Государственная служба по лекарственным средствам, или попросту Гослекслужба — один из самых загадочных органов государственной власти в Украине. Полномочия и возможности этого органа, приставленного для контроля всех препаратов, которыми лечатся украинцы, огромны и растут с каждым годом.
Еще в начале 2013 года Гослекслужба оказалась в эпицентре мощного скандала, когда глава службы Алексей Соловьев занялся лицензированием лекарственных средств. По мнению многочисленных общественников, чиновники принялись требовать взятки с фармпроизводителей под видом лицензирования их продукции. «Нет прозрачного механизма выдачи этих лицензий, наверняка не обойдется без взяток. А оплата за них ляжет на плечи покупателей лекарств», — так высказалась по поводу этой активности глава опекунского совета Охматдет Оксана Корчинская.
Тащить и не пущать
Производишь лекарства и хочешь торговать ими в Украине? Нельзя! Имеешь все международные лицензии? Неважно! Сначала получи лицензию у Алексея Соловьева. Неважно, сколько правительственных, неправительственных и международных организаций выдали сертификаты твоему лекарству. Неважно, сколько миллионов человек по всей планете уже лечатся этим лекарством. Неважно даже, сколько лет этим лекарством лечились украинцы до наступления 2013 года и расширения полномочий Гослекслужбы. Пока Алексей Соловьев не выдаст лицензию — торговать твоим лекарством в Украине запрещено.
Тогда, в начале 2013 года, когда эта схема только стала достоянием общественности, общественные пациентские организации вывели под стены правительственных учреждений сотни людей. Логика пациентов понятна: 80% лекарств, необходимых украинским пациентам, — импортные наименования, не имеющие и не желающие получать лицензию Гослекслужбы. Рынок Украины не стоит того, чтобы связываться с коррупцией и подвергать угрозе свой имидж в развитых странах Европы и США.
Как логично заявил тогда Кшиштоф Седлецки, глава представительства компании «Астеллас Фарма Б. В. Юроп» в Украине: «Этот шаг — больше проблема для Украины, а не для нашей компании. У компании оборот в Европе 12 миллиардов и отсутствия продаж в Украине никто особо не заметит. Но вот для Украины... В Библии есть такая книга, которая напрямую связана с Армагеддоном. Вот примерно это и произойдет».
Общественные организации выразились тогда еще более конкретно. «Цель — не польза больных, а бюрократическое вымогательство средств. Это сделано только и исключительно для зарабатывания денег и для вытеснения в ручном режиме любых производителей лекарств. Если бы закон ориентировался на больных и их потребности — наверное, у них стоило бы сначала что-то спросить. Но ничего подобного не спрашивали», — утверждает Дмитрий Шерембей, глава правления Совещательного совета сообществ по вопросам доступа к лечению в Украине (UCAB).
Кого защищали?!
Уже тогда все было однозначно ясно: закон о лицензировании лекарств (очередные изменения в Закон Украины «О лекарственных средствах») вводится для того, чтобы обеспечить личное обогащение конкретных чиновников, вводится без согласования с производителями, без согласования с пациентами, без согласования с международными организациями. Задача закона — дать Гослекслужбе возможность выбрасывать с рынка лекарства и требовать взятки с производителей, повышая тем самым розничную стоимость медикаментов.
Европейская Хартия не обязывает государство принимать законы, которые бы вводили в общественный оборот языки национальных меньшинств
Зимой перед принятием закона Алексей Соловьев был уверен в своей победе: «В целом около 2 тыс. наименований лекарственных средств могут с 1 января 2013 года покинуть украинский рынок. Однако, учитывая, что все эти препараты производятся либо отечественными, либо восточноевропейскими фармкомпаниями, пациент при этом в большей степени приобретет, нежели потеряет, поскольку в аптечной сети будут находиться лекарственные средства исключительно гарантированного качества и безопасности».
После акций народного негодования, Алексей Соловьев был вынужден сменить тактику и от победного тона перешел к обещаниям: «Если лицензирование импорта приведет к подорожанию лекарств, я уйду с должности».
Прошло полгода. Время подводить итоги введения лицензирования импорта лекарств. На данный момент продажи лекарств в целом по Украине за первое полугодие упали на 4,5–5,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А темпы продаж лекарств в упаковках снизились вообще на 8–15%.
