23 апреля 2013 г. состоялся Киевский международный форум «Out-Of-Home 2013: наружная реклама как часть глобальной коммуникационной платформы». Мероприятие собрало более сотни экспертов по маркетинговым коммуникациям со стороны рекламодателей, агентств и операторов наружной рекламы; архитекторов, градоуправленцев, представителей городских сообществ, социологов, журналистов.
Украинские и иностранные докладчики форума представили аудитории широкий спектр точек зрения на перспективы развития OOH-рекламы в Украине и мире, как части глобальной системы коммуникаций и как части нашей жизненной среды.
Организаторы форума изначально определили широкую рамку докладов и обсуждений.
Задачей мероприятия стало представление многообразия мнений о современной системе маркетинговых и социальных коммуникаций и обозначение перспективы их развития. Это сделало форум важным и интересным событием для маркетологов и специалистов по рекламе, а не только для профессионалов в области наружной рекламы. И, по мнению участников форума, эта задача выполнена. Форум стал интересным и важным событием и для ООН-отрасли, и для всех, чья деятельность связана с социальными и маркетинговыми коммуникациями. В частности, Ирина Рубис, главный редактор Marketing Media Review, организатор форума, отметила: «Наш первый диалоговый ООН-форум порадовал количеством и интересом участников, высоким горизонтом и качеством докладов. Форум представил значительно более широкий взгляд на наружную рекламу. ООН-реклама, как часть коммуникационной эко-системы, — весомый и современный медиа-канал».
Форум открылся докладом основателя всеукраинского оператора OOH-рекламы Прайм групп Вадима Фрунзе о стратегии и экологии бизнес-коммуникаций. В своем докладе Вадим подчеркнул, что сохранение позитивных тенденций развития отрасли возможно при условии повышения прозрачности, дальнейшей консолидации ее участников, а также более четкого понимания участниками индустрии меры и степени своей ответственности и перед клиентами, и перед обществом. В качестве иллюстраций он привел примеры из практики Прайм групп, которые продемонстрировали как создаются дополнительные сервисы и выгоды для рекламодателей, и как наружная реклама может стать более органичной, экологичной для города и его жителей, какие дополнительные возможности и удобства она предоставляет обществу.
Елена Бондарчук, заместитель директора маркетинговой исследовательской компании InMind, частично представила результаты уникального исследования репутации рынка ООН-рекламы Украины, которое недавно провела её компания. В частности, она отметила, что эксперты рынка, маркетинговые директора крупных рекламодателей и руководители ведущих рекламных агентств отмечают позитивную динамику и растущий уровень доверия к ООН-рекламе. Они видят перспективу развития отрасли в дальнейшей консолидации ее участников, внедрении отраслевых стандартов и повышении прозрачности и технологичности индустрии.
Директор исследовательской компании Doors Consulting Сергей Смоляр презентовал доклад о современных методах исследования OOH-рекламы, а исполнительный директор Всеукраинской рекламной коалиции (ВРК) Максим Лазебник рассказал о состоянии и тенденциях в отрасли ООН-рекламы США.
Генеральный директор GroupM в Украине, Белоруссии и Молдове Александр Комаров поделился знанием о представлениях украинских рекламодателей об OOH-рекламе.
После видео-выступления Джоди Сенесе, руководителя по маркетингу CBS Outdoor, прозвучал доклад эксперта по стратегиям развития и инноваций Габора Бюрта, в котором он представил свою точку зрения на мировые тенденции трансформации коммуникаций и ООН-рекламы в частности. Доклад Габора Бюрта завершил первый тематический блок форума.
После краткого обеденного перерыва форум продолжил работу с обсуждения тем докладов первого блока и главной темы форума.
В панельной дискуссии приняли участие: Максим Лазебник (ВРК), Сергей Смоляр (Doors Consulting), Елена Бондарчук (InMind), Татьяна Денисюк (РТМ-Украина), а также Ингрида Кригере-Лаце (Латвийская рекламная ассоциация).
Модератором дискуссии выступил Андрей Заблоцкий, руководитель Украинской ассоциации интернет-рекламы.
В ходе дискуссии обсуждались вопросы перспектив развития наружной рекламы в Украине и их сопоставление с мировыми тенденциями.
