Ретейлеры прогнозируют 5%-ное падение объемов продаж. Это связано с нестабильностью и отсутствием уверенности потребителей в будущих доходах.
Надежда ГОНЧАРУК, КОНТРАКТЫ
По данным Unitrade Group, за последний месяц продажи крупной бытовой техники выросли на 40%, LCD и плазменных телевизоров — на 60%, а компьютеров и комплектующих — на 10%. Некоторые эксперты сравнивают октябрьский всплеск покупок с предновогодними продажами. «Предпраздничный ажиотаж и то, что происходит сейчас, объединяет одно: люди массово бегут в магазины, — отмечает Николай Коломоец, руководитель отдела внешней аналитики Unitrade Group. — Но причины всплесков разные. Новый год — это время подарков и обновок, а в условиях нынешнего ажиотажа покупка является спасением денег. Люди боятся обесценивания гривни, нестабильности валюты и вкладывают всю наличность в покупки». В октябре украинцы досрочно разрывали депозитные договоры с банками. По данным НБУ, за месяц со счетов было снято 17,6 млрд грн, из которых 13,5 млрд грн — средства физлиц. Укрепляющийся доллар обесценивал национальную валюту в глазах потребителей, поэтому они частично тратили деньги на покупку бытовой техники, считают некоторые эксперты.
А Марина Денисова, директор по корпоративным продажам компании Everest, уточняет, что в сегменте ПК наблюдался рост продаж, однако не в количественном, а в денежном эквиваленте. Причина — подорожание компьютеров на 15–20% вследствие роста курса доллара. «Ажиотажного спроса на компьютерную технику не было. Анализируя наши продажи, а также партнеров и конкурентов, я не вижу оснований говорить о каком-то всплеске», — подчеркивает эксперт.
Как бы то ни было, уже в начале ноября наметилась тенденция снижения спроса. Это связано прежде всего с ростом цен на бытовую технику и электронику, которая привязана к курсу доллара. Еще в середине октября в киевских магазинах компьютерной техники можно было присмотреть импортный ноутбук HP Pavilion DV5–1050ER за 8 тыс. грн, а всего через две недели, после того как наличный и межбанковский курсы доллара подскочили до 7,5 грн, стоимость лэптопа выросла на 15% — до 9,3 тыс. грн. Кроме того, около 20–40% IТ-продукции и крупной бытовой техники обычно приобретали в кредит, но в связи с кризисом банки свернули программы потребителького кредитования, что негативно отразилось на продажах электроники.
По прогнозам аналитиков, в следующем году украинцы, чьи доходы в условиях кризиса останутся стабильными либо снизятся (а таких будет большинство), будут покупать дешевую продукцию. «Если в нынешнем году доля товаров стоимостью свыше 1500 грн составляла более 10% в общем объеме продаж, то в 2009-м этот показатель может снизиться до 7–9%, — прогнозирует Коломоец. — У людей просто не будет достаточно средств на дорогостоящие приобретения».
Кризис ликвидности, уверены аналитики Unitrade Group, по-новому расставит приоритеты в потребительских расходах. Доля затрат на покупку техники, которая не является товаром первой необходимости, уменьшится в пользу расходов на продукты питания, проезд, одежду, коммунальных и других текущих расходов.
Виталий Мельниченко, начальник отдела крупнобытовой и встраиваемой техники компании «Фокстрот. Техника для дома», прогнозирует, что из-за ограничения кредитования в следующем году украинцы отдадут предпочтение более дешевым моделям холодильников. А Сергей Карпухно, начальник отдела IТ-техники «Фокстрот. Техника для дома», предполагает снижение продаж цифровой и компьютерной техники.
Красный октябрь Динамика
продаж цифровой и бытовой техники в
сети City.com (15 гипермаркетов электроники по всей территории Украины) за 10
месяцев 2008 г.*
* График показывает, как
распределился по месяцам выторг сети и его изменения от месяца к месяцу. До
октября распределение было традиционным и соответствовало годовой сезонности —
спад продаж к середине весны и постепенный рост к осени. Как правило, прирост
выручки в октябре к сентябрю составляет 3–5%, но покупательский ажиотаж во втором
месяце осени 2008-го внес свои коррективы и прирост составил более 17%
По данным Unitrade Group
Директор по продажам розничной сети «Мобилочка» Алексей Семенко уже отмечает падение спроса на дорогие мобильные телефоны и смартфоны: «В последние месяц-полтора наблюдается снижение продаж во всех ценовых сегментах, кроме дешевых устройств. Это связано с ростом курса доллара, пропорционально которому увеличиваются цены на телефоны, а также с нестабильностью и отсутствием уверенности потребителей в будущих доходах».
