Спасать банки и компании правительство намерено с помощью налогоплательщиков. Акцизы на алкоголь должны увеличиться на 50%, на бензин — на 83%, на дизельное топливо — на 111%, на автомобили — в 5-10 раз
Но в отличие от «планов спасения», подготовленных в западных странах и России, украинский план не предусматривает сумму, которую государство готово потратить на поддержку частного сектора, — у правительства сейчас просто нет денег на стабилизационные мероприятия. Поэтому законопроект содержит длинный перечень мер, которые как раз и должны дать государству эти стабилизационные средства. Прежде всего речь идет о значительном повышении налогов на некоторые товары. Например, акцизы на алкоголь должны увеличиться на 50%, на бензин — на 83%, на дизельное топливо — на 111%, на автомобили — в 5-10 раз.
При этом Кабинет министров хочет получить право временно (на срок от 3 до 6 месяцев) менять ставки экспортных и импортных пошлин в 2009-2010 годах.
Среди других антикризисных мер стоит выделить намерение увеличить государственное финансирование строительства дорог и мостов. «Тем самым мы поддержим занятость в базовой отрасли», — полагает Юлия Тимошенко. Правительство, похоже, таким образом готовится к возможному массовому сокращению персонала в промышленности. Кроме того, планируется сократить расходы на государственный аппарат (на 20% в ноябре—декабре этого года) и ограничить темпы роста социальных выплат уровнем инфляции.
По мнению большинства экономистов, если правительственный план будет принят Верховной Радой, он поможет предотвратить резкое обострение кризиса, в частности крах банков, но не способен остановить существенное замедление украинской экономики в следующем году. Причиной стагнации является падение спроса на внешних рынках на основные украинские экспортные товары (сталь, удобрения и машиностроительную продукцию) из-за начавшейся в экономике развитых стран рецессии. Кроме того, мировой финансовый кризис привел к резкому уменьшению притока инвестиций в Украину. Однако, по мнению экономистов, законопроект не содержит конкретных мер, направленных на компенсацию негативного влияния внешнеэкономической конъюнктуры. «Если стабилизационный фонд будет создан, то неясно, каким отраслям и предприятиям будет предоставляться помощь. План мог бы содержать конкретные шаги — например, программу кредитования малого бизнеса под создание рабочих мест, но ничего подобного в документе нет», — говорит Александр Рябченко, директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций.
В январе—сентябре ВВП Украины увеличился на 6,9%, по итогам года правительство ожидает рост на 6,8%. Однако в следующем году, по оценке Международного валютного фонда, рост украинской экономики замедлится до 2,5%. Прогноз МВФ вполне реален. Улучшения конъюнктуры на внешних рынках для украинских экспортеров возможно не раньше чем через полгода.
Наиболее эффективной стабилизационной мерой, по мнению некоторых экономистов, стало бы предоставление Украине кредита МВФ — деньги можно направить на укрепление курса гривни, а также на помощь проблемным банкам и компаниям. Однако другие аналитики считают расходование на эти цели бюджетных денег, к тому же заемных, большой ошибкой, поскольку в нынешних условиях они быстро растворятся, а ожидаемого эффекта не последует. При этом они приводят в пример «план Полсона» и ему подобные: в проблемные банки и компании по всему миру уже якобы влито более $3 трлн, а результата все нет — финансовый кризис продолжает набирать обороты.