Контракты.ua

Автор: Вилен Веремко —  1740  —  08.03.13
Их нужно защищать: чем отличаются права украинки от прав украинца
Их нужно защищать: чем отличаются права украинки от прав украинца

В первые дни весны министр социальной политики Наталья Королевская порадовала женщин. Она пообещала рассмотрение на одном из ближайших заседаний Кабмина Госпрограммы по борьбе с дискриминацией представительниц прекрасного пола, предусматривающей ряд мероприятий до 2016 года.

«Это даст возможность не только усовершенствовать законодательную базу в данной сфере, установить европейские стандарты, но и, например, сократить разрыв в уровне заработной платы мужчин и женщин», - полагает министр. По ее подсчетам, сегодня разрыв в оплате труда составляет 29,5%. К тому же женщины возглавляют лишь 26% малых предприятий, 15% - средних и только 12 – больших.

Планов много, денег мало

Как на практике предлагается ликвидировать зарплатный разрыв, а также решить другие проблемы с обеспечением равенства прав полов, пока неизвестно. Однако некоторые предположения можно сделать на основании Концепция соответствующей госпрограммы утвержденной распоряжением КМУ от 21.11.12 г. № 1002-р. В ней, прежде всего, отмечены основные проявления неравенства женщин и мужчин. Среди таковых, в частности, чрезвычайно большой разрыв в участии женщин и мужчин в принятии политических, экономических, социально важных решений, низкий уровень представительства женщин  в ВР - 7,4%, облсоветах – 12%, райсоветах – 23%, горсоветах – 28% и т.д. Фактический разрыв в оплате труда между женщинами и мужчинами в Концепции определен на уровне 25,1% (в 2011 году средняя ЗП женщин составляла 2272 грн, мужчин – 3035 грн), что, кроме прочего, обусловлено и более низкими должностями слабого пола. Акцентировано внимание на ненадлежащем уровне обеспечения условий для гармоничного совмещения семейных и профессиональных обязанностей, замечены наличие гендерных стереотипов относительно места и роли женщин и мужчин в обществе, использование в рекламе, СМИ и интернет «элементов, которые закрепляют в сознании людей идею неравенства женщин и мужчин» и прочее.

Бороться с такими негативными явлениями в правительстве планируют, прежде всего, путем усовершенствования антидискриминационного законодательства. Также предлагается проводить среди работодателей информационно-разъяснительную работу по соответствующим вопросам, просвещать население на предмет равного распределения семейных обязанностей и ответственности в воспитании детей. Еще предусмотрено проведение мероприятий, направленных на развитие у женщин лидерских навыков для участия в принятии управленческих решений (особенно для сельских женщин и представительниц нацменьшинств), проведение информационных кампаний и прочее.

О масштабах «гендерной реформы» можно судить по объемам бюджетных средств, которые, согласно распоряжению КМУ, планируется выделить на ее реализацию. Так, в 2014 году из госбюджета предлагается выдать на эти цели 621,620 тыс грн, местных бюджетов - 441,120 тыс грн. В 2015 - 650,822 тыс грн и 461,853 тыс грн соответственно, в 2016 - 277,289 тыс грн и  483,561 тыс грн. Еще 2,564 млн грн планируется привлечь в 2014-2016 гг. из других источников. В целом – это чуть более 5,5 млн грн, или в среднем 1,8 млн грн в год (для сравнения, весной прошлого года Государственное управление делами закупило овощей и фруктов на 2,6 млн грн, в частности малину по 672 грн/кг, голубику – 576 грн/кг, ежевику – 576 грн/кг, смородину – 528 грн/кг).

Закон на стороне женщин

Государство обеспечивает равные права и возможности для женщин и мужчин в сфере предпринимательства

Впрочем, скорее, основной акцент при реализации госпрограммы будет делаться не на затратных мероприятиях, а на изменениях в законодательство. Недавно Минюст сообщил, что во исполнение упомянутого распоряжения КМУ в нынешнем году  проверит шесть базовых законов относительно соблюдения гендерного равенства. В частности речь идет о законах «О научной и научно-технической деятельности», «О культуре», «Об оплате труда», «О пенсиях за особые заслуги перед Украиной»  и др. Хотя, управляющий партнер ЮК «Правовая гильдия «ВикториАл» Виктор Мороз полагает, что проверка министерства вряд ли существенно на что-то повлияет и приведет к каким-либо кардинальным решениям. Он считает, что на сегодняшний день вопрос равности по половому признаку достаточно хорошо регламентирован в отечественном законодательстве. «Единственный аспект, требующий более глубокого регулирования - вопрос ответственности за нарушение норм права, регламентирующих равность по половому признаку», - поясняет юрист.

