированы судом. Но пикантность ситуации в том, что обыскивать киевские офисы санкционировал своим постановлением Ленинский районный суд Донецка. По информации источников Контрактов, обыск проводился по отработанной схеме: захват, конфискация, допрос. Само банковское учреждение комментирует происшедшее сдержанно. «Обыск был связан с одним конкретным должником банка — ПрАО «ИСА Прайм Девелопментс». У нас уже было несколько судебных дел с этим заемщиком. Банк всегда действует в рамках закона и всегда выполняет свои юридические обязательства», — сообщила Контрактам начальник департамента идентичности и коммуникаций ПАО «Укрсоцбанк», UniCreditBank Ирина Кобыльченко.
Правило №1: компанию предупреждают о проверке за 10 дней до нее
Правило №2: проверяющие предъявляют руководителю компании свои удостоверения и направление на проведение проверки
Правило №1: проверяющие предъявляют руководителю компании свои удостоверения и направление на проведение проверки
Правило №2: компанию ознакамливают с приказом о проведении проверки и предоставляют копию этого приказа**
*по данным международной юридической компании Integrites
**Работники налоговой милиции могут участвовать в проверке компании, если она проводится на основании постановления следователя в рамках уголовного производства или если проверку проводят в рамках оперативно-розыскного дела
Месяцем ранее маски-шоу произошло в офисе интернет-магазина Fotos.ua. Об этом стало известно 6 августа, когда на главной странице сайта вывесили объявление, что магазин приносит клиентам извинения за временные неудобства и не может выполнить их заказы. «К сожалению, у нас нет никакой технической возможности ни отправить SMS уведомления, ни принимать телефонные звонки, в том числе и на мобильные номера. Мы надеемся, что в самое ближайшее время мы полноценно возобновим работу», - говорилось в официальном сообщении Fotos.ua. Выяснилось, что офис и склад интернет-магазина бытовой техники были опечатаны в ходе проверки налоговой милицией. Пикантная ситуация присутствовала и в этом случае – маски-шоу проводилось, когда собственники интернет-магазина были в отпуске за рубежом. «Их физически не было в Киеве», - сообщил журналистам президент компании Imena.UA Александр Ольшанский. И добавил: «В ближайшее время можно не ожидать подобных ситуаций с другими интернет-магазинами бытовой техники. Уже некого проверять. Крупных игроков - буквально 5 компаний. Их уже всех потрусили, как могли». Полностью возобновить работу Fotos.ua удалось только 21 августа. Однако, детали инцидента собственники Fotos.ua до сих пор предпочитают держать в тайне.
В этом году попал под удар и киевский офис международной компании моментальных интернет-расчетов WebMoney. Он до сих пор не смог полностью восстановить свою работу после обыска и изъятия компьютерной техники 11 июня. Тогда в налоговом ведомстве сообщили, что обнаружены «значительные нарушения» в работе ООО, которое является гарантом деятельности WebMoneyTransfer в Украине. Также налоговики установили, что правила этой системы не согласовывались в НБУ.
Правила обороны
«Люди в масках — это как сомалийские пираты на корабле. Главное правило, когда они врываются в офис: не оказывайте им сопротивление! И постарайтесь позвонить адвокату. Далее дело только за ним», — советует своим клиентам киевский частный финансовый консультант-аудитор Игорь Журавлев. По его мнению, маски-шоу случайно в двери компании не стучатся, а чаще всего действуют по наводке. Правоведы с этим утверждением полностью согласны. «Проверки либо процессуальные действия могут быть результатом агрессивных противоправных действий, инициированных враждебно настроенными третьими лицами. Например, конкурентами или рейдерами», — говорит руководитель отдела судебного разрешения споров Международной юридической компании Integrites Денис Киценко. Он считает, что агрессивные действия контролирующих и правоохранительных органов вполне можно предотвратить. Для этого нужно прежде всего провести налоговый аудит по спорным вопросам бухгалтерского и налогового учета конкретного бизнеса за период исковой давности. Его цель — найти и устранить слабые звенья в учете, которые могут быть использованы конкурентами в дальнейшем. «Юридическая компания должна составить практические рекомендации относительно устранения или минимизации возможных негативных последствий», — советует Денис Киценко. Адвокаты рекомендуют заранее рассказать сотрудникам правила поведения на случай появления нежданных гостей. В первую очередь советуют требовать у проверяющих предъявления удостоверений. «Нужно переписать данные всех сотрудников правоохранительных органов для возможного дальнейшего обжалования или привлечения к ответственности. Следующий шаг — требовать предъявить решение следственного судьи о проведении выемки или обыска. В соответствии с положениями УПК Украины, такое решение действительно в течение месяца», — консультирует адвокат юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Егор Штокалов. И не лишним будет сообщить общественности о данной попытке «захвата» бизнеса. «Действенное средство обороны — масштабное распространение информации об агрессивных действиях проверяющих через СМИ», — говорит Денис Киценко.
