Таможенная оценка ввозимых товаров порождает много споров между таможенными органами и импортерами. Оно и понятно, ибо таможенная стоимость товаров является базой для начисления ввозной пошлины и НДС.
Довольно часто таможенные органы не принимают таможенную стоимость товаров и определяют ее на гораздо более высоком уровне. В отдельных случаях определенная таможней стоимость значительно превышает цену продажи этих же товаров в Украине после их ввоза. Здесь возникает проблема с НДС, которая сильно бьет по бизнесу, и даже делает его ведение в Украине лишенным смысла по причине искусственно созданной убыточности.
Споры по таможенной оценке затягивают таможенное оформление товаров свыше установленных Таможенным кодексом 4 часов, что вызывает нарекания бизнеса. Законопроект также пытается решить проблему умышленного занижения таможенной стоимости импортерами.
Законодатели раз пытались решить проблему таможенной стоимости в новом Таможенном кодексе, однако, вопросы все еще остаются. Последняя инициатива - законопроект №2061а – была подготовлена Комитетом Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики и зарегистрирована в парламенте 20 мая. Американская торговая палата выражает благодарность инициаторам указанного законопроекта за возможность высказать свои замечания и предложения на этапе его подготовки. Следует отметить инновационность документа, благодаря чему он может стать серьезной преградой на пути произвольной трактовки норм ВТО о таможенной оценке и коррупционным проявлениям в этой сфере.
Контроль таможенной стоимости после выпуска товаров
Суть законопроекта заключается в том, что контроль таможенной стоимости переносится на момент после выпуска товаров. Этим решается вопрос затягивания таможенного оформления из-за споров по таможенной оценке. На этапе таможенного оформления декларант будет подавать один документ – декларацию таможенной стоимости, а таможенный орган обязан оформить и выпустить товар после проверки числового значения задекларированной стоимости.
Игорь Даньков
Сопредседатель Комитета по вопросам таможенной политики Американской торговой палаты в Украине
После выпуска товара, при наличии оснований, таможня может осуществлять контроль таможенной стоимости и требовать предоставления декларантом основных документов (контракт, счет и т.д.) и дополнительных (каталоги, прайс-листы, экспортные таможенные декларации и т.д.) документов для такого контроля. При этом таможня должна обосновать цель предоставления каждого конкретного дополнительного документа. При недостаточности документов таможня может сделать запрос в таможенную администрацию другой страны.
В случае отсутствия аргументированных доказательств таможни того, что декларант заявил неполные и/или недостоверные сведения о таможенной стоимости, последняя считается признанной автоматически.
Если таможня полагает, что взаимозависимость продавца и покупателя повлияла на цену товара, то она обязана обосновать основания для таких подозрений. В противном случае требование представить дополнительные документы являются незаконными. Отрадно отметить, что калькуляция стоимости товара исключена из списка дополнительных документов (по взаимозависимым лицам), что отвечает нормам ВТО.
Очень важное положение – ценовые данные из базы таможни не могут являться основанием для отказа в таможенном оформлении товара по задекларированной стоимости, определенной по цене сделки с ввозимыми товарами. Это значит, что таможня не сможет оспаривать таможенную стоимость и определять ее произвольно, используя свои внутренние ценовые данные.
Невыездные документальные проверки
Следующий этап - в случае обоснованных сомнений (требующих пояснений таможни) в задекларированной стоимости или на основании ответа иностранной таможенной администрации таможня может инициировать невыездную документальную проверку. Акт такой проверки должен содержать обоснование причин необходимости корректировки заявленной стоимости. Приложением к акту является решение таможни о корректировке таможенной стоимости. В самом решении о корректировки должно быть обоснование числового значения таможенной стоимости, определенной таможней.
Возражения к акту проверки, обжалование уведомлений-решений таможни будет проводиться в обычном порядке.
Как видно, импортируемый товар в большинстве случаев будет выпускаться таможней по заявленной стоимости. Поэтому процедура выпуска под гарантийные обязательства опущена.
Следует обратить внимание, что невыездная документальная проверка может повлечь применение штрафов в раз мере 25% или 50% от суммы недоплаты налогов в результате занижения таможенной стоимости. Поэтому у импортера есть право самостоятельно откорректировать таможенную стоимость до начала такой проверки и избежать штрафов. Важно, что решение о корректировке таможенной стоимости таможня может принять только после невыездной проверки и обоснования такого решения.
Согласно пояснительной записке, главой 6 «Таможенный контроль» рекомендаций Всемирной таможенной организации к Генеральному дополнению Киотсткой Конвенции определено, что таможенная администрация должна переходить от полного таможенного контроля к таможенному контрою, основанному на аудит контроле и системе управления рисками; от введения упрощенных процедур таможенного контроля к самостоятельному определению таможенной стоимости. Именно такой подход позволит таможенным органам содействовать интенсивному развитию торговли, а не препятствовать ему. Эксперты Американской торговой палаты считают, что законопроект Виталия Хомутынника соответствует рекомендациям Всемирной таможенной организации, и, в случае принятия, сможет решить многие проблемы таможенной оценки.