Отметим, что дискриминацию, в том числе по половому признаку, прежде всего, запрещает Конституция Украины, а также ряд профильных законов (Гражданский кодекс, Семейный кодекс, КЗоТ, закон «О государственной службе» и пр.). При этом законодательством предусмотрена даже уголовная ответственность за соответствующие нарушения. А есть и специальные законы, регулирующие данные вопросы. В частности, закон «Об обеспечении равных прав и возможностей мужчин и женщин» (от 08.09.2005 г. № 2866-IV). Впрочем, в большей части он состоит из декларативных норм. К примеру, согласно документу, все законопроекты и проекты нормативно-правовых актов должны сопровождаться гендерно-правовой экспертизой, чего в реальности не наблюдается. Органы власти и местного самоуправления обязаны постоянно анализировать состояние гендерного равенства на определенных территориях или в отраслях, вести информационно-пропагандистскую деятельность, осуществлять мероприятия по повышению гендерной культуры граждан и т.д.

«Ставит в рамки» закон и работодателей. Они обязаны создать равные условия для женщин и мужчин, обеспечить обеим полам возможность совмещать труд с семейными обязанностями, осуществлять равную оплату труда при одинаковой квалификации и условиях. Также работодатель непосредственно обязан принять меры относительно предотвращения случаев сексуальных домогательств. Согласно закону нельзя в объявлениях о вакансиях предлагать работу только женщинам или мужчинам либо давать преимущества одному из полов. Недопустимо интересоваться семейной жизнью, планами о рождении детей и пр. Кроме того, закон определяет, что государство обеспечивает равные права и возможности для женщин и мужчин в сфере предпринимательства. Но на государственном и региональных уровнях, исходя из статистики, женщинам-предпринимателям можно предоставлять льготные кредиты, проводить для них бизнес-тренинги и пр.

Жалуйтесь в ООН

Юристы заверяют, что в нашем государстве достаточно хорошие законы, но проблема в том, что их нормы просто не выполняются. Вместо того обществу предлагают какие-то очередные законодательные нормы, якобы, призванные лучше защищать права граждан. Один из таких документов - недавно принятый закон  «Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» (от 06.09.2012 №5207-VI). Он практически полностью дублирует действующее законодательство, о чем сделало выводы и Главное научно-экспертное управление Аппарата ВР. А потому не увидело смысла в принятии такого закона.

Сами авторы законов о гендерном равенстве, похоже, ставят под сомнение эффективность доступных средств защиты прав в нашей стране

Более эффективным было бы усовершенствование практики применения антидискриминационных норм, в том числе в части восстановления нарушенных прав граждан и привлечения виновных к ответственности. К примеру, профильное законодательство дает право пострадавшим от дискриминации обращаться к омбудсмену.

Однако Виктор Мороз замечает, что на сегодняшний день уполномоченный ВР по правам человека - должность более политическая, чем правозащитная. «Тем не менее, подать жалобу на дискриминацию по половому признаку ему можно и он обязан на нее отреагировать», - советует юрист. Отказ в принятии на работу по причине, что соискатель женщина, можно обжаловать в суде. Но в украинской судебной практике споров об отказе в приеме на работу крайне мало. По словам партнера ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Оксаны Войнаровской работодатель будет просто ссылаться на несоответствие кандидата требованиям, которые выдвигаются к определенной должности. Туманна и перспектива обращения в правоохранительные органы с заявлением, скажем, о домогательстве.

Впрочем, сами авторы законов о гендерном равенстве, похоже, ставят под сомнение эффективность доступных средств защиты прав в нашей стране. Показательно, что в законе «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» отдельно прописано, что в случаях, когда исчерпаны возможности защитить свои права в рамках украинской юрисдикции, пострадавшие могут обратиться в Комитет ООН по ликвидации дискриминации.

Статьи по теме
Список професій суттєво скоротять. Зеленський відповів на петицію про військовий облік жінок
Список професій суттєво скоротять. Зеленський відповів на петицію про військовий облік жінок

Президент Володимир Зеленський відповів на петицію щодо військового обліку жінок в Україні. Глава держави попросив Міністерство оборони суттєво скоротити список професій, представниці яких підлягають військовому обліку.
19.01 — 4360

Не військова мобілізація. У Міноборони заявили, що ніхто не буде забирати жінок в армію
Не військова мобілізація. У Міноборони заявили, що ніхто не буде забирати жінок в армію

Оновлення системи військового обліку не передбачає мобілізацію чи призов жінок в армію. Ідеться про оновлення самої системи та переліку так званих "жіночих" професій, які є підставою для взяття на військовий облік.
28.12.21 — 763

Військовий облік жінок в Україні: кого це стосується і що відомо про процедуру
Військовий облік жінок в Україні: кого це стосується і що відомо про процедуру

Міноборони України значно розширило список професій і сфер, в яких жінки повинні стати на обов'язковий військовий облік після отримання диплома. До цього переліку увійшли такі популярні професії як медики, фармацевти, програмісти, фінансисти, журналісти та багато інших.
28.12.21 — 11253