Часть подобных устройств собирается на отечественных предприятиях из китайских комплектующих. Еще часть является готовым продуктом азиатских умельцев, на который просто штампуется раскрученная украинская торговая марка. Контракты составили список отечественных компаний, которые продают электронные устройства под собственными брендами.
Налицо явный тренд расширения ассортимента устройств у производителей, которые работают по такой схеме. Бренды, которые еще в начале 2011 года производили только электронные книги, стремятся выходить в новые для себя сегменты, например, планшеты и смартфоны. Сегодня это чуть ли не самые динамично растущие продукты на украинском рынке цифровой техники. Руководитель компании Diawest Анатолий Балюк отмечает, что в прошлом году планшеты заняли 9,3% рынка ПК. А этот год может ознаменоваться настоящим бумом на устройства этого типа, в первую очередь бюджетного сегмента.
Очевидно, что игра в этой нише может принести производителям ощутимые дивиденды. Так, к примеру, компания «Навигатор» после нескольких лет производства планшетных ПК в третьем квартале прошлого года смогла занять третье место на рынке по количеству поставляемых устройств. В то же время в долгосрочной перспективе оправдать себя такая стратегия может только при условии ставки на конкурентную по цене и характеристикам продукцию, жесточайшего контроля ее качества и обеспечения вменяемого уровня сервисного обслуживания. Но даже при этом растущая популярность бюджетных устройств от всемирно известных брендов, например, Amazon, делает будущее подобных гаджетов достаточно туманным.
Медиаплееры Аura
Мультимедийные плееры становятся все более популярными на украинском рынке. Происходит это благодаря росту проникновения интернета и растущей популярности онлайн-видеосервисов. К основным достоинствам медийных приставок можно отнести поддержку практически всех известных форматов аудио и видео, включая Full HD. С их помощью можно просматривать фильмы и другой контент прямо из Сети, флешки или жесткого диска, а также пользоваться такими известными онлайн-сервисами, как YouTube или Picasa. Можно смотреть как IPTV (интерактивное цифровое телевидение), так и видео по запросу.
Плееры под брендом Аura с прошлого года собирает одесский провайдер интернет-доступа и IPTV «Инфомир». Для этого компания использует мощности входящего в группу завода «Телекоммуникационные технологии» (Teletec, Одесса). Предприятие располагает двумя производственными комплексами общей площадью более 5 тыс. кв. м. Компания экспортирует более 70% всей своей продукции. Платы для плееров заказываются в Китае, после чего они дорабатываются на производстве. Средняя цена устройств Aura HD в онлайн-магазинах составляет около 850 грн, что примерно в 1,5-2 раза дешевле продукции их основного конкурента - ТМ Dune HD. В планах компании до конца этого года реализовать около 100 тыс. устройств.
Планшеты ImPAD
Компания «Навигатор» уже много лет является одним из крупнейших производителей ПК и серверов. На заре зарождения в Украине планшетного бума в 2010 году сборщик рискнул сделать ставку на освоение ниши, незанятой в то время еще никем из отечественных конкурентов. Уже в 2011 году планшеты под брендом Impression (ImPAD) вошли в тройку самых продаваемых в Украине. В прошлом году производитель увеличил объемы продаж примерно в 2,5 раза, реализовав, по предварительным данным, в общей сложности около 15 тыс. устройств. Сегмент новых продуктов, к которому относятся электронные книги, планшеты, и компьютеры – моноблоки («все в одном») в портфеле Impression сегодня составляет 22%. Компания в данный момент позиционирует себя как полноценный производитель планшетов. Однако ее представители признают, что на киевском производстве ведется крупноузловая сборка из комплектующих, закупаемых в Китае у разных производителей. Некоторые модели устройств ImPAD по своей начинке весьма схожи на аналогичную продукцию китайских брендов.
К концу 2011 года компания расширила модельный ряд – к устройствам на базе Windows добавились гораздо более демократичные в ценовом плане планшеты на ОС Android. Сейчас компания продает целый ряд моделей в сегменте до 1 тыс. грн. Успех своего направления планшетов в компании объясняют тем, что ее продукция выигрывает у конкурентов по соотношению цена-поизводительность-функционал. В то же время направление электронных книг в компании недавно признали бесперспективным, так что ожидать новых моделей читалок от Impression в ближайшее время не стоит.
