Неделю тому в подмосковном Жуковском завершился XI Международный авиационно-космический салон МАКС 2013. Контракты побывали на крупнейшем авиафоруме постсоветского пространства.
Сегодня МАКС занимает одно из ведущих мест в ряду крупнейших авиасалонов мира. На предыдущем, десятом МАКСе, были подписаны контракты на общую сумму более $10 млрд. Программа нынешнего авиасалона дает все основания полагать, что МАКС станет одним из самых зрелищных и интересных авиасалонов в этом году.
Отличительная особенность МАКСа – яркая и насыщенная летная программа, в которой принимают участие новинки авиационной техники. В этот раз - это недавно принятый на вооружение России боевой истребитель Су-35С и новый учебно-боевой Як-130, который тоже показал неплохой пилотаж. Новинкой этого сезона был Ил-476, о котором мы много слышали, но на МАКСе увидели впервые. Он представляет собой обновленный Ил-76 с двигателями ПС-90А.
Из украинских новинок гвоздем программы был Ан-158, собранный для авиакомпании Cubana, Ан-2-100 с новым двигателем от «Мотор Сич» и Ми-8МСБ, установивший новый мировой рекорд подъема на высоту 9150 метров.
Особенно интересен МАКС образцами российской техники – по понятным причинам, они здесь представлены в полном объеме. Если на прошлом салоне мы видели Су-35, проходящем испытания, то в этом вниманию публики был представлен один из первых серийных Су-35С. Летчик-испытатель Юрий Ващук показал потрясающие возможности этой машины в сверхманевренном пилотаже.
Новинкой авиасалона стал Ил-476 – всем известный тяжелый транспортный самолет Ил-76, ремоторизированный под новую силовую установку ПС-90А, обладающей лучшей топливной эффективностью и большей тягой. Обновленный Ил демонстрировался не только на статической экспозиции, но и участвовал в летной программе, показав неплохую энерговооруженность.
Также впервые был показан серийный экземпляр учебно-боевого Як-130. На статической экспозиции рядом с самолетом была показана потрясающая номенклатура вооружений, которую можно разместить на внешней подвеске Яковлева. Борт также участвовал в летной программе, показав эффектный одиночный пилотаж.
Не стоит забывать, что МАКС – это не только покупки, продажи, деловые переговоры и пресс-конференциями, это еще и авиашоу для нескольких сотен тысяч зрителей, которые наблюдают за выступлением пилотажных групп и одиночных самолетов. Помимо завсегдатаев этого шоу, групп «Стрижи», «Русские Витязи» и «Русь», неплохо выступили и «новички» – группа «Соколы России» из Липецка. Как и «Стрижи», эта группа выступает на боевых истребителях Су-27, а ее командир пилотирует боевой фронтовой бомбардировщик Су-34.
Кроме российских пилотажников в авиашоу принимали участие гости – латвийские «Балтийские пчелы» и группа компании «Брайтлинг», выступающие на чешских учебно-тренировочных L-39. Настоящей сенсацией стало участие китайских пилотажников – группы «1 августа». Сенсация заключалась в том, что группа выступала на боевых машинах китайского производства – истребителях J-10, выполненных по оригинальной аэродинамической компоновке «Утка».
Китайцы подкупили своей непосредственностью и желанием учиться. Пока они летают с большими интервалами и часто рвут дистанцию, нарушая строй, но через несколько лет они избавятся от этих детских болезней и по настоящему покажут на что они способны. Признаюсь, во время прохода китайцев с дымами над медиатрибуной, у меня было стойкое желание одеть противогаз – не мог избавиться от мысли, что дешевая китайская пиротехника опасна не только на земле под Новый год, но и в воздухе во время авиашоу.
Также Невозможно представить МАКС без украинской экспозиции. В этом году наши страна представила несколько новинок. Во-первых, запущенный в серийное производство среднемагистральный региональный пассажирский авиалайнер Ан-158. Если на прошлом МАКСе он только получил сертификат летной годности, то на этом салоне состоялась торжественная передача заказчику – кубинской авиакомпании Cubana.
Среднемагистральный Ан-158 является дальнейшим продолжением линейки региональных лайнеров. «Антоновцы» в данный момент работают над совершенствованием довольно удачной компоновки, и вскоре нашему вниманию будет представлен еще более продвинутый Ан-178, имеющий большую дальность, пассажировместимость и экономичность.
Еще одна новинка касается ветерана гражданских авиалиний – легендарного Ан-2. Созданный 65 лет назад – в 1948 году, этот биплан обладает поистине неиссякаемым запасом долголетия. В настоящий момент машина очень востребована для доставки легких грузов и людей в малонаселенные и труднодоступные районы. Несмотря на то, что ресурс старых поршневых двигателей подошел к концу, а высокооктановый бензин делает доставку поистине золотой, замены самолету нет.