Переход украинцев на более дешевую продукцию и снижение спроса негативно отразится на рынках бытовой техники и электроники. Как считают в Unitrade Group, годовой рост потребительского спроса снизится с ранее прогнозируемых 20–30% до 10–15%. Аналитики компании «Фокстрот. Техника для дома» уточняют, что в следующем году объем сегмента плоскопанельных телевизоров уменьшится в денежном эквиваленте на 5%. Долларовый объем рынка потребительской электроники, скорее всего, сохранится, предполагает Сергей Карпухно. Однако резко уменьшатся продажи в тех магазинах, которые торгуют узкоспециализированными IT-товарами, добавляет эксперт.
Объем украинского рынка компьютерной техники уменьшится незначительно — на 2–5%. «Вряд ли стоит ожидать резкого падения, так как компьютерная техника в наше время — это в первую очередь средство производства, инструмент для заработка», — прогнозирует Марина Денисова из Everest.
Падения объемов продаж стоит ожидать и в сегменте мобильных телефонов. «Тенденция снижения стоимости устройств сохранится в I полугодии 2009-го, что негативно скажется на общих объемах продаж в денежном эквиваленте», — резюмирует Алексей Семенко.
ЭКСПЕРТиза
Николай КОЛОМОЕЦ,
руководитель отдела внешней аналитики Unitrade Group
Насколько выросли продажи техники за последний
месяц?
— По сравнению с сентябрем спрос на крупную бытовую технику (холодильники, стиральные машины) увеличился на 40%, на LCD и плазму — на 60%, на компьютерную технику — на 10%. Продажи более дешевых товарных групп, например, мобильных телефонов практически не росли. Ранее такого рода всплески покупательской активности наблюдались исключительно в конце декабря. В целом в октябре продажи техники превысили ожидаемый уровень на 15–20%.
То есть по итогам года вы перевыполните планы продаж?
— Ажиотажные дни оказались для ретейлеров приятной неожиданностью, но еще рано говорить о том, что эти продажи дадут возможность перевыполнить планы. Ведь за высоким спросом обязательно приходит спад, и он может быть столь же непрогнозируемым, как и всплеск. Впереди предновогодний сезон, но может получиться так, что людям просто не хватит денег на покупки подарков и декабрь окажется не настолько доходным, как хотелось бы.
Украинцы вкладывали свободные средства в дорогую технику?
— Да, рост цен и обесценивание денег нивелировали все факторы, ранее удерживавшие покупателя от дорогого приобретения. К примеру, октябрьские продажи LCD-телевизоров и плазм оказались на 25% выше запланированных. Активно покупали крупную бытовую технику — рост более 20%, а продажи компьютерной техники превысили ожидаемые показатели более чем на 15%.
Насколько подорожала техника в связи с повышением курса доллара?
— В октябре розничные цены повысились на 20–30%. Расчет продавца с поставщиком проходит в долларах или гривнях с привязкой к валюте. Если первый дорожает, то технику необходимо продавать в гривнях дороже, чтобы на вырученные деньги приобрести достаточно валюты для оплаты.
Первоначальное 10–15%-ное повышение практически не повлияло на потребителей — люди массово делали покупки. Но дальнейший рост цен в украинской рознице на 20–30% все же сдержал ажиотаж.
Виталий МЕЛЬНИЧЕНКО,
финансовый директор компании «Фокстрот. Техника для дома»
Наблюдался ли спрос на дорогую продукцию в
последние три недели?
— В конце октября был всплеск продаж. Люди забирали деньги с депозитов и вкладывали их в товар, поскольку гривня быстро обесценивалась, а купить доллары в пунктах обмена было затруднительно. При этом объем продаж товаров, купленных в кредит уменьшился. Хотя ранее 70% дорогостоящей техники приобретали в долг.
В частности, увеличился спрос на дорогие мониторы и десктопы, тогда как продажи холодильников и телевизоров остались на прежнем уровне — покупатели все еще ожидают скидок и спецпредложений в предновогодний период. Поэтому спрос в декабре еще вырастет, а в январе последует спад продаж.
Благодаря осеннему всплеску перевыполнит ли компания план продаж по итогам года?
— Нет, мы пересмотрели планы в сторону понижения. К примеру, продажи телевизоров упали приблизительно на 25%. Отмечаем падение спроса на холодильники, десктопы. IТ-товаров приобретается меньше, чем было предусмотрено на этот год. Это нормально в условиях мирового кризиса.
Нынешнее снижение спроса связано с подорожанием техники, стоимость которой привязана к курсу доллара?
— Да, курс доллара вырос на 30%, что привело к росту стоимости техники. Причем поднимают цены все сети одновременно. Ретейлеры ориентируются на стоимость доллара, поскольку техника покупается заграницей. Соответственно ослабление гривни отрицательно сказывается на розничном бизнесе. Чем выше курсовая разница между долларом и гривней, тем выше цена для конечного потребителя.
Цена на телевизоры выросла в среднем всего на 15–20%. Сейчас розничные цены понижаются в соответствии с последними изменениями курса. Стоимость импортных холодильников увеличивалась по мере курсовых колебаний. Например, укрепление доллара на 10% спровоцировало 10%-ный рост цен на крупную бытовую технику. Конечно, удорожание техники не может стимулировать продажи.