В частности, госпожа Кригере-Лаце отметила, что европейская тенденция — это смещение активности наружной рекламы из городов на транспортные магистрали и в этом тренде в Украине есть большие возможности, так как вдоль крупных дорог пока очень мало рекламы.
Елена Бондарчук представила другой взгляд на этот вопрос, основанный на мнении экспертов рынка. В частности, один из участников исследований, которые проводила компания InMind, уверен в обратном — что структура европейской наружной рекламы станет более похожей на украинскую.
Также участники дискуссии обсудили вопросы консолидации и продвижения исследований, как основных драйверов развития рынка. Острая дискуссия возникла вокруг вопроса отраслевых стандартов. Все участники согласились, что стандарты нужны, но что конкретно они должны включать в себя и какую форму обрести — здесь мнения экспертов разошлись.
Вторая часть форума была посвящена обсуждению роли и места ООН-рекламы в жизни города и его жителей.
Открывал этот тематический блок доклад о будущем городов эксперта в области культурологии, архитектуры и урбанистики Владимира Никитина. В докладе он достаточно жестко обозначил свое видение ситуации: идеальный «город будущего» невозможен, но необходимо развитие существующего городского устройства, в контексте его уникального смыслового пространства. В частности, он подчеркнул, что современный цивилизационный вызов — это построение органичного и насыщенного новыми смыслами пространства. И одним из ключей к этому является диалог, как система компромиссов и взаимных договоренностей всех участников этого единого пространства. В частности, реклама должна стать менее агрессивной и навязчивой, а градоуправленцы должны больше внимания уделять исторической смысловой наполненности города.
Эта концепция во многом перекликается с самыми актуальными мировыми маркетинговыми трендами, в том числе и недавними высказываниями Филипа Котлера о необходимости маркетинга с человеческим лицом — системы эффективного взаимодействия производителей и потребителей. Об этом в своем докладе на форуме говорил и Габор Бюрт.
Сергей Целовальник, главный архитектор Киева и вице-президент Национального союза архитекторов Украины, в своем докладе о новой социальной архитектуре городов продолжил тему, поднятую Владимиром Никитиным. Он отметил, что, с точки зрения теории архитектуры, он против любой рекламы в городе, но, как практик, он понимает её важную роль в жизни города. Поэтому необходимо искать комплексное и эффективное решение этого вопроса и делать это в диалоге общества, градоуправленцев, рекламистов.
Константин Колесников, представитель Национального союза архитекторов Украины, партнера форума, представил в своем докладе конкретные примеры того, как можно существенно повысить органичность наружной рекламы, ее экологичность и полезность для жителей города. Он вынес на обсуждение участниками форума свою концепцию «город, как маркетинговая коммуникация».
Глава Ассоциации наружной рекламы Украины Артём Биденко рассказал присутствующим о «реальном» восприятии рекламы: о том, какая информация «видится» осознанно, а какая — бессознательно.
Завершил вторую часть форума доклад главы Ассоциации интернет-рекламы Украины Андрея Заблоцкого об ООН-рекламе, городе и интернете, как единой коммуникационной системе. Он наглядно проиллюстрировал, что в современном мире все медиа-каналы взаимосвязаны и задача современных маркетологов и рекламистов не в выборе канала, а в грамотной интеграции различных медиа с учетом сильных сторон каждого.
Участники форума отмечали его высокую информационную и смысловую насыщенность, остроту поднимаемых вопросов и конструктивность дискуссий. А также его важность и полезность не только для развития отрасли ООН-рекламы, но индустрии маркетинговых коммуникаций в целом.
В частности, Андрей Никитич, директор Master Ad Ukraine сказал, что очень позитивным является «живое общение, живой диалог форума, в котором удачно смиксовано участие клиентов, операторов, рекламных агентств и общества».
Александр Макаренко, из компании «Технополис», отметил, что форум наглядно продемонстрировал открытость рынка и то, что его участники обладают высоким профессионализмом и достаточной энергией для его развития.
Журналисты и представители СМИ отмечали многогранность форума. В частности, Ирина Коберник (журнал «Компаньон»), отметила позитивным тот факт, что и в Украине «стали появляться такие 3-D и 4-D форумы, где в обмене и столкновении мнений рождается новое представление о городе и обществе».
Участники и гости форума отмечали, что он стал уникальным и интересным событием не только для отрасли ООН-рекламы, но и для системы маркетинговых и социальных коммуникаций в целом.