Председатель правления Aegon NV Алекс Вэйнанс рассказал Контрактам как связаны ВВП и рынок страхования жизни, почему не все иностранцы выводят из Украины бизнес, куда нужно вкладывать «длинные» деньги, чтобы не ошибиться.
Почему группа Aegon решила выйти на украинский рынок в то время, когда значительное число компаний с иностранным капиталом уже покинуло его или намеревается это сделать в обозримом будущем?
Алекс Вэйнанс: Группа давно заинтересовалась рынком Украины. В первую очередь из-за демографической ситуации — у вас большая численность населения и оно довольно молодое. К тому же многие ваши сограждане уже пришли к пониманию, что о своем благосостоянии нужно заботиться лично, потому что государство с этим не справляется. Плюс в стране постепенно формируется средний класс — основной потребитель финансовых услуг такого типа. Это главные ингредиенты успеха для компании по страхованию жизни на этом рынке и основной потенциал для развития.
Выбирая путь вхождения на украинский рынок, мы рассматривали варианты приобретения местной действующей компании с сильным менеджментом, развитыми каналами продаж и хорошей репутацией на рынке. Страховой бизнес чрезвычайно зависим от этого, поскольку мы строим долгосрочные отношения с клиентом и обещаем вещи, которые он не сможет проверить. Поэтому доверие — решающий аргумент.
Почему вы выбрали для покупки именно компанию «Фидем Лайф»?
Алекс Вэйнанс: Было несколько вероятных кандидатов на покупку среди украинских СК, и понадобилось несколько лет, чтобы определиться. Фидем Лайф оказалась самой перспективной. Например, за два года компания увеличила сумму собранных страховых премий более чем на 300%. Их нынешняя бизнес-модель хорошо вписывается в стратегию развития Aegon.
Для компаний, которые занимаются страхованием жизни, чрезвычайно важно привлекать «длинные» деньги, что в Украине с ее регулярными кризисами и катастрофическим уровнем доверия к финансовым институтам очень проблематично. Какой «пряник» есть у вас для наших граждан?
Алекс Вэйнанс: Надежность и прозрачность. Понятно, что для того, чтобы в этом убедиться, понадобится время, но хороший сервис, высокие технологии и репутация международной финансовой группы у нас есть уже сейчас. Я надеюсь, остальные участники рынка тоже изо всех сил стараются повысить доверие клиентов к страховому бизнесу, и совместными усилиями мы сможем достичь успеха. Это случай, когда многое зависит не только от нас, но и от потребителя. Сегодня все без исключения уже понимают, что если хочешь жить хорошо и долго, нужно позаботиться об этом. Поэтому продукты и услуги, позволяющие чувствовать себя комфортнее в будущем, будут пользоваться все большим спросом. От этого просто никуда не денешься.
Вы сами пользуетесь страховыми продуктами?
Алекс Вэйнанс: Конечно (улыбается). Практически всеми видами — и страхованием имущества, и автомобиля, и пенсионным. Это нужно и удобно.
Насколько глубоко, с вашей точки зрения, рынок накопительного страхования должен регулироваться на законодательном уровне?
Алекс Вэйнанс: Безусловно, любой рынок должен регулироваться, чтобы клиенты больше доверяли компаниям, которые на нем работают. Особенно если речь идет о «длинных» деньгах, в которых государство заинтересовано в первую очередь. Задача регулятора — сделать этот рынок здоровым и поддерживать его в таком состоянии. Кстати, мы принимаем активное участие в дискуссии по поводу фонда гарантирования. К компаниям выдвигаются достаточно жесткие требования при лицензировании, и мы считаем, что в таких мероприятиях, в таком формате нет необходимости.
Многие участники рынка жалуются, что «длинные» деньги в Украине просто некуда вкладывать. Какие инструменты с достаточным уровнем надежности и приемлемой доходностью вы видите?
Алекс Вэйнанс: Обычно, когда речь идет о долгосрочном инвестировании, подразумеваются инфраструктурные проекты. Это сегмент, чрезвычайно важный для экономики и при этом понятный для клиентов. К тому же именно он больше всех нуждается в долгосрочных вложениях, потому что не подразумевает моментальной отдачи. Для Украины поиск надежного долгосрочного проекта — действительно сложная задача. Но здесь срабатывает цепная реакция: чем больше денег будет у страховых компаний, тем больше проектов они смогут профинансировать, а это в свою очередь улучшит экономическую ситуацию в целом и повысит надежность будущих инвестиций.
Пока же СК будут в основном хранить деньги на депозитах в банках. Сложности кризисного периода многому их научили и теперь такие вложения гораздо более безопасны. Диверсификацию тоже никто не отменял. Кстати, условия, на которых страховая компания размещает «лайфовые» деньги в банке, гораздо приятнее, чем для частных клиентов…
Как вы оцениваете перспективы развития рынка страхования жизни в Украине?
Алекс Вэйнанс: Менеджмент нашей украинской «дочки» пообещал динамичный рост, и мы верим этой сильной команде.
Как показывает практика, рост рынка страхования жизни примерно втрое превышает темпы роста ВВП… У вашего рынка страхования есть все предпосылки для успешного развития: клиенты нуждаются в страховых продуктах, понимают эту потребность и могут себе это позволить. Государство, со своей стороны, заинтересовано в деньгах, которые население может принести в страховые компании. Так что, по оценкам Aegon, в регионе присутствия компании Украина — самый потенциально быстрорастущий рынок.