С 19 по 22 сентября 2013 года в Киеве впервые прошел ежегодный Конгресс Международной лиги конкурентного права – LIDC (Швейцария), собравший более 100 участников со всего мира (Бразилия, Япония, США, Европа, Австралия, СНГ), среди которых авторитетные ученые, ведущие практикующие эксперты в сфере конкурентного права и интеллектуальной собственности, представители европейских и украинских антимонопольных ведомств.
Международная лига конкурентного права (LIDC) является объединением профессионалов, созданным с целью изучения конкурентного права, права интеллектуальной собственности, а также проявлений недобросовестной конкуренции. Ежегодный Конгресс LIDC проводится уже более 20-ти лет и является одним из крупнейших международных событий в сфере конкурентного права и интеллектуальной собственности, по итогам которого принимаются резолюции с возможными решениями рассмотренных проблемных вопросов и рекомендациями для государственных органов.
В этом году принимающей стороной Конгресса в Киеве выступила Ассоциация противодействия недобросовестной конкуренции - АПНК (Украина), официальный представитель LIDC в Украине. Спонсорскую поддержку Конгрессу оказали юридические компании – Asters и Arzinger, активно работающие и практикующие в сферах антимонопольного права и интеллектуальной собственности.
«Ассоциации противодействия недобросовестной конкуренции, официальному представителю LIDC в Украине, выпала огромная честь проводить в Украине такое масштабное и важное мероприятие, одно из крупнейших событий в сфере конкурентного права и интеллектуальной собственности. Особенно мы гордимся тем, что за более 20-летнию историю Конгресс впервые проходил за пределами Европейского Союза и именно в Украине, что еще больше подчеркивает важность данного события для Украины в рамках налаживания международных отношений, позиционирования нашей страны на мировой арене как государства, соблюдающего и развивающего конкурентные отношения в бизнесе и обществе», - комментирует Сергей Шкляр, к.ю.н., президент АПНК в Украине.
Открывая Конгресс, Василий Цушко, Председатель Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) поблагодарил участников и организаторов за выбор именно Киева местом проведения Конгресса и рассмотрение тем, которыми сегодня занимается антимонопольное ведомство Украины. Господин Цушко подчеркнул, что антимопонопольное законодательство Украины создано практически благодаря и с помощью ведущих европейских и мировых экспертов, оно постоянно совершенствуется и улучшается.
В своей работе Антимонопольный комитет Украины активно привлекает и обращается за советами к международным экспертам. Так, в ходе работы над Программой развития конкуренции на 2014-2024 гг. активно привлекались эксперты ЮНКТАД, МСАП и другие международные эксперты, в результате чего Комитет получил хорошие и серьезные материалы, которые были имплементированы и применены при доработке Программы. «Программа будет приниматься как законопроект. Она была утверждена Правительством еще в августе, сейчас проходит формальности и подается в Парламент. В ее подготовке принимали участие и международные эксперты, и практически все органы власти, вплоть до областного уровня, ученые, юридическая среда, привлекались компании. Мы постарались максимум учитывать всех, чтобы Программа потом работала… С помощью европейских экспертов разработан и уже находится на рассмотрении парламента законопроект о госпомощи субъектам хозяйствования, что также будет способствовать развитию конкуренции», отметил Василий Цушко.
В этой связи проведение международного Конгресса по конкурентному праву в Киеве является особенно важным в рамках развития конкуренции в Украине. «Мы уверены, что в результате работы Конгресса, мы получим важный и интересный материал для анализа и изучения, поделимся своим и узнаем опыт международных коллег, который используем для улучшения эффективности работы Комитета», - подытожил г-н Цушко.
АПНК в тесном сотрудничестве с офисом и научным комитетом LIDC разработали программу, посвященную таким актуальным вопросам, как антимонопольное регулирование розничного рынка продовольственных товаров, несоблюдение политик CSR, недобросовестная коммерческая практика и взыскание убытков причинённых нарушением в сфере антитраста, справедливые стандарты FRAND, торговые знаки и рыночные аспекты новых доменов верхнего уровня, соблюдение антимонопольного законодательства. Докладчиками по данным вопросам выступили уважаемые и известные международные эксперты в сфере конкуренции, среди которых: проф. Фредерик Жанни, Бизнес школа ESSEC (Франция); Гай Триттон, HOGARTH CHAMBERS (Великобритания); проф. Анселм Камперман Сандерс, Университет Маастрихта (Нидерланды); др. Клавдия Тапия, LL.M, BlackBerry (Германия); др. Силвия Цекели, Европейская Комиссия; Ричард Вольфрам, адвокат (США); Кристиан Лоё, ETSI (Франция); проф. Мюрьель Шаньи, Университет Версаля (Франция); Брюс Килпатрик, Addleshaw Goddard (Великобритания); др. Марко Хартманн-Рюппель, Taylor Wessing (Германия); др. Торстен Беттингер, LL.M., Bettinger Schneider Schramm (Германия).
