Декларируя сокращение налогов и снижение фискальной нагрузки, власть вводит все новые и новые подати.
Вот недавно в стране, где народ вынужден эксплуатировать автомобили, пока они естественным образом не поржавеют окончательно, президент подписал введение утилизационного сбора на транспорт. Сбор приведет к подорожанию авто на сумму от 5 тыс. до 60,5 тыс. грн. Зато от введения сбора в первый год ожидаются дополнительные поступления в бюджет в размере 2,2 млрд грн. Также с 1 июля введен сбор 33,2% с пособия по беременности и родам. Это даст возможность женщине увеличить стаж работы на четыре месяца (пособие платится в течение 70 дней до родов и 56 дней после). Сбор платит работодатель, который будет всячески пытаться обойти норму, к примеру, вынудив беременную женщину уволиться. А вот польза от увеличения стажа на несколько месяцев весьма сомнительна. Впрочем, у субъектов законодательной инициативы в арсенале всегда много интересных идей, как еще можно залезть в карман украинцу.
Налог на отдых за границей
Инициатор — Госагентство по вопросам туризма
Суть инициативы: выезжающие за рубеж на отдых украинцы обязаны уплачивать одноразовый сбор в размере 1% от минимальной зарплаты (11,47 грн).
Наш комментарий: премьер Николай Азаров сослался на международный опыт, пояснив, что сбор будет идти на «компенсацию туристу какого-либо ущерба, нанесенного ему во время пребывания за границей». Впрочем, туристы и без того покупают страховки. А надеяться на помощь государства, как показывает практика, — дело гиблое.
Гастрольный сбор для иностранных исполнителей
Авторы законопроекта — депутаты Вячеслав Кириленко,
Ксения Ляпина, Адам Мартынюк и Мария Матиос
Суть инициативы: предлагается ввести сбор в 17% на выступления иностранных артистов. Рассчитываться сумма будет от выручки, полученной за проданные билеты.
Наш комментарий: сбор-то для иностранцев, но пострадают отечественные слушатели и зрители, которым придется переплачивать за билеты. Авторы законопроекта сетуют, что в Украине выступает 90% иностранцев, поскольку у наших артистов нет денег на аренду сцены. В налоговом комитете ВР усмотрели, что сбор создаст возможности для коррупции. Аналогичный сбор в размере 3% существовал до принятия Налогового кодекса в 2011 году, но от него были очень небольшие поступления. Если установить ставку в 17%, билеты подорожают, и проводить концерты вообще станет нецелесообразно, считают в комитете ВР.
Налог на бездетность
Авторы законопроекта — депутаты Ярослав Сухой и
Екатерина Лукьянова
Суть инициативы: граждане, достигшие 30 лет и не имеющие детей, будут платить налог на доходы 17% (а не 15%), даже если их доход не превышает 10 минимальных зарплат. При наличии в семье свыше трех детей ставка налога составит 5–10%.
Наш комментарий: нормы положительно отразятся на бюджетных поступлениях (дополнительно около 800 млн грн в год) и увеличат уровень рождаемости, полагают авторы законопроекта. Впрочем, такие прогнозы выглядят сомнительными. Вряд ли возможность сэкономить 2% дохода станет стимулом для рождения ребенка, которого потом нужно растить в сложных социально-экономических условиях. Скорее это приведет к еще большей тенизации зарплат, что, соответственно, повлияет на госбюджет в обратном от желаемого порядке. Да и оправданно ли посредством финансовых инструментов принуждать граждан к рождению детей, если они не смогут их нормально воспитать, — вопрос риторический.
Специальный сбор на мобильные телефоны, смартфоны, ноутбуки и т. д.
Инициатор — Госслужба интеллектуальной собственности
Суть инициативы: предусматривается расширить список товаров, с помощью которых можно воспроизвести видео и звуковые произведения и которые облагаются специальным сбором в 1–1,5% от стоимости. В список попали: автомагнитолы, DVD-проигрыватели, ноутбуки, планшеты, мобильные телефоны, карты памяти, флеш-карты и жесткие диски.
Наш комментарий: согласно закону об авторских правах, производители и импортеры оборудования и материальных носителей для воспроизведения видео и аудио должны отчислять процент от их стоимости в специальные организации, которые впоследствии выплачивают вознаграждения авторам произведений. Список подлежащей обложению сбором продукции определен Кабмином. Сегодня в него входят, в частности, магнитофоны, радио и телевизоры, аудио и видеокассеты, компакт-диски. Размер сбора составляет 3–5% от стоимости товара. Предложенные более низкие ставки на мобилки, ноутбуки и т. д. с лихвой компенсируются их высокой стоимостью и масштабами использования. К примеру, в 2012 году объем продаж мобильных телефонов, смартфонов и т. д. составил почти 8,25 млрд грн. Соответственно, только с этой категории товаров сбор мог бы составить более 123 млн грн.
Налог на скайп
Инициатор — Нацкомиссия по вопросам регулирования связи
Суть инициативы: предполагается, что платить налог будут пользователи сервиса. Ставка налога и способ его взимания пока не известны.
Наш комментарий: в НКРС аргументируют, мол, широкая популярность сервиса перегружает сети провайдеров, в том числе мобильных операторов. А последние не могут конкурировать с бесплатным сервисом, и у них нет денег на модернизацию сетей. От этого страдает качество услуг. С этим сложно согласиться.
