Контракти.ua

49857  —  02.11.08
Главный оптимист. Президент Украины Виктор Ющенко считает, что масштабный кризис в экономике еще можно предупредить
Главный оптимист. Президент Украины Виктор Ющенко считает, что масштабный кризис в экономике еще можно предупредить

В прошлый вторник Виктор Ющенко собрал журналистов ведущих деловых изданий Украины, для того чтобы изложить свое видение экономической ситуации в стране. Контракты интересовали прежде всего антикризисные меры власти. Несмотря на то что общения как такового не получилось, в длинном монологе президента мы нашли немало ответов на вопросы, которые сейчас волнуют бизнес.

Наталия ГУЗЕНКО, Фото Светланы СКРЯБИНОЙ, Контракты

О необязательной инфляции

— Более мягкой бюджетной политики Украина еще не знала. Начиная с 2008 года мы потеряли большинство якорей, на которых держалась экономика страны. Каким может быть дефицит бюджета, если расходы на зарплаты, пенсии и другие социальные выплаты возросли за 8 месяцев этого года на 41-43%? Увеличение окладов, социальных выплат — это наличный агрегат, но при этом наименее управляемый Нацбанком компонент денежной массы, к которому не могут быть применены серьезные регулятивные инструменты. Такая непродуманная социальная политика привела к тому, что мы утратили контроль над ценами. Правительство вело себя так, будто хотело расплатиться с долгами за все времена и народы, хотя таких реальных возможностей у государства не было. Если посмотреть на графики роста государственных расходов и инфляции, увидим четкую корреляцию между ними. Именно инфляция приводит к снижению реальных доходов. Рост заработной платы за 8 месяцев текущего года составил 11,2%, социальных пособий — 9,5%. Это самые низкие показатели с 2000-2001 годов.


Пока кризис отменяется

Для лечения инфляции была избрана ревальвация гривни и жесткая монетарная политика, хотя цены раскрутили исключительно бюджетными факторами. В результате мы получили кредитный голод. И как следствие, отрасли, наиболее зависимые от внешнего финансирования, например, строительство, начали сворачиваться. Другими словами, с инфляцией мы начинаем бороться, ограничивая экономическую активность, что является большой ошибкой. Надо оптимизировать потребление и сделать бюджетную политику более жесткой. Вместе с тем должны быть сохранены существующие стандарты жизни, уровни зарплат и пенсий. Это даже не дискутируется. Но в целом бюджетную политику надо вывести в более конструктивное инвестиционное русло, определить, какие программы развития должны быть поддержаны государством.

О рисках внешнего долга

— В IV квартале банковский сектор должен вернуть по внешним долгам $4,3 млрд, другие сектора экономики — $3,4 млрд, межфирменный долг — $1,1 млрд. Таким образом мы говорим о $8,8 млрд обязательств. Если же судить о дефиците платежного баланса, то он выглядит следующим образом: предварительные данные за 9 месяцев 2008-го — $6 млрд плюс еще $1,8 млрд до конца года. Прогноз на 2009 год — минус $15,5 млрд. Эти цифры учитывают все тенденции уменьшения инвестиций, активности украинских предприятий на внешних рынках, уменьшения валютной выручки. Безусловно, это только предположение, поскольку трудно предугадать, какой будет экономика 2009 года, в том числе мировая. Но в любом случае все долговые обязательства надо либо пролонгировать, либо перекредитовать, либо дать коммерческим банкам национальное кредитование, либо через НБУ завести на отечественный рынок средства, например, МВФ и перерефинансировать банковскую систему.

Именно за счет привлеченных у МВФ средств, о чем мы сейчас ведем переговоры, можно обеспечить обслуживание внешних корпоративных обязательств, для рефинансирования банковской системы, для стабилизации валютного курса. Резервов Нацбанка — $34,6 млрд — вполне хватило бы для погашения внешних займов, но использование для этих целей денег МВФ окажет определенное психологическое, стабилизирующее влияние на инвесторов, экономику в целом.

О стабильности курса

— Мы не можем говорить о помощи экономике, не понимая, как будем контролировать курс валют. Очень важно дать ответ на вопрос, каким будет курс гривни, чтобы дать сигналы для соответствующих операций и заимствований. Курс должен быть прогнозируемым, ведь все балансы рассчитаны с учетом стоимости нацвалюты. Обслуживать кредиты или экономические расходы при резких изменениях курса крайне сложно.


Частично курс будет поддерживаться НБУ за счет собственных валютных резервов. Только с 1 по 20 октября резервы Нацбанка сократились на $2,9 млрд — до $34,6 млрд, большая часть из которых пошла на поддержание курса гривни. Увеличилось рефинансирование банков: если по состоянию на 1 октября на эти цели было израсходовано 7,5 млрд грн, то уже на 20 октября — 15,8 млрд грн. Таким образом регулируется валютный рынок, повышается платежеспособность системы, формируется стабильность курса, ведь резервы создаются как раз для осуществления интервенций.

О кредите доверия

— Нужно любой ценой удержать доверие вкладчиков к банковской системе. Ведь если депозиты не останутся в банках, им придется искать возможность избавиться без потерь от аналогичного количества обязательств. А работа над обеспечением кредитов требует времени. Поэтому надо сделать все, чтобы подтвердить, что у вкладчиков нет причин для паники. Например, решить проблему с Проминвестбанком. Его вкладчики и контрагенты ждут от власти ответа: что будет с банком. Я рассчитываю, что НБУ через временного администратора будет проводить работу по объединению ПИБа с государственным банком — например Укрэксимбанком.

