Контракты проанализировали бизнес-историю 2012 года и нашли немало поводов для гордости: построены заводы, стадионы; проведено Евро-2012; Google приобрел украинский стартап, а наши изобретатели из Донецка попали даже в список журнала Time. То ли еще будет в 2013 году.
Лучшее — детям: новый завод «Агуша»
По словам экспертов, Украина по объемам потребления детского питания значительно уступает своим соседям. Но спрос на детское питание растет из года в год, в том числе благодаря увеличению рождаемости. Статистика вдохновляющая: если в 2005 году население страны увеличилось на 426,09 тыс. новорожденных, то уже в 2011-м — на 502,59 тыс. малышей. Но детей же надо кормить! Советская система молочных кухонь практически разрушена. Из-за высоких требований к организации производства детского питания изготовлять его просто на современном молокозаводе нельзя — нужны особые условия и сертифицированные поставщики сырья. В отличие от рынка сухого молочного детского питания, где более 70% занимают импортеры, в сегменте жидкого питания значительную долю способен завоевать лишь местный производитель — срок годности такой продукции обычно составляет не больше двух недель, поэтому его доставка издалека проблематична и требует больших затрат.
Удовлетворить спрос
До весны 2012-го единственным крупным игроком на этом рынке был «Данон-Юнимилк» — ТМ «Тёма». Однако и бренд «Агуша» компании «Вимм-Билль-Данн Украина» уже был хорошо известен отечественным потребителям, ведь импортировался из России с 2008 года. Запуск под Киевом нового завода «Агуша», рассчитанного на переработку 50 т молока в сутки, позволил PepsiCo отказаться от импорта йогуртов и творожков «Агуша» и удовлетворить спрос украинского потребителя продукцией местного производства.
Строительство предприятия в Вишневом стало первой крупной инвестицией PepsiCo в молочную отрасль Украины после покупки в 2011 году компании «Вимм-Билль-Данн». Новый ультрасовременный, полностью автоматизированный завод «Агуша» построили по европейским меркам быстро — за два года. До этого, по словам генерального директора «Вимм-Билль-Данн Украина» Андрея Наумова, рыночная доля компании в сегменте детской кисломолочной продукции «Агуша» составляла около 10%.
«С запуском нового производства доля компании увеличится как минимум в два раза в течение последующих пяти лет, — прогнозирует генеральный директор PepsiCo в Украине Нил Старрок. — Рынок детского питания в Украине растет в среднем на 10% в год (соки, молочная продукция, пюре, кроме сухого детского питания), и эта динамика будет сохраняться в среднесрочной перспективе. При этом молочное детское питание — катализатор роста всей группы».
На передовом крае современных технологий
Новые производственные мощности, современное оборудование и инновационные технологии, соответствующие международным стандартам качества и требованиям отечественных органов госконтроля, — все это о заводе «Агуша». Это предприятие полностью отвечает новым требованиям Закона Украины «О детском питании», который вступил в силу 6 января 2011 года. Здесь обеспечен автономный цикл производства продуктов для детей до трех лет: от отдельной приемки сырья и автономных технологических процессов до отдельного хранения готовой продукции.
Экокоровы — экомолоко
Экологически чистое молоко поставляется на предприятие фермерским хозяйством «Агроэкология» (с. Михайлики, Полтавская обл.). Коровы здесь питаются кормами, сырье для которых уже более 30 лет выращивается с использованием только органических удобрений. «Агроэкология» — специализированный производитель молока для детского питания и имеет соответствующий государственный аттестат. Экологической чистотой отличаются и ягоды-фрукты, используемые для того, чтобы придать творожкам и йогуртам различные вкусы. Они выращиваются в Винницкой области и также предназначены для детского питания (соответствующее разрешение получено после успешного прохождения санитарно-эпидемиологической экспертизы).
Съесть за 14 дней
На новом предприятии создана особая система очистки и обеззараживания воздуха во всех производственных помещениях, установлено самое современное оборудование от компаний Tetra Pak (Швеция) и Arcil (Франция). К примеру, сепаратор «бактофуга» позволяет механическим способом удалить практически 100% микробов и спор в процессе очистки молока. А применяемый на заводе высокотехнологичный процесс отцеживания творожного сгустка через ультратонкие мембраны сохраняет нежные сывороточные белки, питательная ценность которых особенно важна для детского организма.
