Почему самое лучшее время для бизнеса — когда отсутствует правительство. Очередей желающих избавиться от дешевеющего доллара и умирающего евро пока не видно, несмотря на политические обещания. Любо-дорого было наблюдать, как руководители страны играют в антикризисные меры на телевизионном канале «Интер»*.
Как вместо серьезных совещаний, общения с экспертами, попыток понять и объяснить, что произойдет, они продолжали свою вечную игру в «Кто хочет стать миллионером?» — и это в преддверии печальной эпохи, когда миллионерами становятся миллиардеры. Попытка заработать баллы на кризисе продолжилась и после знаменательного телеэфира, когда началось соревнование в курс гривни. Кто назовет пониже, чтобы ошалевшее население ринулось в обменные пункты сдавать доллары? А почему нет? Ведь если курс будет понижаться день от дня по мановению президентской или премьерской волшебной палочки, то сейчас самое время сдавать доллары подороже, чтобы потом скупить эти бессмысленные бумажки по дешевке. Или я чего-то не понимаю. Но не понимаю, наверное, не я один, так как очередей желающих избавиться от дешевеющего доллара и умирающего евро пока не видно, несмотря на политические обещания.
Вот именно что политические! Ведь украинские государственные деятели продолжают наивно верить, что смогут обмануть экономику одним только мановением державного пальца. И стоит лишь пообещать людям, что все будет хорошо, и они не заметят, что предприятие остановилось, их отправили в бессрочный отпуск, зарплата стала в несколько раз меньше (если вообще осталась), цены в магазинах повысились, а покупать не за что… Но это же и есть реальная жизнь. Как раз в тот день, когда политики соревновались в рассказах о дешевеющей гривне, остановились доменные печи Криворожстали: комбинат, который еще недавно был центром борьбы олигархов и главным объектом оранжевой приватизации, перестал быть курицей, несущей золотые яйца в украинский бюджет. Но если бы речь шла только об одной курице, ведь еще немного — и этот бюджет лишится всего курятника!
Произошло самое неприятное, что могло произойти. Политики поверили, что кризис — это лучшее время для сведения личных и клановых счетов. Президент продолжает обвинять правительство, создавшее предпосылки для происходящих событий, правительство в лице премьера объясняет, кто ему мешает работать, лидер оппозиции аж горит от желания стать премьер-министром и объясняет, кто и до чего довел страну. А ведь еще ничего по-настоящему не началось. И страшно представить себе, как украинские лидеры заговорят друг с другом, когда начнутся настоящие экономические потрясения. А они начнутся хотя бы потому, что пока не видно мер по поддержке реального сектора экономики. Да, конечно, важно спасти финансовую систему страны. Но даже в «спасенном» состоянии она вряд ли сможет кредитовать промышленность в необходимых объемах. А раз не сможет — значит, продолжатся закрытия и увольнения, увеличатся невыплаты кредитов, придется вновь и вновь помогать банкам, словом, лихорадить украинскую экономику будет еще долго. И то, что вместе со всем миром, как-то не особо утешает.
Потому что во всем мире политическая и предпринимательская элита не воспринимает кризис как время для сведения счетов и принятия новых решений популистского характера или же раздачи обещаний, которые теперь уж точно не будут выполнены. В условиях экономических потрясений самое важное — сохранить доверие людей к государственным институтам. Мы привыкли, что в ситуации относительно сносной жизни власть думает не о нас, а о себе. То, что самое лучшее время для бизнеса — когда отсутствует правительство, стало уже каким-то общим местом, такого рода соображения высказывают не только предприниматели или обычные граждане, но и сама власть. Но вот пришло время, когда правительство и парламент действительно нужны и экономике, и населению. Когда необходимо менять законодательную базу, причем не только по президентским инициативам, но прежде всего сообразуясь с предложениями профильных комитетов. А как же иначе? Ведь это же и есть функция парламента — принимать законы, если кто забыл. Когда нужны ответственные правительственные решения, выполняющиеся по всей вертикали власти. А как же иначе? Зачем же еще правительство? И что же мы видим? Что главную роль по-прежнему играют пресс-службы и политтехнологи, что самыми важными вопросами являются, как выглядеть в ситуации неуклонного падения в пропасть, что надеть на экономические похороны, как повязать галстук, как завиться… И, конечно же, что сказать — вот уж это действительно самое главное! Эти люди так искренне, так по-детски самоуверенно играют в кризис, что начинает казаться: в саму Украину они тоже играют как в какую-то модную компьютерную стрелялку без настоящих заводов, магазинов, трубопроводов, сел и городов. И без реальных людей.
*31 октября в прямом эфире дискутировали президент, премьер-министр, спикер парламента, лидеры партий