Отечественные пчеловоды бьют рекорды по производству и экспорту сладкого продукта. В этом году они заготовят порядка 70 тыс. т меда, что на 15–20% больше, чем в минувшем сезоне. Это позволяет нашей стране претендовать на первое место в мировом списке крупнейших производителей (1,5 кг на душу населения в год), сообщают в агентстве AgriEvent.
Самыми медоносными на сегодняшний день считаются Донецкая (10 тыс. т), Николаевская (6 тыс. т) и Житомирская обл. (5 тыс. т), где больше всего садов, а также угодий под подсолнечником и травами, которые, собственно, и являются главным сырьем для производства продукта.
Кто съел наш мед?!
Но наши соотечественники пока не едят мед ложками. По оценкам экспертов, его потребление в Украине не превышает 0,5–0,7 кг на душу населения в год. Перепроизводство заставляет пчеловодов все более активно осваивать внешние рынки сбыта. Если в 2009 году экспортеры отгрузили за границу 7 тыс. т меда, то в прошлом году этот показатель составил уже 13 тыс. т. За шесть месяцев нынешнего сезона на экспорт отправили около 8 тыс. т, а по итогам года цифра вырастет до 20 тыс. т, — уверены в Украинском клубе аграрного бизнеса.
Меняется и круг ценителей украинского меда: два-три года назад список основных покупателей возглавляла Россия, в прошлом году более 40% внешних поставок приходилось на Германию. Растут отгрузки и в другие европейские страны, в частности, Францию, Италию, Бельгию и пр. Основным конкурентом Украины на рынках ЕС является Испания, которая также славится производством сладкого продукта. Но там его заготавливают меньше и, кроме того, вкус пиренейского меда отличается от нашего (к примеру, очень мало гречишного продукта). Отечественные экспортеры подкупают европейских потребителей и ценами. В прошлом году стоимость тонны украинского меда выросла на $200 и составила порядка $3 тыс. Но это все равно заметно ниже, чем, скажем, на ту же испанскую продукцию (от $3,5 тыс./т). Поставщики объясняют, что «пригласительные» цены — явление временное. Как только Украина прочно закрепится на соседних рынках, стоимость товара будет расти.
Возьмут недорого
Пчеловодов же столь отдаленные перспективы не радуют. Ведь экспортеры закупают у них мед практически за бесценок. Если в прошлом году они принимали продукт по 17–18 грн/кг, то сейчас готовы платить не дороже 16–16,5 грн/кг. В отечественной рознице цены стартуют с 25 грн/кг, но пристроить мед на торговую полку удается не всем. Из-за избыточного предложения и сравнительно низкого внутреннего потребления сдать товар сложно, что, собственно, и заставляет пчеловодов соглашаться даже на самые невыгодные ценовые предложения.
Оценить все сложности медовых продаж можно на специализированных выставках, которые регулярно проводятся в Киеве. Реализаторов там зачастую больше, чем потенциальных покупателей. В то же время премиальный сегмент медового рынка (от 30 грн за банку 250 г) контролируют импортеры продукции из Франции, Испании, Австрии и пр. Причем, как утверждают эксперты, нередко в красивых баночках и по космическим ценам нашим покупателям предлагают украинский мед, который поставляется в Европу в бочках и там только расфасовывается.
Ложка дегтя
Потребление меда в Украине не превышает 0,5–0,7 кг на душу населения в год
Отчасти пчеловоды виноваты в своих бедах сами. Отечественный рынок меда неструктурирован — львиная доля производства сосредоточена в мелких частных хозяйствах. Этот бизнес кажется предпринимателям суперприбыльным, что способствует массовому выходу на рынок новичков. Если еще три-четыре года назад в Украине насчитывалось порядка 2 млн пчелиных семей, то сейчас их почти 4 млн и более 60% содержат частники. Всего в медовом бизнесе работают более 2 тыс. предпринимателей, но лишь десяток контролируют до 1% рынка (крупнейшие — донецкие агрофирмы «Шахтер» и «Агротис», запорожская «СПП «Лана» и пр.). Доля же остальных не превышает 0,1–0,3%. Легенды о денежности медового бизнеса правдивы лишь наполовину. Некоторые пчеловоды действительно получают 100%-ную прибыль, но подобной рентабельностью могут похвастаться лишь те, кто располагает как минимум 60 ульями. Остальные вынуждены довольствоваться более скромными доходами (20–30%).
Некоторые пчеловоды, пытаясь повысить рентабельность, откровенно «химичат» с медом, подмешивая туда, к примеру, сахар. Особенно много ненастоящего продукта в этом году, ведь цены на сахар заметно снизились, что является соблазном для не слишком щепетильных фермеров. Эксперименты с составом продукта не лучшим образом влияют на имидж украинского меда. Покупатели, поняв, что их водят за нос, относятся к выбору продукции крайне осторожно, предпочитая закупать ее лишь у проверенных продавцов. Те, кому удалось наработать базу постоянных клиентов, имеют возможность продавать товар на 20–30% дороже конкурентов.
Помимо сложностей с реализацией, пчеловоды сетуют и на производственные проблемы. Активное применение аграриями различных средств защиты растений не лучшим образом влияет на пчел. Многие просто погибают в облаках ядовитых химикатов. Кроме того, медоносных зон в стране становится все меньше. Хозяйства сокращают посевы гречихи и кормовых трав, отводя все больше площадей под кукурузу. Угодья под полями с разнотравьем, акациевыми насаждениями и садами также из года в год уменьшаются, а наступление промышленных зон сокращает количество регионов, где реально собрать экологически чистый мед. На сегодняшний день таковой есть разве что в Крыму и в Карпатах, но его партии небольшие. Скажем, донниковый, кипрейный (с иван-чая), вересковый, боярышниковый, клеверный, малиновый, шалфейный мед уже попали в список эксклюзивных. Между тем в мире славится именно мед из дикорастущих медоносов, заповедных зон (Аскания-Нова, Стрелецкая степь и т.д.). За него потенциальные покупатели готовы выкладывать на 40–50% больше, чем за «обычный» продукт.