Я посоветовал бы председателю Национального банка Владимиру Стельмаху изменить свою информационную политику и ежедневно встречаться с ведущими журналистами и доводить до их ведома все, что происходит на валютном, денежном и межбанковском рынках. Чтобы банки выполнили главную для них сейчас задачу (восстановили доверие к себе), НБУ должен быть более открытым, иметь больше партнеров среди участников рынка. Одно из последних решений Совета национальной безопасности и обороны — проведение новой информационной политики: мы создали группу во главе с министром финансов, которая будет работать над оценкой ситуации, постоянно давать текущую информацию рынка. А СНБО будет еженедельно включать в повестку дня вопрос преодоления последствий финансового кризиса и принимать соответствующие решения.

Глубина будущего кризиса в банковской системе напрямую зависит от того, насколько нам будет доверять потребитель банковских услуг. Например, украинские экспортеры ежедневно получают $500-700 млн валютной выручки, но согласно нашему законодательству на протяжении полугода эта выручка может не продаваться. Когда потенциальный клиент межбанка ощущает, что ситуация на рынке нестабильная, он просто придерживает валюту. Объем валютных поступлений в страну и спроса на доллар на межбанке сейчас приблизительно одинаковые, но предложение значительно меньше. Кроме того, на корсчетах банков сейчас находится более $3 млрд. Возникает вопрос: как эти ресурсы направить на межбанк? В антикризисном пакете, подготовленном правительством, как раз будет норма относительно таких счетов: пусть предприниматель распоряжается деньгами, но через определенное время (менее полугода) деньги должны быть введены в оборот.

О поддержке олигархов

— Мировой финансовый кризис по-настоящему задел Украину в сентябре. Когда проблемы на финансовых рынках мира перекинулись в сектор реальной экономики, в Северной Америке и Европе значительно уменьшился спрос на товары. Таким образом пострадали наши экспортно ориентированные отрасли. В первую очередь это касается металлургии: спрос на украинский металл поначалу сократился на 17%, сегодня эта цифра достигла отметки в 40%. Параллельно обвалились цены на продукцию металлургов — за последние 40-50 дней стоимость металла на мировых рынках упала приблизительно на 50%.

Экспортные проблемы влекут за собой проблемы по валютной позиции, происходит давление на валютный курс. Возникают вопросы с обслуживанием в 2009 году внешних обязательств. Это притом что львиная доля внешних заимствований приходится не на государственный, а на корпоративный сектор. Причем 20% обязательств являются краткосрочными, то есть их надо покрыть в ближайшие 12-14 месяцев.

Правительство может многое сделать для того, чтобы такие проблемные сектора, как металлургия, не обанкротились. Можно, например, снизить для предприятий металлургии тарифы на электроэнергию, транспортные услуги, газ. Это необходимо для того, чтобы мы не остались без отраслей, которые формируют украинский ВВП. Я не понимаю депутатов, которые говорят, что государство не должно поддерживать миллиардеров за счет несостоятельных граждан. Речь идет не о миллиардерах, а о столпах украинской промышленности.

Об антикризисной политике

— Мы должны предотвратить глубокую рецессию национальной экономики. Чтобы поддержать экономику, надо использовать максимально широкий инструментарий, начиная с рефинансирования коммерческих банков, заканчивая регулированием тарифов и жесткой фискальной политикой правительства. СНБО рекомендовал принять антикризисные меры по четырем основным направлениям: предотвращение рецессии, пересмотр бюджетной политики в части расходов, обеспечение государственных и корпоративных финансовых обязательств по внешним заимствованиям, стабилизация национальной валюты и четкая и прогнозируемая курсовая политика. В этих направлениях я вижу коренную задачу правительства, НБУ, Минфина и Минэкономики, хозяйствующих субъектов. Парламент должен рассмотреть около 20 законопроектов, которые касаются плана антикризисных мер. В частности, в антикризисном пакете будут нормы по увеличению фонда гарантирования вкладов населения, созданию стабилизационного фонда государства, в который направят все доходы от приватизации.


Также правительство должно сделать максимально прозрачной энергетическую политику, в частности, регулярно публиковать отчеты НАК «Нефтегаз Украины».

Чтобы принять антикризисные меры, нужно завершить консультации с политическими силами. Некоторые из них считают правительственный документ политизированным, и потому, возможно, ряд законов из пакета будут голосоваться отдельно. Закон о бюджете на следующий год в пакет не войдет. Но именно в нем будут решены вопросы по тарифам, расходам, мораторию на продажу земли и т. д.

Об отмене земельного моратория

— С первого января мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения будет снят. Думаю, не будет ни одной политической силы, которая станет препятствовать этому.

Статьи по теме
Міністр фінансів назвав суму збільшення податків наступного року
Міністр фінансів назвав суму збільшення податків наступного року

Міністр фінансів Сергій Марченко під час представлення проєкту держбюджету на 2025 рік повідомив, що завдяки підвищенню податків доходи бюджету зростуть на 141 млрд гривень.
вчера, 14:51 — 322

Скільки чоловіків з України офіційно працюють у Польщі: цифри вражають
Скільки чоловіків з України офіційно працюють у Польщі: цифри вражають

До повномасштабного вторгнення в Польщі працювало трохи більше пів мільйона українців.
вчера, 13:52 — 264

Трамп і війна в Україні: чому невпинно падає курс євро і що буде далі
Трамп і війна в Україні: чому невпинно падає курс євро і що буде далі

Півтора місяця поспіль в Україні переважно знижується офіційний курс європейської валюти. Падає євро не лише в Україні – подібна ситуація спостерігається по всьому світу.
20.11 — 228