Контракти.ua

Автор: Надежда Гончарук —  6162  —  28.11.12
Сборная солянка: приключения разработчиков из СНГ на Kickstarter
Сборная солянка: приключения разработчиков из СНГ на Kickstarter

Два разработчика из СНГ, один из которых сумел собрать денег на свой проект на американской платформе краудфандинга, а второй – нет, в эксклюзивном интервью Контрактам.UA рассказали о причинах успеха и поражения на Kickstarter.


Лавры победителя

Какие перспективы у русскоязычных проектов на западных платформах краудфандинга?

Александр Дергай: Хорошие. Хотя многих останавливают юридические ограничения – для размещения проекта нужны друзья или посредники в США или в Великобритании. Еще многие понимают, что презентация проекта и его продвижение должны быть на достаточно высоком уровне, а готовность проекта должна составлять хотя бы 60-80%, чтобы было что показать. На мой взгляд, только немногие звезды геймдева, такие как Тим Шаффер, Брайан Фарго или компания Obsidian могут разместить на Kickstarter только идею проекта и собрать миллионы долларов. Неизвестным разработчикам, и тем более не из США, такие методы не подойдут.

Минимальный арсенал проекта перед размещением на Kickstarter?

Александр Дергай: Для старта необходимы как минимум: хорошая видео-презентация, желательно с элементами геймплея, которая показывает интересный проект и энтузиазм разработчиков, плюс грамотное английское описание, хорошие призы и скриншоты игры и арт. Чем больше всего, тем лучше.


Александр Дергай

CEO Artedux Entertainment (Минск)

Проект: Legends of Eisenwald

Собрал $83 тыс. при требуемых $50 тыс.

Ссылка на страницу игры на Kickstarter

Насколько активной была помощь русскоязычного населения?

Александр Дергай: Достаточно активной. В основном о проекте узнали из публикаций на двух профильных сайтах, где о нас написали хорошие статьи. По приблизительным оценкам, около 7-8% собранной суммы пришло от русскоязычных бекеров (инвесторов – ред.). А владелец одного сайта организовал сбор в поддержку нашей игры, в итоге от них нам пришло $2 тыс., причем $1 тыс. – лично пожертвовал владелец ресурса. Это небольшой процент по сравнению с общей запрашиваемой суммой, но поддержку оказало очень большую.

Поддерживаете ли вы связь с бекерами?

Александр Дергай: Да. Мы регулярно публикуем обновления проекта на Kickstarter, общаемся на форуме cвоего сайта. А несколько дней назад начали закрытое бета-тестирование игры. Проект продвигается хорошо, но нам уже пришлось перенести сроки выхода – обещали в октябре этого года, а выйти сможем только в 2013-м. Но эти задержки не были восприняты негативно, наоборот, нас продолжают активно поддерживать.

Как удалось избежать юридических ограничений на публикацию иностранных проектов на Kickstarter?

Александр Дергай: Помогли знакомые из США, которые обеспечили техническую часть проекта для открытия счета и авторизации на Amazon Payments, этот сервис использует Kickstarter для платежей. Пока непонятно, будем ли мы платить какие-то налоги – налоговые формы 2012 года придут лишь в феврале следующего года. Но мы думаем, что на данный момент налоги платить не придется, так как эти деньги не являются доходом, а были инвестированы в разработку нашей игры.

Есть ли перспективы у русскоязычных платформ краудфандинга?

Александр Дергай: Перспективы, безусловно, есть, но у нас даже нет такого понятия, как краудфандинг. Этот термин знают немногие. С другой стороны, в русскоязычном пространстве есть много недоверия к разным финансовым схемам в интернете. Думаю, что несколько больших и успешных проектов при соответствующем освещении в СМИ смогли бы поменять эту систему. Плюс, насколько я знаю, есть законодательные сложности, ограничивающие работу платформ у нас.


Проиграть битву, но выиграть войну


Digitilus – первая компания из Украины, которая разместилась на Kickstarter?

Евгений Жуков: Это не совсем украинская компания. Она организована выходцами из Украины, но присутствие компании в Украине ограничивается лишь несколькими программистами, работающими удаленно по совместительству, и мной, когда я возвращаюсь из-за границы в Украину. На данный момент у компании есть сотрудники во многих странах мира: два фул-тайм программиста в России, музыкант в Польше, концепт-артист в Аргентине и т.д. Однако вся бизнес-активность компании осуществляется за рубежом.

Какие перспективы и особенности размещения русскоязычных проектов на платформах краудфандинга, в частности, Kickstarter?

Евгений Жуков: Очень хорошие. Kickstarter позиционирует себя как всемирная платформа. Многие полагают, что краудфандинг, как явление, и Kickstarter, как платформа, – американские реалии. Но на сегодня есть достаточно примеров удачных проектов из России, Беларуси и даже из Украины, собиравших денег там. Вопрос «Откуда проект?» для аудитории Kickstarter не принципиальный. Беккеров в первую очередь интересует непосредственно сам проект. А уж то, будет ли он делаться в Америке, Украине или Китае, для публики на Kickstarter, как правило, не важно.


Евгений Жуков

основатель игровой студии Digitilus

Проект: Skyjacker

Собрал $128 тыс. при требуемых $200 тыс.

Ссылка на страницу игры на Kickstarter

Что мешает украинцам собирать деньги через Kickstarter?

