Восемь национальных проектов Украины увидят потенциальные инвесторы в 15 финансовых центрах мира в рамках грандиозного роуд-шоу. И это притом что во многие из этих стран уже давно не ступала нога украинского президента. Глава Госинвестпроекта Владислав Каськив рассказал,как заманивает иностранных инвесторов в Украину.
Председатель Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислав Каськив в интервью Контрактам рассказал о том, что: иностранных инвесторов все еще волнуют вопросы, связанные с коррупцией, бюрократией, плохим администрированием, возвратом НДС; в ходе роуд-шоу планируется привлечь около $2 млрд инвестиций; учитель должен быть не столько носителем информации, сколько модератором, а школьникам больше туалетов нужны планшетные компьютеры.
Каким образом Госагентство строит бизнес-отношения с европейскими инвесторами в условиях, когда политические отношения между Украиной и Западом довольно напряженные по известным причинам? Может ли одно Госагентство решить проблемы, с которыми не справляется государство?
Владислав Каськив: Конечно, агентство не может заполнить весь потенциал наших отношений с европейскими или какими-либо другими партнерами. Но в данном случае оно выступает примером стандартов ведения корпоративного сотрудничества благодаря качеству предложений и конкретике отношений. Поэтому, думаю, что по нашей работе можно оценивать уровень взаимоотношений с Украиной как с государством, а также с компаниями, которые здесь присутствуют. Без лишней скромности хочу сказать, что они довольно неплохие. То есть мы открыто ведем свою деятельность, и ни одна компания пока не предъявила претензий к стандартам работы агентства. Это очевидно говорит за все государство.
Спрашивали ли вас о Тимошенко и Луценко?
Владислав Каськив: Если говорить о конкретике, ни на одной встрече я не слышал ни одного политического вопроса. Это не означает, что их нет. И не означает, что инвесторы аполитичны. Но это само за себя говорит. Ни в контексте разговоров, ни при обсуждении контрактов этот вопрос не звучал.
Как-то не верится, что у иностранных бизнесменов нет никаких опасений по поводу совместных с Украиной бизнес-проектов...
Владислав Каськив: Мы просто столкнулись с определенным феноменом и спецификой, так как Украина впервые за много лет делает конкретное предложение. Более того, перед этим она выполнила «домашнюю работу»: вложила собственные средства, структурировала проект, решила все бюрократические и коррупционные проблемы, которые могли возникать. Другими словами, мы вышли на рынок практически с полуфабрикатом. Инвестору уже не надо бегать, решать вопросы, искать лоббистов. Если инвестор принимает решение работать с национальными проектами, он не сталкивается со всеми этими проблемами. Если сегодня даже при очень хорошей политической поддержке, конъюнктуре и лоббистах, чтобы начать какой-либо проект, нужно в лучшем случае полтора-два года, то сотрудничество с национальными проектами позволяет сократить этот период до четырех-шести месяцев. Это касается и проектов строительства мусороперерабатывающих заводов, и LNG-терминала, и проектов строительства зимнего туристического комплекса в рамках «Олимпийской надежды — 2022», и любого другого. Мы выходим на рынок с готовым продуктом, подготовленным в соответствии с высшими мировыми стандартами, и решаем все проблемы, связанные с собственностью, лицензиями, разрешениями, коррупцией и т. д.
Будем откровенны, инвестиционные программы за последний год начали сворачивать из-за непонятных условий ведения бизнеса. Задают ли потенциальные инвесторы вопросы по поводу Налогового кодекса и прозрачности ведения бизнеса в Украине? Как вы их обнадеживаете?
Владислав Каськив: Я вам больше скажу: деятельность нашего агентства и даже реализация национальных проектов — это ответ на те вызовы, о которых вы спросили. На плохое имиджевое позиционирование, на слишком преувеличенные слухи о бюрократии, коррупции. Потому что, если говорить о налоговой системе в Украине, она действительно самая сложная в плане администрирования, но одна из лучших в Европе по уровню фискальных показателей. Размер налогов, которые платят бизнесмены в Украине, наиболее низкий в Европе. Мы показываем, что у нас каждый год падает налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, и это вызывает у них удивление. Потому что есть динамика, есть понимание, куда мы движемся и сколько им придется платить, если они придут на этот рынок.
