Успешные интернет-сервисы смогут не только пережить финансовые трудности, но и увеличить доходы за счет роста спроса на онлайн-рекламу. Ежегодно число пользователей интернетом растет в Украине минимум на 30%. Сегодня всемирной сетью пользуются, по разным оценкам, от 5 до 9 млн наших соотечественников. Большинство экспертов уверены, что кризис обойдет стороной Всемирную паутину, прогнозируя увеличение посещаемости интернет-ресурсов.
Различные исследования показывают, что в условиях сложного финансового положения многие граждане в первую очередь будут экономить на развлечениях. И не исключено, что времяпрепровождению вне дома — ресторанам, клубам, кинотеатрам и проч. — они предпочтут домашние развлечения, в том числе интернет. Тенденция прослеживается уже сейчас. По данным статистики bigmir.net, в октябре по сравнению с сентябрем украинцы провели в интернете на 5,32% больше времени.
Активнее будет использоваться сеть при поиске работы или с целью приобретения товаров, прогнозируют эксперты. Так дешевле и удобней. К примеру, цены на продукцию в виртуальных магазинах Уанета сегодня ниже, чем в обычных маркетах, примерно на 10% (онлайн-магазины не платят за аренду помещений, зарплату консультантам и т. д.). В новом отчете TNS и The Conference Board говорится, что в этот праздничный сезон американские потребители потратят меньше на приобретение товаров в обычных магазинах, но больше — в онлайн-сервисах. По данным аналитиков, объемы мировых онлайн-продаж в IV квартале 2008 г. составят $42,5 млрд — на $3,5 млрд больше по сравнению с прошлым годом. «Принимая во внимание нынешнюю экономическую ситуацию, неудивительно, что потребители хотят уменьшить свои расходы и намереваются приобретать вещи в онлайн-магазинах, где можно получить значительную скидку», — отмечает Линн Франко, директор исследовательского центра The Conference Board.
«Проникновение интернета с каждым годом увеличивается, а с ростом пользовательской аудитории повышается и доля продаж в сети, — говорит Дмитрий Купреев, директор сети Unitrade (холдинг Unitrade Group, владелец сети City.com). — Поэтому финансовый кризис заставит ретейлеров диверсифицировать свои каналы сбыта за счет интернета». По словам маркетолога компании «Мобитрейд» Вадима Дубровина, тенденция ухода покупателей из обычных торговых точек в сеть прослеживается уже на протяжении нескольких лет, что связано с расширением рынка услуг интернет-провайдеров, ростом доверия к онлайн-магазинам, низкими ценами и т. д. В III квартале текущего года процент покупателей, мигрировавших в сеть, заметно вырос. Только в октябре число новых посетителей интернет-магазина «Мобитрейд» по сравнению с августом увеличилось на 8% (до 58% общего количества пользователей).
Но бума онлайн-продаж во время кризиса участники рынка все же не ожидают. Возможно, темпы роста интернет-торговли даже несколько снизятся. В I полугодии 2009-го, по прогнозам экспертов Мобитрейда, оборот рынка вырастет только на 40–60% против нынешних 70–90% и составит $100–150 млн. «Это связано с высокой инфляцией, нестабильностью валют и перспективой падения платежеспособности потребителей, — считает Вадим Дубровин. — Уровень безработицы в Украине может достигнуть 8–20%. Часть безработных — наши вчерашние клиенты». «Ухудшение материального положения покупателей заставляет задуматься о покупке в целом, а не о месте приобретения товара, — вторит ему Дмитрий Купреев. — Наши интернет-магазины Unitrade и City.com выступают не основным, а дополнительным, имиджевым сервисом. Для постоянных клиентов они играют роль витрин-каталогов, при помощи которых можно ознакомиться с новинками, акциями, оформить предварительный заказ. И в ближайшее время вряд ли что-то изменится».
Впрочем, эксперты ожидают, что ко II полугодию 2009-го ситуация стабилизируется и доходы основных интернет-порталов (будь-то магазины, сервисы по поиску работы или развлекательные сайты) как минимум не упадут. В крайнем случае их заработки будут расти меньшими темпами. Закроются новые небольшие нераскрученные коммерческие проекты, тогда как сайты с высокой посещаемостью могут рассчитывать на увеличение рекламных поступлений. Минимизируя затраты на продвижение, многие предприятия сейчас отказываются от дорогостоящих рекламных кампаний на ТВ, наружной рекламы, радио и проч., перераспределяя бюджеты в пользу более дешевых интернета и BTL. По информации Контрактов, некоторые из крупнейших рекламодателей в 2008-м намерены увеличить рекламный бюджет на следующий год под интернет-площадки на 20-200%. Всеукраинская рекламная коалиция уже изменила свой летний прогноз относительно объемов онлайн-рекламы 2008-го, увеличив оборот индустрии с $19 млн до $21 млн. Александр Деркач, директор ООО «Бегун-Украина», считает, что в 2009 году рынок интернет-рекламы и вовсе достигнет $35–40 млн. При этом сегмент контекстной рекламы вырастет на 100–133% и составит треть от всего рынка (от $12 млн до $14 млн).
Рост спроса на рекламу в сети ощущается уже сейчас. «Многие интернет-магазины с высокой посещаемостью размещают на своих страницах рекламу сторонних, не конкурентных компаний, — рассказывает Вадим Дубровин. — Доля этих рекламных поступлений в общем доходе пока достаточно низка — примерно 3–5%. Но, учитывая нынешние темпы роста объемов рекламы на сайте, в 2009-м ожидаем увеличения рекламных поступлений в два-три раза». «Судя по объемам выполненных работ нашим агентством, спрос на онлайн-рекламу в ноябре по сравнению с августом увеличился в четыре раза, — констатирует Лариса Гажа-Литвиненко, директор рекламного агентства «Твои интернет-решения». — В интернет пришли новые рекламодатели, которые ранее не размещались в сети. Они признаются, что таким образом оптимизируют расходы на продвижение».