Отдельная панель была посвящена вопросам соблюдения антимонопольного законодательства и основным проблемам развития экономической конкуренции в Украине и России. Свои доклады представили Николай Бараш, государственный уполномоченный, Антимонопольный комитет Украины, Андрей Цыганов, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России, Герман Захаров, консультант Юридической фирмы АЛРУД, Исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ» (Россия), а также Наталия Иваницкая, к.ю.н., эксперт Ассоциации противодействия недобросовестной конкуренции, старший юрист Адвокатского объединения Arzinger (Украина). Модерировал секцию Александр Вознюк, советник, практика Антимонопольного права, Asters (Украина).
Николай Бараш в своем докладе «Пути развития реализации конкурентной политики в Украине» рассказал о результатах работы антимонопольного ведомства в Украине за время действия современной системы конкурентного законодательства Украины (с марта 2002 г.), в числе которых прекращение 39 000 нарушений, в том числе вынесение более 5800 рекомендаций. Существенными причинами совершения таких нарушений он назвал несовершенство структуры рынков, кризисные проявления в экономике, низкий уровень эффективности механизмов саморегулирования и влияние ограничений конкуренции международного происхождения.
Основными направлениями развития конкурентной политики Украины, по словам г-на Бараша, является модернизация работы органов АМКУ, усовершенствование законодательной базы в сфере развития и защиты конкуренции и создание механизма координации деятельности органов власти по реформированию и развитию рыночных отношений.
Опытом работы антимонопольных ведомств и действием конкурентного законодательства в России поделился Андрей Цыганов. Так, статистика за 2012 год гласит, что ФАС России открыто было более 10 000 дел, в том числе обнаружено 8173 нарушений антимонопольного законодательства и наложено штрафов на 11,6 млрд. рублей (около 380 млн. долларов США). К достижениям работы российского ведомства г-н Цыганов также отнес снижение давления на бизнес за счет уменьшения контроля над экономическими концентрациями в части контроля за слияниями и поглощениями. Так, в 2014 году планируется полностью исключить уведомительный порядок рассмотрения сделок экономической концентрации. В долгосрочной перспективе ФАС России ставит себе задачу повышения эффективности правоприменения на основе лучших мировых практик и уменьшение административного давления на бизнес. Данные задачи отображены в долгосрочной стратегии до 2024 года, утвержденной ФАС России в 2013 году.
Продолжил тему антимонопольного регулирования в России Герман Захаров, рассказав о видении бизнеса на формирование эффективной конкурентной политики. Позитивными воздействиями изменений законодательства в отношении антиконкурентных соглашений, по словам г-на Захарова, являются разделение составов антиконкурентных соглашений и антиконкурентных согласованных действий, либерализация регулирования вертикальных соглашений и разработка методик и разъяснений законодательства. При этом есть риск снижения стандартов доказывания (подмена понятий оценки воздействия на конкуренцию и анализа рынка).
В свою очередь, Наталия Иваницкая остановилась на некоторых вопросах функционирования антитраст-системы в различных юрисдикциях, которые являются предметом активной дискуссии, поскольку от подхода к их разрешению зависит модель как эффективного функционирования бизнес структур, так и регулирования их поведения антимонопольными органами государственной власти. В частности, Наталия раскрыла особенности подходов в США, ЕС, России и Украине к разрешению таких вопросов, как: картели, согласованные действия, параллельное поведение, стандарты доказывания, Leniency, методика определения размера штрафов.
Второй день Конгресса был посвящен рассмотрению двух научных вопросов: (1) эффективность антимонопольного регулирования розничного рынка продовольственных товаров (слияния, ограничение свободы конкуренции, злоупотребление доминирующим положением на рынке); (2) является ли несоблюдение политик CSR (корпоративной социальной ответственности) недобросовестной коммерческой практикой.
Ранее национальные группы LIDC, включая АПНК, представили свои доклады по каждому из вопросов, на основании которых международные докладчики разработали детальные доклады. Национальным докладчиками от Украины по данным научным вопросам выступили одни из ведущих экспертов Украины в сфере антитраста и конкурентного права: Тимур Бондарев, управляющий партнер, руководитель практики антимонопольного и конкурентного права Адвокатского объединения Arzinger, и Игорь Свечкарь, партнер юридической фирмы Asters.
По итогам докладов и обсуждений по каждому из данных научных вопросов участниками Конгресса были разработаны резолюции с предложениями возможных решений рассмотренных проблемных вопросов и соответствующими рекомендациями для государственных органов. С текстами резолюций можно ознакомиться на сайте LIDC: www.ligue.org
В завершение Конгресса Сергей Шкляр еще раз поблагодарил всех за участие и отметил: «Мы благодарим всех за участие в Конгрессе в Киеве и действительно рады, что имеем возможность открыто вести диалог на таком высоком международном уровне, поскольку, обмениваясь опытом и раскрывая особенности подходов к разрешению вопросов в сфере антимонопольного и конкурентного регулирования, развитие и укрепление честных правил экономической конкуренции, а также гармонизация конкурентного законодательства становится не декларативным заявлением, а реальными и эффективными действиями».