Но остаются актуальными вопросы, связанные с коррупцией, бюрократией, плохим администрированием, возвратом НДС. Должен заметить: если в прошлом году проблема возврата НДС была едва ли не самой главной при таких дискуссиях, в 2012-м этот вопрос фактически исчез, что прямо свидетельствует о том, что государство приняло серьезные меры.
Какие проекты вызвали наибольший интерес потенциальных инвесторов?
Владислав Каськив: В первую очередь — энергетические. Вообще у нас очень четкие приоритеты: энергетика (альтернативная), инфраструктура (строительство дорог на концессионной основе), «Воздушный экспресс» (трансфер в аэропорт), сельское хозяйство. Сейчас эти проекты проходят стадию подготовки технико-экономического обоснования. Среди прочего большой интерес вызывает туризм. Почему? Потому что диспропорция предложения и спроса в Украине очень велика. Мы проводили предварительный анализ рынка. Возьмем, например, горнолыжный туризм: если в Западной Европе 50% населения катаются на лыжах, то в Восточной этот показатель составляет 13%, а в Украине — 0,4%. Это притом что емкость рынка только Украины — 46 миллионов. А прибавьте еще соседей — Беларусь, Молдову, Польшу, Словакию, Венгрию, Россию, которая имеет колоссальный рынок, но небольшое предложение. Поэтому давление на маленькие Карпаты может трансформироваться в какие-то очень хорошие проекты.
Владислав Каськив: инвестору уже не надо бегать, решать вопросы, искать лоббистов
Вы можете перечислить компании, которых вы убедили инвестировать в наши нацпроекты в ходе проведения роуд-шоу?
Владислав Каськив: Фактически все, что мы сейчас делаем, является результатом роуд-шоу, которое мы начали в прошлом году. Все эти компании присутствовали на презентациях. Например, по проекту «Открытый мир» у нас есть несколько компаний-партнеров, зафиксированных в отдельных документах. Например, Cisco, Microsoft, Huawei, Viettell и другие производители проявили заинтересованность в партнерстве. Проект «LNG-терминал» привлек компании, которые принимали участие в первой встрече потенциальных инвесторов в Ялте: Excelerate Energy, Enagas, Gas Natural Europe, Оpiser, Lazard freres, Baker Botts, Conlan & Associates. Третий пример — мусоропереработка — фактически все европейские компании, работающие на этом рынке, проявили интерес к данному проекту. И сейчас по отдельным из них готовятся к подписанию соглашения.
Одна из самых обсуждаемых инициатив вашего агентства — обеспечить каждого школьника планшетом. Скажите откровенно, планшеты — это единственное, чего не хватает школе сегодня? Представьте себе сельскую школу, где нет туалетов, но будут планшеты.
Владислав Каськив: Мы с вами живем в плену мифов и иллюзий. Это устройство сможет заменить ребенку более половины услуг, которые должна предоставлять школа. Потому что школа — это государственный сервис, призванный помочь детям стать конкурентоспособными. С помощью планшета ребенок, несмотря на то что нет учебников, разрушены библиотеки, а учителя физкультуры читают физику, — сможет получить доступ к лучшим источникам информации на всех языках по всему миру и стать конкурентоспособным. Если честно смотреть на вещи, мы же понимаем, сколько нужно сегодня денег, чтобы построить новые школы, подготовить учителей, и вообще все сделать идеально, как это было 100 лет назад. Но ведь мы живем в ХХІ веке. Сейчас ребенок у себя дома может в десять раз больше научиться, чем в школе.
То есть вы пропагандируете образование на дому?
