В последние дни все чаще звучат одни и те же вопросы – а что там с долларом? Почему так вырос евро? И что теперь делать с гривной? Впрочем, общественность зря волнуется – обвал гривни пока не ожидается. То, что сейчас происходит с валютами – реакция на более чем нестандартную ситуацию в США.
А ситуация действительно интересная. В последний месяц США уже неоднократно заставили финансовый мир вздрогнуть. Началось все в середине сентября, когда Федеральный Резерв неожиданно для всех принял решение не сворачивать программу количественного смягчения еще какое-то время. Какое именно время – он не сказал. Мир начал теряться в догадках и строить всяческие прогнозы.
Естественно, первой мыслью, пришедшей в голову после такого демарша – в Штатах все не так хорошо, как демонстрируют власти. Поэтому доллар начали продавать. Соответственно, евро стремительно вырос, о чем мы все узнали утром из обменных пунктов.
Но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что это может быть всего лишь перестраховочный шаг. Немного цифр, чтобы было понятней. Для США в докризисный период критическим в плане безработицы был уровень 5%. Сейчас безработица составляет 7,3%. Глава ФРС Бен Бернанке ранее говорил, что для завершения программы стимулирования ориентиром будет уровень безработицы 6,5%. Сейчас эта цифра снижена до 6%.
Многие эксперты ухватились за это и объявили, что Федеральный Резерв сам не знает, чего хочет. Так оно и выглядит при первом рассмотрении. Однако, нужно учитывать и тот факт, что преемником Бена Бернанке на посту главы ФРС, скорее всего, будет его коллега Джанет Йеллен, которая сама участвовала в разработке программы выкупа облигаций и не является сторонницей быстрого отказа от этой программы. Так что желание повременить с отказом от программы стимулирования экономики и посмотреть, а что дальше будет, вполне объяснимо.
Хотя позже представители ФРС признали, что не надо было так шокировать финансовые рынки. Резковато получилось.
Только переварили эту новость, получите другую. Да покруче первой. Каждую осень мы наблюдаем шоу – бюджетные переговоры в США. Каждый год они были на грани срыва, но в последний момент все заканчивалось хорошо. Но не в этом. Камнем преткновения стала реформационная программа президента Барака Обамы в сфере здравоохранения, известная как Obamacare. В условиях жесткой нехватки денег многие чиновники не соглашаются финансировать ее в полном объеме. Конгресс был разбит на два лагеря, каждый из которых шантажом и угрозами пытался добиться своего. В последние часы до дедлайна Палата представителей одобрила краткосрочное продление финансирования федеральных ведомств до середины декабря, проголосовав 228-201 «за», однако в Сенате на это был готов свой ответ: 54-46 «против».
В итоге впервые за 17 лет были частично закрыты государственные учреждения, а 8 тыс. человек оказались не у дел. По некоторым оценкам, это приведет к снижению темпов роста экономики на 1,4 п.п. Напомним, 30 дней частичного закрытия госучреждений в 1995 и 1996 г.г. обошлось более чем в $1,4 млрд или $2,09 млрд в сегодняшних ценах.
Полуобморочный Минфин США
Экономические последствия дефолта США могут растянуться на целое поколение
На сегодняшний день остаются неизвестными как продолжительность вынужденного закрытия госслужб, так и дальнейшая судьба самих госслужащих, которые оказались на улице. Попытка банкиров образумить враждующие стороны также не увенчалась успехом. На встрече в Белом Доме управляющие J.P. Morgan Chase, Bank of America, Morgan Stanley, American International Group, Citigroup, Wells Fargo, Deutsche Bank пытались предостеречь ка Обаму о том, что финансовая система страны пострадает, если скорейшим образом не будут разрешены проблемы локаута и долгового потолка. Конструктивного разговора не получилось. Банки посмотрели на это и дали старт антикризисным программам, которые использовались в 2011 году. На всякий случай.
В то время как страна пытается оценить политические риски этой ситуации (опрос CNN показал, что 46% американцев обвиняют республиканцев, а 36% перемывают кости сторонникам Обамы), финансовые рынки остались без важных экономических отчетов. Американское Бюро статистики рынка труда в среду подтвердило, что пока не разрешится ситуация с государственными учреждениями в стране, экономические данные собираться не будут. То есть столь ожидаемый правительственный отчет по занятости в США в сентябре, который традиционно выходит в первую пятницу месяца, в этот раз не вышел. А ведь именно этот отчет прояснял ситуацию в отношении приблизительных сроков сворачивания пресловутой программы количественного смягчения.
Но и это еще не все. Грядут переговоры о повышении потолка государственного долга США. Обама, конечно, пытался проигнорировать необходимость данного мероприятия, ссылаясь на сирийский конфликт и необходимость спасти мир, но не тут-то было. Сирийский конфликт незаметно сошел на нет, и перспектива переговоров стала более чем реальной.
Каждый раз эти переговоры проходит ярко и незабываемо. В прошлом году, например, к ним пытались приурочить чуть ли не финансовый апокалипсис. Хотя на самом деле этот потолок – формальность. Он ничего физически не ограничивает, а с 1940 года он повышался около 100 раз. Правда, американцы к подобным формальностям относятся трепетно. Более того, промедление с повышением потолка приведет к потерям в экономике, как это уже было в 2011 году. А в сочетании с тем, что творится сейчас, слово «дефолт» вполне может материализоваться.
Министерство финансов США по этому поводу находится на грани депрессии: «Экономические последствия дефолта будут не просто глубокими, эти последствия, включая повышение процентных ставок, сокращение инвестиций, увеличение долговой нагрузки, а также ослабление роста экономики, могут растянуться на целое поколение».
Но интересно то, что основные держатели американских облигаций – Китай, Япония и другие азиатские правительства – пока не склонны драматизировать ситуацию и лишь совсем незначительно корректируют свои портфели. С безграничным спокойствием Азия наблюдает за американским спектаклем. И это при условии, что в портфелях указанных стран содержится около $5 трлн, что эквивалентно почти трети ВВП США.
На фоне всех этих баталий доллар, естественно, падал, евровалюта, само собой, росла. Поскольку евро по отношению к гривне отражает ситуацию на мировых рынках, то мы увидели преодоление отметки 11,00. А поскольку доллар в нашей стране имеет особый статус, то падение американской валюты никак не отразилось на курсе доллар/гривня. В ближайшей перспективе евро немного снизится, поскольку после внушительного роста намечается коррекция на мировых рынках. Доллар останется в диапазоне 8,17 – 8,20 UAH/USD. И все будут с нетерпением ждать 17 октября – дня, когда, скорее всего, снова ничего не случится.