Розлив и фасовка продукции полностью автоматизированы и осуществляются при избыточном давлении стерильного воздуха. Использование инновационной технологии Ultra-Clean обеспечивает высокое качество продукции в течение всего срока годности. А он составляет 14 дней.
Все входящее сырье тщательно проверяется сотрудниками специализированной лаборатории завода «Агуша», а готовая продукция — творожки и йогурты — остается на контроле лаборатории в течение не менее суток и поступает в продажу только после прохождения всех необходимых проверок.
Также примечательно, что все кисломолочные продукты ТМ «Агуша» производятся по особой рецептуре, которая разработана специально для детей раннего возраста и предусматривает обогащение продуктов витаминами и пребиотиком. Это помогает улучшить пищеварение малышей, а также повышает усвоение детским организмом полезных веществ.
Окупить за четыре-шесть лет
По словам представителей компании, в случае выполнения запланированных показателей развития рынка и прогнозов продаж, оценочный период окупаемости инвестиций в завод «Агуша» составит четыре-шесть лет.
«Сейчас бизнес PepsiCo в США и Западной Европе достаточно стабильный и характеризуется небольшим ростом, зато в Украине много возможностей для будущего роста», — отмечает важность украинского рынка Нил Старрок.
Почему мы их выбрали
Завод «Агуша» — первый специализированный завод детского молочного питания в Украине.
Главные герои
Вимм-Билль-Данн Украина, принадлежащая PepsiCo
Звездный час
22 мая 2012 года.
Сила ветра: крупнейший в Украине ветропарк
До конца этого года первая очередь Ботиевской ВЭС, состоящая из 30 ветроустановок мощностью 90 МВт, будет полностью завершена и подключена к энергосистеме Украины. В течение следующего года ДТЭК рассчитывает увеличить мощность ветропарка еще на 110 МВт. Запланированные 200 МВт Ботиевской ВЭС будут ежегодно генерировать в среднем 686 ГВт•ч электроэнергии. Этого объема хватит, чтобы обеспечить электричеством 960 тыс. домохозяйств.
Ботиевская ВЭС — первый проект компании в сфере альтернативной энергетики. Строительство ветропарка на 200 МВт в целом обойдется холдингу в EUR350 млн. Большая часть этих средств — заемные деньги, которые компания привлекла под гарантии экспортно-кредитного агентства Дании, страны — производителя ветротурбин для Ботиевской ВЭС.
Этот ветропарк входит в ДТЭК Приазовский, расположенный в Запорожской области. До 2015-го начнут работу еще две ВЭС, являющиеся частью Приазовского парка, масштабного проекта ДТЭК в области ветроэнергетики общей мощностью 550 МВт и стоимостью EUR900 млн, — Приморская и Бердянская станции. Уже через пять-семь лет компания намерена получать прибыль даже при запланированном государством снижении «зеленого» тарифа.
Чтобы построить Ботиевскую ВЭС, подрядчик проложил 20 км дорог с твердым покрытием вдоль лесополос, залил 30 фундаментов для ветротурбин, состоящих из 16 свай на 28 м вниз. ДТЭК заказала турбины у одного из старейших мировых производителей — датской Vestas. Длина лопасти такой установки составляет 55 метров, что сопоставимо с размахом крыла самолета Boeing 747.
29 ноября 2012 года Виктор Янукович подписал Закон № 5485-VI «О внесении изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике», касающийся стимулирования производства электроэнергии из альтернативных источников энергии». Принятый документ устанавливает новые правила игры на рынке возобновляемой энергии. «Зеленый» тариф получат те ветростанции, в которых доля украинских компонентов (сырье, оборудование, работы) составит 30%, если строительство стартовало после 2011 года, и 50% — с июля 2014 года.
В новой редакции закона введены новые принципы расчета «местной составляющей» с 1 июля 2013-го: документ присваивает каждой из частей станций на возобновляемых источниках свой «удельный вес». К примеру, для ветровых электростанций «удельный вес» сборки гондол составляет 30%, производства лопастей и башен — по 15%, производства главной рамы, вала и ротора — по 5%, работ по строительству — 20%.