Владислав Каськив: Нет, я не пропагандирую. Я считаю, что идеальная модель — это очень квалифицированный учитель, который не столько носитель информации, сколько модератор. Он должен мотивировать ребенка пользоваться теми источниками информации, которые существуют в современном мире. Это должна быть основная функция учителя. Он был бы модератором, а дети сидели бы в современной школе, теплой и удобной, с туалетом. Это была бы идеальная школа. Но в ситуации, когда у нас есть, например, 10 гривен, а надо — 100, мы должны решить, как лучше потратить эти 10 гривен. Если мы потратим деньги на туалеты, то у нас все равно не останется средств на учителя, учебники, будут холодные окна и не будет материала, из которого ребенок получал бы знания. Благодаря этому проекту дети из города и села окажутся в равных условиях.
Можно спекулировать, конечно, на этом вопросе. Но аргумент: «зачем планшеты, если нет туалетов» — для недалеких людей. Я ходил в школу, где туалета не было вообще. Но у меня были качественные учителя старой закалки. Сегодня таких педагогов единицы, поэтому у современных детей нет шанса на качественное образование — ни с туалетом, ни без. В конце концов, нацпроект «Открытый мир» не решает проблему туалетов. Это задача местных органов власти, Минобразования, правительства. Наша задача — дать возможность доступа к информации, при этом фактически не используя бюджетные средства. Вы же понимаете, на привлеченные от инвесторов средства я не смогу построить туалеты.
Госагентство недавно оказалось в центре скандала: нардеп Геннадий Москаль обвинял вас в растрате 2,8 млн грн. Прокомментируйте, в частности, обвинение в привлечении большого количества посредников для рекламы деятельности агентства.
Владислав Каськив: Оттого что информационную провокацию называют скандалом, она скандалом все равно не становится. Госфининспекция дала обоснованное опровержение в тот же день, когда эта информация начала появляться в интернете. Фактически произошла манипуляция общественным мнением. С какой целью это было сделано, мне непонятно. Это бессмысленно. Даже в той информации, которая была обнародована, не было скандала, так как использование посредников не преступление. Большинство структур, в том числе и коммерческих, для своей рекламы задействуют посредников — рекламные агентства. Госагентство напрямую не может снимать помещение, самостоятельно заниматься рекламой, рассылать приглашения в Сингапуре, Риме или Варшаве. Нужны соответствующие профессиональные компании. Я считаю, что это была информационная утка, не больше.
На роуд-шоу планируется потратить около 10 млн грн, в то время как Украина стоит с протянутой рукой перед МВФ. Не расточительство ли это? Как европейцы реагировали на такую шикарную презентацию со стороны бедной Украины?
Владислав Каськив: Это разница ментальности. Европейцы понимают необходимость таких действий: если вы создали продукт, но у вас нет средств его продать, у вас его никто не купит. То же самое касается и нацпроектов. Что с того, если мы создадим классные проекты, а никто об этом не будет знать? Это просто абсурд. С одной стороны, из-за нашей советской ментальности, а с другой — вследствие политических спекуляций может быть критика такого подхода. Но если вы тратите, скажем, $1 млн на презентацию проектов, которые стоят EUR6 млрд, мне кажется, для любого здравомыслящего человека такие расходы вполне оправданны.
Вы прогнозировали, что по результатам проведения роуд-шоу удастся привлечь $2 млрд инвестиций. Сейчас, после его первого этапа, прогноз сбывается?
Владислав Каськив: Да, однозначно. Учитывая, что мы везем восемь проектов, их стоимость составляет около EUR6 млрд. Поэтому даже по консервативным оценкам, можем сказать, что $2 млрд — это очень реалистичный прогноз. Но точно об этом будет известно приблизительно через шесть-семь месяцев.
Есть ли уже какие-то конкретные результаты в денежном выражении от роуд-шоу?
Владислав Каськив: Да, конечно. Например, по результатам переговоров с вице-президентом Экспортно-импортного банка Китая Суй Пином (Sun Ping) и экспертами этого финучреждения мы понимаем, что у нас большие шансы уже до конца октября получить первый транш финансирования национального проекта «Воздушный экспресс» в размере $52 млн.