Евгений Жуков: Cайт использует для «биллинга» (денежных операций – ред.) AmazonPayments. Людям приходится подстраиваться под правила Amazon. В частности, речь идет о требовании быть гражданином США либо иметь статус резидента, или иметь бизнес в США с физическим присутствием (наличие офиса). Только эти категории могут принимать деньги с других аккаунтов. По моим наблюдениям, именно это есть самая главная причина очень слабого присутствия проектов из СНГ. Безусловно, эта проблема решается с помощью друзей или посредников из США. Пока Kickstarter не поменяет биллинг-партнера, или не добавит другие платежные системы, ситуация кардинально не изменится.

Вторая, не менее важная проблема – язык. Kickstarter – англоязычный ресурс и представление там проекта требует действительно высокого уровня владения английским языком. Лишь очень немногие отечественные авторы проектов обладают достаточным уровнем владения языком.

Третьей проблемой считаю нашу глобальную изоляцию от западной аудитории. Часто слышу мнение, что в Америке о нас знают и слышат. Реальность же такова, что в Америке на самом деле крайне мало знают о том, что такое Украина именно по причине крайне слабого присутствия украинцев на профессиональных англоязычных медиа-ресурсах. Для западного обывателя Украина расположена где-то между Европой и Сибирью, где находится Чернобыль и живут братья Кличко.

А есть ли еще подобные платформы, которые не ставили бы жесткие ограничения по платежам и регистрации?

Евгений Жуков: Да, на Facebook есть группа «Русские на Кикстартере», где регулярно публикуется масса полезной информации. К сожалению, на сегодня Украина остается аутсайдером в плане возможности открытия аккаунтов и размещения проектов на иностранных платформах. Например, россияне могут принимать средства на PayPal и осуществлять продажи в AppStore. У граждан Украины такой возможности нет.

Почему вашему проекту не удалось собрать требуемую сумму?

Евгений Жуков: Неизвестный проект неизвестной на западе команды. Англоязычная пресса начала реагировать только на 18-й день нашей кампании, что вынудило нас перезапустить ее через 4 недели, но было поздно. Пришло лето — многие были не готовы тратить деньги на игры перед отпуском. Наша кампания совпала со стартом Steam Summer Sale – бекеры сами писали, что дали бы больше денег, но уже потратились на распродаже игр на Steam. Во время нашей кампании стартовал проект приставки OUYA на Android, который просто вымел все лишние деньги у бекеров и оставил на мели большинство проектов в тот период времени. Многие наши бекеры вдруг аннулировали свои вложения и перекинулись в тот проект.

Кроме того, сумма в $200 тыс. считается достаточно высокой планкой для неизвестной команды. Но нам удалось собрать $128 тыс., что уже само по себе показательно. Аудитория готова принимать новые и интересные проекты от неизвестных независимых разработчиков. Поэтому мы не останавливаемся, и сейчас готовимся к новому запуску проекта в рамках нашей игры.

Минимальный арсенал проекта перед стартом на Kickstarter?

Евгений Жуков: Целевая аудитория платформы – любители всего нового и независимого. Здесь на «ура» встречают аутсайдеров, гиков, новаторов и прочих «тру инди». Мои рекомендации проектам: ориентироваться на РС, Mac и Linux; обещать издание проектов на независимых площадках вроде Steam, GOG или Desura и соблюдать одно неписанное правил от Kickstarter – не демонстрировать связи с крупными издателями вроде Electronic Arts или Activision и не обещать издавать проекты на их площадках, вроде Origin. Бекеры крайне болезненно реагируют на такую информацию.

Насколько активной была помощь русскоязычного населения?

Евгений Жуков: Крайне низкой. О нас написали всего несколько русскоязычных СМИ, гораздо меньше, чем английских. Наши запросы поголовно проигнорировали все крупные русскоязычные игровые порталы, а реакция местной публики в русскоязычных группах в соцсетях и на игровых сайтах была крайне скептическая.

Планируете ли размещаться повторно?

Евгений Жуков: На данный момент мы готовимся к новой кампании, которая должна начаться в декабре. Главные критерии успеха проекта на Kickstarter: интересная или необычная идея; сильное «коммьюнити» проекта; хорошее освещение проекта в масс-медиа. Для многих проектов решающим фактором считается наличие в составе команды известных личностей. Это, практически, залог успеха даже самой пустой и глупой идеи.

Мы решили поменять тактику. Во-первых, объявили о возможности поддержать нас напрямую через сайт http://store.digitilus.com/, чем воспользовалось более 500 наших поклонников. Во-вторых, решили разбить проект на части и выходить на Kickstarter регулярно за небольшими суммами ($20-30 тыс.), собирая на очередной этап работ. В-третьих, такие регулярные выходы позволят нам быть у публики на виду, постоянно напоминая о проекте в прессе и демонстрируя прогресс работы.

Статьи по теме
Google  инвестировал в стартап украинца  $20 миллионов
Google инвестировал в стартап украинца $20 миллионов

Стартап GitLab, который основал харьковчанин Дмитрий Запорожец, получил $20 млн. от венчурных инвесторов.
09.10.17 — 4431

В Токио стартовала крупнейшая выставка компьютерных игр - Tokyo Game Show
В Токио стартовала крупнейшая выставка компьютерных игр - Tokyo Game Show

В четверг, 21 сентября, в Токио открылась ежегодная игровая выставка Tokyo Game Show, в экспозиции которой представлены приблизительно 600 участников.
21.09.17 — 2356

Корея может инвестировать в развитие украинской солнечной энергетики
Корея может инвестировать в развитие украинской солнечной энергетики

Корейские инвесторы отобрали для подробного изучения порядка 15 проектов Украины в рамках Международной выставки "ЭКСПО-2017", которая проходит в Астане.
10.09.17 — 2729