Заниматься выборами — это просто, понятно и прибыльно. А следить за кризисом и реагировать на него в реальном времени — это сложно, страшно и скучно.
Российский премьер-министр Владимир Путин сообщил журналистам, что вместе с президентом Дмитрием Медведевым следит за мировым финансовым кризисом в реальном времени — при правительстве РФ создана специальная рабочая группа, которая должна заниматься реагированием на происходящее. Об эффективности ее решений судить не будем — все-таки в российских условиях задачей этой группы является еще и охрана корпоративных интересов, а не только защита экономики. Тем не менее отслеживать мировой финансовый кризис в реальном времени совершенно логично — так поступают правительства всех западных стран. Постоянно проходят совещания, встречи в верхах, вырабатываются срочные меры, призванные хотя бы как-то минимизировать возможный ущерб. Но мало что помогает — мир трясет и долго еще будет трясти. Мы входим в совершенно новую экономическую эпоху, время разочарований, известное нам разве что по учебникам истории прошлого века.
Зато живем в совершенно фантастической стране! Ее власть безответственна до такой степени, что никакой мировой кризис не может заставить ее заняться делом. Гривня падает, металлургия перестает быть конкурентноспособной, цена на газ обещает взлететь до льготных высот, похоронив химию, строительные проекты останавливаются, а чем занимаются в это время эти потрясающие люди? Они в полном составе подписывают заявление о сохранении демократической коалиции, пугают друг друга досрочными выборами, просчитывают вместе с политтехнологами варианты успешного выступления, в случае если испуг пройдет. Словом, заняты своим любимым делом — политикой, а не экономикой.
Причем все. Даже те, кому сам Бог велел заниматься именно экономическими проблемами. Министр экономики Украины Богдан Данилишин приходит в эфир радио «Свобода» и рассказывает, что на украинскую экономику могут негативно повлиять перевыборы. Да-да, именно они! А мировой финансовый кризис — это полная чепуха. «Позитивно и то, что отдельные сегменты национальной экономики являются не настолько развитыми и чувствительными, чтобы на них отражалась мировая финансовая система. И сейчас финансовый кризис не сильно влияет на отдельные экономические сегменты Украины», — говорит министр.
Если вдуматься в эти слова, то они признание отсутствия в стране серьезных экономических преобразований. Потому что о какой европейской интеграции может идти речь, если мы сидим на берегу и смотрим, как мимо нас проплывают большие океанские лайнеры. И с какой скоростью лайнер плывет, сколько на нем пассажиров и какие суммы они тратят на ужин в камбузе — это бедному дикарю с берега совершенно неинтересно, ему бы бусы. Впрочем, даже дикарь знает, что если судно затонет вблизи его острова, может возникнуть много проблем: рыба передохнет и с бусами никто не высадится. Он-то знает, а вот министр нет.
Но мы прекрасно понимаем, что такова партийная задача министра. Если бы сейчас экономическое ведомство возглавлял министр от Нашей Украины, он тоже с энтузиазмом говорил бы о том, что мировой кризис на Украину повлиять не может. Но ни словом не обмолвился о досрочных выборах — разве что сказал бы, что такие процессы стимулируют экономику и заставляют искать новые пути развития. А министр от Партии регионов?
А теневой министр от ПР Николай Азаров сокрушается, что окружен инопланетянами, не понимающими, насколько серьезны проблемы, стоящие перед Украиной в связи с мировым финансовым кризисом. Но если бы господин Азаров находился у власти, ему бы так не казалось. Зато в опасности мирового кризиса был бы убежден господин Данилишин.
Потому что все это не экономика. Это политика. Если бы деятельность власти была связана с экономикой, президент собирал бы Совбез не для того, чтобы продемонстрировать, кто в лавке хозяин и напомнить о несбыточности обещаний премьера относительно контрактной армии, а для того, чтобы поговорить о мировом финансовом кризисе. Тем более что он вроде бы профессиональный банкир. И председатель Верховной Рады, кстати, тоже. Не удивительно ли, что в стране, возглавляемой банкирами, менее всего склонны интересоваться финансовыми проблемами мировой экономики?
Если бы деятельность власти была связана с экономикой, то правительство и Совбез тоже создали бы рабочую группу с приглашением в нее, кстати, и специалистов из теневого кабинета — в конце концов, тот же Николай Азаров представляет себе проблемы украинских финансов и последствия их кризиса не хуже Виктора Пинзеника. Сегодня не время думать, как произвести наилучшее впечатление на телезрителя-избирателя, сейчас нужно заниматься делом.
А они занимаются склеиванием коалиции, выборами, визитами — словом, чем угодно, только не реальной работой. Потому что заниматься выборами — это просто, понятно и прибыльно. А следить за кризисом в реальном времени — это сложно, страшно и скучно.