Хитрости самозащиты
Никакие двери и замки не защищают от людей в черных костюмах и масках с автоматами наперевес
Опытные бухгалтеры признаются, что сегодня уже мало кто хранит свою бухгалтерию на дисках офисных компьютеров. «Полная управленческая бухгалтерия прячется на удаленных серверах. И в экстренных случаях программисты за доли секунды отключают офисные компьютеры от доступа к этим серверам», — рассказывает столичный аудитор, не пожелавший назваться по понятным причинам. Поддерживают такую стратегию поведения и юристы, настоятельно рекомендуя предпринимателям заблаговременно решить все вопросы, связанные с организацией информационной безопасности предприятия. «Что касается электронных носителей информации, то я бы рекомендовал арендовать сервер, физически располагающийся в юрисдикции, не имеющей с Украиной договора о правовой помощи. Изъять его в таком случае будет невозможно», — советует управляющий партнер компании International Business Consulting Андрей Загоруйко. Обратите внимание на юридическую хитрость — в соответствии с действующим законодательством, предприятие должно обеспечить сохранность первичной хозяйственной документации в бумажном виде. По словам правоведов, ошибочно трактовать это положение как однозначное требование хранить уставные документы компании на территории предприятия. «Одним из действенных методов является передача документов адвокату в связи с оказанием последним правовой помощи. Статьей 161 УПК установлены вещи и документы, к которым запрещен доступ. Это переписки или другие формы обмена информацией между защитником и его клиентом или любым лицом, которое представляет его клиента, в связи с предоставлением правовой помощи», — рассказывает Контрактам юрист международной юридической компании «ЮЛС Чарногурский» Инна Сыроватка.
Есть и другие варианты хранения. «Физически документация может храниться в банковской ячейке или в специализированном учреждении, предоставляющем услуги хранения документации», — объясняет Андрей Загоруйко. По его словам, для того чтобы изъять документы у этих организаций, правоохранительным органам необходимо совершать дополнительные процессуальные действия. А у предприятия появляется возможность обжаловать факт проверки и минимизировать негативные последствия изъятия первичной документации.
8 причин, когда можно отказать в проведении обыска*
У проверяющего нет оригинала определения суда о проведении обыска
Проверяющий не вручил копию определения суда до начала обыска
Проверяющий не следователь или прокурор
Проверяющий не предъявил служебное удостоверение
Прошел месяц с даты определения судом проведения обыска
Стремление обыскать не то помещение, которое указано в определении суда
Когда в определении суда неверно указаны лица, которым принадлежит помещение
Когда в определении суда не указаны лица, которые фактически владеют помещением
Кого и когда можно не пускать с проверкой на предприятие?*
Проверяющих без полномочий на проведение проверки
Окончился срок проведения проверки (плановая - 15 рабочих дней, внеплановая - 10 рабочих дней)
Не было уведомлено о проведении плановой проверки
Не предъявляется приказ о проведении внеплановой проверки
Проверяющий не предъявляет служебное удостоверение или направления на проведение проверки
На момент проверки на предприятии отсутствует руководитель, его заместитель или уполномоченное лицо
Проведение проверки не по местонахождению субъекта хозяйствования
*по данным международной юридической компании Integrites