В июле еженедельник «Аптека», анализируя ситуацию на фармрынке, отмечал, что основными причинами, влияющими на снижение темпов роста рынка лекарственных средств, являются общая экономическая ситуация в стране и регуляторная политика на фармацевтическом рынке. «В 2013 году по инициативе регуляторных органов на украинском фармацевтическом рынке были установлены нетарифные барьеры. В частности, речь идет о внедрении обязательного стандарта GMP для импортируемой продукции и лицензировании импорта. Можно предположить, что именно эти нововведения стали причиной ухода с рынка некоторых достаточно востребованных препаратов и даже компаний, а инерционность потребления не обеспечивает быстрого замещения освободившихся ниш. Среди компаний, объем продаж которых практически сошел к нулю, большинство — индийские (Genom Biotech (Индия), Jugoremedija (Сербия), Orchid Chemicals & Pharmaceuticals (Индия) — ред.). Тем не менее и у крупных европейских производителей есть проблемы с достаточно раскрученными брендами», — таков был неутешительный вывод о ситуации на рынке специализированного издания.
Провал, за который в любой стране руководитель ведомства попрощался бы с должностью, для Алексея Соловьева прошел абсолютно бесследно. Более того: отступления от идеи «крышевания всея фармацевтики» не произошло.
Лекарства снова подорожают
Падение спроса на лекарства, наблюдающееся сейчас, спустя год с начала гиперактивности Гослекслужбы, имеет своей причиной совсем не растущее как на дрожжах здоровье нации. По словам заместителя генерального директора исследовательской компании SMD Евгения Живодерникова, причины происходящего — это совокупность регуляторных и макроэкономических факторов.
«Статистика снижения потребления свидетельствует, что украинцы начали экономить на лекарствах. По сути это означает, что нашим соотечественникам катастрофически не хватает денег и взять их просто неоткуда», — объясняет эксперт. Анализируя структуру аптечных продаж, директор Агентства медицинского маркетинга Юрий Чертков добавляет, что украинцы сейчас отказываются от привычных «препаратов комфорта» и тратят кровные исключительно на самое необходимое.
Нарастающая активность Гослекслужбы способствует тому, что некоторые бренды первой десятки периодически выпадают из рынка. Так, по словам директора представительства компании «Новартис Фарма» Виктора Шафранского, у импортеров все чаще возникают проблемы с переоформлением документов на препараты и прохождение инспектирования GMP, что задерживает перерегистрацию лекарств. Вместо отведенных на процедуру нескольких недель она растягивается на несколько месяцев, из-за чего на этот период препараты просто исчезают из розничной торговли. Потребители уже привыкли к ответу в аптеках: «Этого препарата нет в продаже — находится на перерегистрации».
Сложившаяся ситуация приводит к сворачиванию всего рынка, что мы сейчас и наблюдаем в реальном времени. Фармпроизводители, сталкиваясь с Гослекслужбой, оказываются перед выбором: платить взятки или же уходить с рынка. Производители, решившие все-таки пройти процедуру лицензирования, пускай и с задержкой в несколько месяцев, оказываются в ситуации резкого повышения себестоимости продукта — месяцы простоев и хождения по чиновничьим кабинетам нужно компенсировать. Для сохранения прибыльности они вынуждены повышать розничную стоимость лекарств. Но украинцы, и прежде всего пенсионеры, которые являются одной из самых значительных групп потребителей лекарств, явно не готовы к повышению цен. И продажи, естественно, падают.
Производители, не имея возможности понизить розничные цены без входа в зону убыточности, начинают тратить огромные деньги на маркетинг. Реклама на телевидении, радио, внешняя реклама — лишь бы поднять потребление медикаментов хотя бы к «досоловьевскому» уровню. А где компенсировать затраты на маркетинг? Все там же — на ценнике, который видит конечный потребитель. До конца года Юрий Чертков прогнозирует увеличение цен на лекарства дополнительно на 10–11%.
Есть ли необходимость предоставлять одному органу такие сверхполномочия, которые вредят всей системе здравоохранения? Вопрос риторический. Вероятно. Кому-то это очень нужно и полезно.