Ридеры Pocketbook
Офис разработчика электронных книг Pocketbook – компании Obreey Products - находится в центре Киева, на бульваре Леси Украинки. Производитель устройств – компания PocketBook International зарегистрирована в Швейцарии, а производятся эти читалки на заводах корпорации Foxconn, расположенных в Китае и в Тайване. Эти производственные площадки стали известны на весь мир благодаря тому, что на них собираются смартфоны Apple, а также непереносимыми условиями работы персонала.
Электронные книги несколько лет назад стали одним из наиболее динамично растущих сегментов рынка цифровой техники. Однако в минувшем году динамика его роста существенно снизилась. По оценкам GfK Ukraine, в прошлом году в Украине было продано приблизительно 270 тыс. электронных книг на общую сумму 285 млн грн. В сравнении с предыдущим годом рынок вырос количественно на 67% и на 22% в деньгах. Между тем, продажи планшетов в прошлом году выросли примерно на 200%. Неудивительно, что Pocketbook развивает также направление планшетов и мультимедийных ридеров на платформе Android.
Устройства компании основаны на технологии E-Ink («электронная бумага). По состоянию на август прошлого года за весь период существования компании было произведено и продано 1,5 млн устройств в более чем 24 странах мира. Модельный ряд PocketBook состоит из 15 электронных ридеров и планшетов.
Часофоны AirOn
Производитель читалок и часофонов компания AirOn недавно анонсировала новый ридер AirBook, особенностью которого станет встроенная подсветка. Оснащено устройство 6-дюймовым дисплеем с увеличенным уровнем контрастности – E-Ink Pearl HD и повышенным разрешением дисплея. Такое новшество позволит пользователям читать даже самый трудный текст с четкими и контрастными буквами. Уже продающиеся модели производителя стоят в рознице в среднем 950 – 1020 грн. Как утверждают представители компании, нахождением в этом ценовом диапазоне и объясняется востребованность устройств покупателями. «За 2012 год мы продали на 60 % больше ридеров, чем за предыдущий. В этом году планируем повысить этот показатель еще на 20%», - говорят в компании.
AirOn дебютировала в декабре 2010 года продажами электронной книги AirBook Liber, а через пять месяцев открыла еще одно направление – часофоны. Сегодня компания занимает уже около 1,5% рынка электронных книг. Что касается часово-смартфонных гибридов, то за 2012 год компании удалось продать 2,5 тыс. устройств, а за 2011 – 1,3 тыс.
Сборкой устройств занимается один из китайских партнеров AirOn. «Все материалы пересылаем ему, а потом получаем готовый товар»,- утверждают в компании. Использование такого устройства, по утверждению маркетологов компании, избавляет от многих неприятностей. В первую очередь, от вечной потери телефона.
Смартфоны мобильных операторов
В Украине продажи брендированных мобильными операторами телефонов стартовали с подачи Life:) еще в 2007 году. Однако бюджетные смартфоны крупнейших китайских производителей мобильных устройств ZTE и Huawei под своими торговыми марками телекоммуникационные компании предложили абонентам только в позапрошлом году. «Ранее в этом не было смысла, так как еще 4-5 лет назад быстрый набор абонентов операторами делал клиентские базы нестабильными, а уровень оттока был довольно высок. Несколько лет назад ситуация стабилизировалась. Качество нашей абонбазы существенно выросло, а отток снизился», - поясняют в пресс-службе «МТС-Украина». Компании была знакома специфика операторских продаж устройств по рынкам других стран, в которых она работает. Например, в России оператор владеет собственной розничной сетью. В Украине же объемы продаж телефонов через фирменные магазины не столь значительны по сравнению с другими каналами. Тем не менее, в октябре 2010 года оператор запустил продажи трубок под собственным брендом. В ноябре следующего года оператор пополнил линейку своих трубок первым смартфоном – МТС 916 на базе ОС Android производства ZTE.
Не отстал от своего конкурента и крупнейший оператор «Киевстар», который примерно тогда же вывел на рынок три брендированных устройства производства Huawei. А уже в прошлом году добавил к ним еще три устройства от ZTE. Брендированный смартфон на базе модели ZTE продает сейчас и Life:). Продажи операторских смартфонов исчисляются тысячами в квартал, что делает их нишевым предложением для продвинутых пользователей и студентов, желающих приобрести максимально дешевый гаджет для доступа в Сеть. Впрочем, в последнее время продажи подобных устройств практически заморозились - уж слишком неконкурентны они по соотношению цена/качество.