«ГП Антонов» и корпорация «Мотор Сич» предложили простой и эффективный способ решения этой проблемы. На старые «Кукурузники» устанавливается новый турбовинтовой двигатель МС-14 и машина, простоявшая много лет на стоянке, обретает вторую молодость. Керосин, необходимый для работы нового мотора, дешевле бензина в 3-4 раза. К тому же удельный расход топлива снижается на 10%, увеличивая дальность полета. По оценкам специалистов, в России, Казахстане и Украине простаивает около 1000 экземпляров Ан-2, которые нуждаются в ремоторизации. Суммарная стоимость двигателя и работ по его установке не превышает $1 млн. Новый самолет иностранного производителя такого же класса обойдется в 5-6 раз дороже и далеко не факт, что сможет садиться на грунт и взлетать с любой лужайки.
«Мотор Сич» также порадовала созданием нового двигателя для рабочей лошадки грузоперевозок – всемирно известного вертолета Ми-8. Совсем недавно – всего две недели назад – на аэродроме «Кировское» в Крыму был установлен мировой рекорд подъема на высоту для двухдвигательных вертолетов. Ми-8МСБ поднялся на высоту 9150 метров.
Экспортный потенциал Ми-8 просто огромен. Большое количество этих машин эксплуатируется в Индии, Пакистане, Афганистане и других странах с высокогорным рельефом, а установка более мощной и высотной силовой установки позволит транспортировать грузы практически в любые горные районы.
После непродолжительного перерыва мы опять увидели на МАКСе долгоиграющую новинку – тяжелый военно-транспортный Ан-70. Созданный в начале 90-х годов прошлого века, эта машина прошла долгий путь доработок, катастроф, разочарований и модернизаций. В сентябре прошлого года был представлен модернизированный вариант «семидесятки» с обновленной авионикой и стеклянной кабиной, оснащенной многофункциональными дисплеями. Доработкам также подверглась винтомоторная группа, благодаря чему значительно снизился уровень шумов при неизменной мощности. Напомню, Ан-70 способен поднять груз в 48 т с рекордно короткой взлетной дистанции благодаря мощной механизации крыла и соосным винтам оригинальной конструкции. Груз в 20 т он способен поднять с грунтовой взлетно-посадочной полосы, чего не может сделать ни один транспортник в мире. В грузовой кабине самолета может разместиться любой современный танк или любая другая бронетехника. Возможно деление кабины на два этажа для более рационального размещения грузов, а также для перевозки и десантирования личного состава.
На салоне Ан-70 совершил несколько полетов. Взлеты были очень энергичными, выполнены с большими углами, виражи со значительными кренами и посадки с минимальной дистанцией пробега. Машина понравилась, но что ее ждет в будущем – покажет время. Кстати, «Мотор Сич» разработает для «семидесятки» гражданский вариант двигателя Д-27, что расширит экспортный потенциал машины, и она должна заинтересовать не только военных.
Традиционными гостями Авиасалона являются французы. Airbus был представлен аэробусом A380. Это второй предсерийный борт корпорации, который используется французами для демонстрационных полетов и одновременно для испытаний. В салоне его фюзеляжа нет традиционных кресел – там только контрольно записывающая аппаратура и емкости с водой, имитирующие реальную загрузку. Кстати, детальная фото- и видеосъемка в салоне А380 запрещена, только общие планы.
Но двухэтажный салон поистине огромен. При выполнении демонстрационных полетов огромный А380, казалось, разворачивался на месте. При размахе крыла около восьмидесяти метров он как будто застывал в воздухе, входя в очередной вираж.
Так же стали обыденными для МАКСа полеты французского истребителя четвертого поколения Rafale. Эта очень верткая машина корпорации Dassault ежедневно делала ветер, проносясь над трибунами на бешенной скорости., близкой к сверхзвуковой.
Наибольшим разочарованием этого салона стало отсутствие американской экспозиции. Может быть причиной этому стало сокращение бюджета военного ведомства США, а может и общее охлаждение отношений с Россией. Кстати, парижский авиасалон в Ле-Бурже в этом году тоже прошел без участия американской выставочной и летной программы.
В целом, про МАКС можно рассказывать бесконечно. Шесть дней его работы предоставляют посетителю возможность увидеть и даже потрогать все новинки авиастроения, а экспозиции в павильонах и шале помогают представить дальнейшие перспективы авиационной, космической промышленности и ракетостроения.