Решить проблему «местной составляющей» можно путем открытия в Украине местного производства иностранных компаний. По данным НАЭР, ряд предприятий Украины имеют опыт производства отдельных комплектующих турбин. «Начиная с определенного времени без локальной составляющей мы не сможем двигаться дальше, — заявили в Винд Пауэр (компания, управляющая ветропарками ДТЭК). — Поэтому с производителями, с которыми ведем переговоры, мы обсуждаем такую возможность и ставим это как условие сотрудничества с ДТЭК».
Почему мы их выбрали
Ботиевская ВЭС — крупнейший украинский ветропарк. 19 турбин уже введены в эксплуатацию. Еще 11 будут установлены к концу 2012-го. Первые «зеленые» кило-ватт-часы уже поступили в сети Запорожьеоблэнерго.
Чего им это стоило
EUR350 млн, три года.
Главные герои
ДТЭК.
Звездный час
октябрь–декабрь 2012 года.
Волшебные рукавицы: Enable Talk в списке лучших гаджетов года
Рукавицы Enable Talk gloves покрыты десятком датчиков, парой акселерометров, гироскопом и компасом, что позволяет собирать данные о положении руки в пространстве и в дальнейшем преобразовывать жест в речь. Полученная информация с помощью Bluetooth передается на смартфон, на котором специальная программа считывает информацию с датчиков и обеспечивает ее непрерывное преобразование в звуковой сигнал. Enable Talk Gloves оборудованы USB-портом для синхронизации с ПК и для зарядки литий-ионной батареи. Для оптимизации времени использования перчатка работает от солнечных батарей.
В июле 2012-го команда squadQuad победила в Microsoft Imagine Cup 2012, в котором участвовали около 420 тыс. студентов из более чем 100 стран. Впервые в истории украинцы выиграли один из наиболее престижных технологических конкурсов IT-сферы. В жюри конкурса, которому во время презентации проекта была продемонстрирована разработка, отметили, что подобные технологии видят впервые. «Идея создать проект пришла к нам после общения со спортсменами-легкоатлетами из Общества глухонемых, которые испытывали сложности в общении из-за того, что окружающие не понимают языка жестов. Они всячески поддерживают нас, участвуют в тестах. Спортсмены были в восторге от изобретения», — говорит один из разработчиков Enable Talk gloves Валерий Ясаков.
В крупнейшем русскоязычном сообществе программистов «Хабрахабр» в описании команды программистов squadQuad значится: «парни с паяльником». Только не подумайте ничего плохого. Под увлечением паяльником стоит понимать пайку микросхем. Неудивительно, что основная деталь перчаток — специальный контроллер, анализирующий информацию от датчиков и передающий результаты данных на мобильное устройство.
Как уверяют разработчики из Донецка, ключевой момент данной технологии — ее дешевизна. Подобные решения на мировом уровне стоят тысячи долларов, ориентировочная цена украинских перчаток — $200. А если учесть, что около 40 млн человек страдают разной степенью потери слуха и 80% из них проживают в небогатых странах с развивающейся экономикой, то определенный коммерческий потенциал у Enable Talk gloves есть.
Впрочем, донецкие программисты уверенно заявляют, что разработка не ограничивается применением для людей с нарушением слуха, а может быть использована в любом IT-секторе. По данным squadQuad, на коммерческий запуск системы потребуется $400 тыс. В эту сумму входит разработка программного обеспечения, тестирование системы, реклама и продвижение, а также первоначальные затраты на продажи. Текущая себестоимость прототипа составляет $150 за устройство. Но ребята ожидают, что этот показатель упадет до $75 после внедрения массового производства.
При прогнозируемой розничной цене в $400 для двух устройств прибыль составит $250. Таким образом, чтобы покрыть первоначальные затраты, необходимо продать 1600 пар, что можно осуществить за один-два квартала, учитывая потенциал рынка и отсутствие конкуренции.
Почему мы их выбрали
Специальные перчатки Enable Talk Gloves облегчат общение немых и глухонемых людей с теми, кто не понимает языка жестов. Журнал Time уже включил этот проект в список лучших изобретений 2012 года.
Чего им это стоило
Шесть месяцев и $1500 (10 тестовых устройств по $150 каждое).
Главные герои
Команда squadQuad — это четверо студентов донецкой Компьютерной академии «Шаг»: три программиста и один дизайнер — разработчик интерфейсов.
Звездный час
Июль 2012 года.