За январь–апрель текущего года доходы операторов мобильной связи увеличились на 1,9% по сравнению с январем–апрелем 2012-го — почти до 10 млрд грн. К тому же пользователи, привыкшие к бесплатным (дешевым) звонкам по интернету, не станут платить налоги, они просто будут пользоваться другими сервисами.
Налог на депозиты
Автор законопроекта — депутат Евгений Сигал
Суть инициативы: предлагается ввести налог на депозиты в размере 25%.
Наш комментарий: автора документа не устраивает, что «высокая доходность депозитов стимулирует накопительные настроения населения». Он считает, что нужно создать условия «для перераспределения доходов физлиц в пользу потребления товаров и услуг отечественных предприятий». В профильном комитете ВР не согласны с ним и пока отказались поддержать инициативу. Там считают, что ее реализация может привести к оттоку капитала из банковской сферы, что является недопустимым. Идея не нова, и ее периодически пытаются воплотить в жизнь. А потому соответствующий закон может быть принят в будущем в той или иной редакции.
Сбор с продажи валюты
Автор законопроекта — Нацбанк
Суть инициативы: при продаже валюты с суммы операции взимается 15%-ный (потом предлагался 10%-ный) сбор в Пенсионный фонд. Норма не действует для переводов из-за рубежа в размере до 150 тыс. грн в месяц и с продажи валюты с банковского вклада (если она была положена туда минимум за 30 дней до снятия).
Наш комментарий: таким способом в НБУ предлагали якобы бороться с валютными спекулянтами. К тому же и доходы ПФ выросли бы. В начале года Виктор Янукович пообещал, что закон не примут, пока не будут учтены «мнения и интересы всех сторон». Позже нардеп-регионал Владислав Лукьянов допустил, что сбор может быть введен в случае возникновения ажиотажа с обменом валют. В любом случае законопроект обсуждался достаточно серьезно, а потому не исключено, что Кабмин и Нацбанк вернутся к попыткам реализовать идею. Тем более в случае угрозы инфляции.
Налог на роскошь
Автор законопроекта — Минфин
Суть инициативы: физ- и юрлица будут платить 0,5% стоимости квартир площадью 200 кв. м и стоимостью более 1,15 млн грн, дачных, садовых и жилых домов площадью 500 кв. м и стоимостью 2,87 млн грн. Облагаться налогом будут автомобили, яхты, самолеты, вертолеты и пр. Уплатить в госказну придется за изделия из драгметаллов, часы, мобильные телефоны дороже 22,94 тыс. грн, предметы искусства и коллекционирования, обувь, одежду, меха стоимостью более 34,41 тыс. грн.
Наш комментарий: идея введения налога на предметы роскоши давно озвучивается многими политиками разных лагерей. Но несмотря на это, не реализована. Очевидно, что нормы предложенного Минфином законопроекта будут корректироваться в сторону повышения порога стоимости «роскоши» для целей налогообложения. А вот что касается недвижимости, скорее всего, ее метраж и цены для подпадания под нормы закона могут быть снижены. Наверняка в документе останутся лазейки, дающие возможность обойти его нормы, скажем, занижая стоимость предметов налогообложения, регистрируя их на льготников и т. д. Хотя не исключено, что законопроект отложат «до лучших времен», например — до 2015 года, когда будет в разгаре предвыборная кампания кандидатов в президенты.
Налог на иноязычную продукцию
Автор законопроекта — депутат Ирина Фарион
Суть инициативы: на ввезенную в Украину продукцию на иностранном языке устанавливается налог в размере 5% ее стоимости. Полученные средства направляются библиотекам для закупки литературы на украинском языке.
Наш комментарий: автор документа не скрывает, что направлен он прежде всего на русскоязычную литературу, которая в Украине пользуется популярностью. Впрочем, законопроект скорее популистский, учитывая нагнетание в последнее время противостояния между гражданами, говорящими на русском и украинском языках. Шансов на поддержку подобного законопроекта парламентским большинством сегодня практически нет.
Налог на лесные ягоды, грибы, лечебные травы,
отдых в лесу и пр.
Суть инициативы: налог уже установлен в АРК Крым и Хмельницкой области. В частности, в Крыму дикорастущие травы, ягоды и грибы облагаются налогом в размере 1 грн/кг, орехи — 1,5 грн/кг. За пешеходные и велопрогулки — 10 грн/год с человека, конные — 15 грн/год, автомобильные — 20 грн/год. За выпас коровы — 4% минимальной зарплаты, овцы — 2% и пр. Налоги платятся только в случае использования даров леса для коммерции, а не для себя.
Наш комментарий: вводить такие налоги законно благодаря разделу 17 Налогового кодекса «Сбор за специальное использование лесных ресурсов». Ставки налогов определяют ВР АРК, облсоветы, горсоветы Киева и Севастополя. Интересно, что в Крыму вначале предлагались более существенные ставки налогов, а также хотели ввести налог даже на записи голосов птиц и животных. Налоги должны помочь местным властям заботиться о природных ресурсах. Впрочем, открытым остается вопрос, покроют ли поступления от лесных налогов затраты на их администрирование. Предполагается, что желающим поживиться за счет даров природы лесники будут продавать специальные билеты. А милиция должна контролировать придорожную торговлю ягодами, грибами и т. д. Но как будут контролировать самих лесников и милиционеров — непонятно, то есть просто создается поле для коррупции. Впрочем, в случае успешного опыта «первопроходцев» подобные налоги, очевидно, захотят установить и в других областях Украины.