31 июля Биржевой совет Украинской биржи одобрил запуск Рынка привлечения капитала. За несколько недель до этого проект новой площадки был представлен Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Если все будет хорошо, «первую ласточку» покупатели увидят уже до конца текущего года.
«С момента старта торгов на Украинской бирже приоритетной целью было развитие технологий доступа инвесторов к рынку ценных бумаг и деривативов. Так, инвесторам были предложены новые более удобные и дешевые технологии заключения и расчетов сделок. Эти нововведения помогли привлечь новый класс участников и оживить рынок. До 2011 года включительно прогресс был очевиден, — признается председатель правления Украинской биржи Олег Ткаченко. — Но сейчас ситуация на рынке значительно ухудшилась, и это касается не только объемов торгов, значений индекса, но и уменьшения количества ценных бумаг, которые торгуются на бирже. За это время новые качественные эмитенты не появились, а количество бумаг в свободном обращении компаний, которые торгуются на бирже, существенно уменьшилось. В таких условиях очень сложно рассчитывать на достижение показателей даже 2011 года. И вполне естественно, что на бирже было принято решение о запуске новой площадки — Рынка привлечения капитала».
Основная задача нового рынка — содействие привлечению инвестиций, прежде всего для небольших и растущих компаний. «Оценив экономическую эффективность возможных размещений, мы пришли к выводу, что для начала это должны быть небольшие компании, которые хотят привлечь капитал от миллиона долларов. Мы исходили из объема привлечения капитала, который уже сегодня возможен на рынке», — говорит глава УБ.
Правила размещения учитывают особенности украинских компаний и не требуют наличия длительной истории хозяйственной деятельности, не устанавливают требования по большой капитализации. «Тем не менее компания должна понимать, что по результатам размещения у нее должен появиться free-float более 15%. Сегодняшняя ситуация, когда этот показатель не у всех дотягивает до 5%,— не является привлекательной для инвесторов. Компании с таким показателем не могут рассчитывать на серьезную ликвидность своих бумаг. На биржах должны торговаться ценные бумаги компаний, заинтересованных в привлечении средств на рынке, а следовательно, в перспективах их вторичного обращения».
Сейчас при бирже формируется инвестиционный совет, который будет определять стратегию развития нового рынка и рассматривать компании, претендующие на размещение, а также создается институт партнеров-компаний, помогающих эмитентам выйти на биржу. Получить такой статус смогут инвестбанки и консультанты по корпоративным финансам, в том числе компании, специализирующиеся на сделках М&А. Кроме поиска интересных проектов и подготовки их к размещению, они обязаны будут в течение года обеспечивать дальнейшую ликвидность их ценных бумаг.
«На нас лежит большая ответственность. Рынок привлечения капитала для биржи — это долгосрочный проект, который не начнет окупаться в течение года или даже двух, потому что при небольших размещениях и минимальных комиссиях заработок будет минимальным, — рассказывает Олег Ткаченко. — Проект будет успешен, только если размещенные бумаги в последующем будут активно торговаться на бирже. Подобные цели преследует и двойной листинг. Биржа запускает этот проект не столько ради заработка, хотя это, безусловно, важно, и не только чтобы инвесторы получили привлекательный инструмент, хотя это тоже одна из целей, но в первую очередь — чтобы эмитенты увидели успешные примеры привлечения капитала на внутреннем рынке».
Объем разового привлечения средств от широкого круга инвесторов может составлять до 40 млн грн
По мнению экспертов, в первую очередь рынок может быть интересен небольшим и средним компаниям из отраслей новой экономики, а также технологическим стартапам. «Мало какая компания не заинтересована в привлечении недолгового финансирования на фоне нынешней стоимости банковского кредитования. Фактически других источников долгосрочного финансирования для бизнеса сейчас нет, — уверен Павел Мишустин, директор департамента инвестиционно-банковских услуг ИК «Альтана Капитал». — С другой стороны, при размещении на бирже миноритарного пакета акций нет зависимости от одного поставщика капитала, менеджмент не теряет гибкости в принятии решений и даже в случае начала каких-либо агрессивных действий со стороны одного из инвесторов он получает союзников из числа других миноритариев».
В то же время с покупателями вопрос обстоит несколько сложнее. Как известно, в международной практике IPO предполагает предложение неограниченному кругу инвесторов, а в Украине реальное количество потенциальных покупателей не слишком велико. Например, крупные портфельные инвесторы или нерезиденты скорее попытаются приобрести, во-первых, акции более или менее крупных компаний, во-вторых, не в Украине. Физлица, которые способны придать IPO характер «народного», могли бы значительно расширить круг потенциальных инвесторов, но опыт показывает, что среднесрочные результаты таких размещений для инвесторов не отличаются высокой доходностью и ажиотаж при размещении сменяется разочарованиями от завышенных ценовых ожиданий. «Более того, «народным» IPO может стать в основном в случаях, когда речь идет о компаниях действительно крупных, широко известных как минимум в своей стране, а обсуждается не этот случай, — говорит директор фондовой биржи «Перспектива» Станислав Шишков. — К тому же с социальной точки зрения, наверное, не очень правильно активно привлекать на этот рынок физлиц, если изначально говорится о том, что эмитенты будут преимущественно мелкие и средние, не очень известные. Риски неадекватной оценки рынком перспектив развития таких компании могут оказаться существенно выше, чем для крупных компаний с историей». И вообще, по его мнению, проблема нашего рынка не только в том, что у мелких и средних компаний недостаточно инструментов для привлечения капитала, а в том, что ресурсы национального рынка капитала весьма ограничены.
Тем не менее как показывает практика размещений корпоративных облигаций в последние годы, объем разового привлечения средств от широкого круга инвесторов может составлять до 40 млн грн, и по мере развития данного сегмента рынка размер привлечений будет неуклонно расти. «На первых порах интерес может быть сдержанным, но после одного-двух успешных размещений количество желающих резко увеличится. Ключевой вопрос — способность компаний поддерживать необходимый уровень прозрачности в диалоге с инвесторами, а также выполнять свои обещания», — отмечает Павел Мишустин.
И что бы там ни говорили конкуренты, все украинские биржи так или иначе заинтересованы в аналогичных мероприятиях. Тем более что традиционно сегмент первичного размещения ценных бумаг является довольно маржинальным и привлекательным для всех заинтересованных в получении доходов от организации размещений.