Прибегая к услугам так называемых кризисных менеджеров, многие отечественные работодатели преследуют лишь одну цель – почистить чужими руками раздутый штат собственной компании.
На вопросы журналистов делового еженедельника Корреспондент о кризисе, антикризисных мерах и антикризисных менеджерах отвечал директор Adolf Meyer Agency Глеб Антонов (Время собирать камни, «Корреспондент» № 44 (333) 15 ноября 2008 года).
Впервые с конца 2004 года в стране всерьез поднялся вопрос о профессиональном реагировании в условиях кризиса. Эссенция мирового финансового и затяжного внутреннего политического кризисов привела к возникновению причудливых форм корпоративного «падения».
Но как у каждого события есть объективная и субъективная стороны, так и у экономического спада в Украине есть причины не только общие, но и обусловленные исключительно национальной ментальностью.
Конечно, никак нельзя отбросить тот факт, что международные негативные факторы повлияли на ведущих отечественных экспортеров и импортеров (металлургия, строительство, финансовый сектор), представительства международных компаний, они в свою очередь потянули за собой крупные бизнесы, ориентированные на внутренний рынок (то же строительство, горнодобывающий сектор, инвестиционные компании), зацепив средних и мелких поставщиков товаров и услуг. А бездарная государственная машина не нашла в себе силы и ума вовремя среагировать на каждый из перечисленных этапов и более того, предприняла ряд действий, подкосивших и без того подкошенный отечественный рынок. Таким образом, в «черной дыре» кризиса непосредственно или косвенно оказалось большинство компаний, а значит, большинство простых граждан.
Но в то же время нельзя не признать, что классический потребительский сектор пострадает значительно меньше, чем та же тяжелая промышленность. Водку пить не перестанут, а хлеб меньше покупать не будут. К тому же, деньги-то никуда не делись, их не сожгли, не уничтожили, инвесторы просто затаились.
Так почему же все быстрее нарастает «снежный ком» сокращений во всех без исключения сегментах рынка? Шахты, заводы, банки, автодиллеры, ритейлы, кондитеры, издательства, рекламные агентства… Ответ на этот вопрос кроется и в таком элементе антикризисного реагирования, как увольнение работников, которые не влияют на финансовые поступления на банковские счета компании. Технический персонал, менеджеры без конкретно выраженного круга обязанностей, ассистенты и заместители руководителей, дизайнеры и т.д. Под жесткую и волевую руку антикризисных управляющих подпадают, как топ-менеджмент, пришедший по протекции, так и работники низшего звена, попавшие в штат в период бурного роста. Примечательно, что руководство компании на этот период отстраняется от дел по собственной инициативе, не желая быть причастным к весьма непопулярным антикризисным приемам.
Такая возможность, как показывает история, выпадает с периодичностью в 5-7 лет. И ею грех не воспользоваться. Можно без лишнего шума и сопротивления убрать часть «отработанного» персонала, а оставшуюся часть заставить играть по новым, выгодным для работодателя, правилам. Если еще год назад наблюдался дефицит персонала, у хедхантеров не было отбоя от клиентов, а опытные соискатели заламывали руки потенциальным работодателям суммами зарплат, наличием приличного социального пакета и других персональных благ, то сегодня у компаний выпал шанс отыграться.
Чистка штата – это, конечно же, только часть работы антикризисных менеджеров направленная на сокращение издержек компании в период нестабильности, самая явная. Профессиональный управленец, кроме всего прочего, поможет добиться существенных уступок со стороны подрядчиков и поставщиков, минимизировать налогооблажение, откорректировать пакет товаров и услуг с обоснованной перспективой и т.д. Его главная задача – не позволить бюджету компании бесконтрольно расползаться во время фискального дефицита. А еще – подготовиться к мощному прыжку в обозримом будущем. Ведь за каждым спадом обязательно следует подъем.
Глеб Антонов,
Adolf Meyer Agency
www.adolf-meyer.com.ua