IV Энергетический саммит, в котором принимал участие Виктор Ющенко, должен был хоть как-то отрезвить Киев. Однако в Украине похоже считаются лишь с собственными интересами и даже не стремятся получить информацию о чужих.
Каждая поездка президента Украины Виктора Ющенко в Азербайджан воспринимается наблюдателями как очередной шаг к вожделенной энергетической независимости Украины и использованию ее транзитных ресурсов. Слова «Одесса—Броды» звучат, как музыка, и то, что реверс никак не сменяется аверсом, никого особо не беспокоит. Скоро все будет!
Между тем IV Энергетический саммит, в котором принимал участие гарант, должен был хоть как-то отрезвить Киев. Баку и раньше относился к альтернативным проектам с изрядной долей осторожности. Теперь ситуация ухудшилась.
Гейдар Алиев и его сын Ильхам занимались строительством стабильного государства. Но нефтяного. Именно высокие цены на черное золото позволили режиму укрепиться, покончить с хаосом, царившим в Азербайджане с первых лет его государственности, маргинализировать оппозицию и благополучно пережить смену правителя. Но сейчас цены на нефть падают, и в этом главная угроза и азербайджанской стабильности, и режиму Ильхама Алиева. В этом Азербайджан похож на Россию. Однако, в отличие от РФ, он в большей степени подвержен внешним влияниям. Вряд ли в Баку забыли о многочисленных государственных переворотах, о том, при каких обстоятельствах пришел к власти Гейдар Алиев, как ему пришлось маневрировать, чтобы не стать жертвой нового передела должностей. Словом, экономические проблемы для Азербайджана означают простой вывод: не делать резких движений и не давать внешним силам повода задуматься о возможной (или необходимой) смене власти. Тем более что параллельно Ильхам Алиев начал решать еще одну задачу, к которой в Баку боялись подойти долгие годы, — урегулирование вопроса о статусе Нагорного Карабаха. Последние попытки хотя бы начать осмысленный диалог на эту тему предпринимались еще Гейдаром Алиевым и первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном. А сейчас Ильхаму Алиеву и Сержу Саргсяну, нынешнему руководителю Армянского государства, удалось подписать первую за многие годы совместную декларацию. Но где? В Москве, в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева...
Все эти обстоятельства могут убедить в одном: сегодня Азербайджан отнюдь не союзник Украины. Интересы Баку в том, чтобы пережить экономический кризис, сохранив позиции режима в неприкосновенности. И дабы продолжить переговорный процесс в отношении Карабаха. Ведь в момент кризиса обязательно возобновятся разговоры о пораженчестве властей, о том, что они ничего не делают, чтобы вернуть утраченные территории, стремятся лишь к личному обогащению, а не к защите интересов государства… Однако удовлетворение этих интересов невозможно без тесного сотрудничества с Москвой. Или хотя бы без учета российских интересов.
То, что Россия заинтересована в продолжении реверсной работы нефтепровода Одесса—Броды, можно не объяснять. Но, если бы Азербайджан действительно хотел поставлять нефть по альтернативному маршруту, от реверса можно было бы отказаться. Возможно не на данном этапе, а после кризиса. Сегодня потребность мировой экономики в нефти объективно снижается, и главной задачей нефтедобываюших стран является сохранение старых маршрутов. Более того, может сложиться и самая неприятная ситуация для Одесса—Броды: уменьшение поставок черного золота приведет к отказу российской стороны от реверса, а нефти для аверса так и не найдется.
Тогда почему же так активен на нефтяном фронте президент Украины, почему проходят многочисленные совещания о возможном наполнении нефтепровода, почему никто не замечает, что даже на IV Энергетическом саммите формулировки относительно азербайджанского участия в наших прожектах оказались куда более расплывчатыми, нежели еще несколько месяцев назад, во время предыдущей встречи Виктора Ющенко и Ильхама Алиева? А потому, что украинское руководство все еще живет вчерашним днем и прошлыми иллюзиями. И потому, что в Украине считаются с собственными интересами и даже не стремятся получить информацию о чужих. Не думаю, что вывод о том, мол, Ильхаму Алиеву сегодня не по дороге с Виктором Ющенко, стал бы откровением для украинского президента. Что такое интересы Ильхама, когда речь идет об энергетической независимости Украины?
Между тем этой энергетической независимости можно добиться иначе: путем создания в стране сильной конкурентоспособной экономики, которой все равно будет, кому и сколько платить за энергоносители. В такой экономике транзит — всего лишь приложение, а не суть национального богатства. Один из руководителей компании «Лукойл» на днях заявил корреспонденту газеты «Ведомости», что «нефть — это судьба России». Незавидная, скажу я вам, судьба! Неужели и мы смиримся с мыслью, что транзит нефти и газа — это судьба Украины?