Контракти.ua

Автор: Наталия Мелещук —  1532  —  25.10.12
Александр Мороз: имидж создается деньгами и СМИ
Александр Мороз: имидж создается деньгами и СМИ

В эксклюзивном интервью Контрактам экс-спикер Верховной Рады Александр Мороз рассказал о том, что: если председатель ВР должен обслуживать президента, то от такой должности лучше отказаться; бизнес и исполнительная власть в Украине тождественны; в политической жизни обычно не хватает времени; тратил жизнь не зря.

Александр Александрович, почему должность председателя Верховной Рады превратилась в марионеточную?

Александр Мороз: Председатель парламента воспринимается людьми как олицетворение законодательного органа. Если статус парламента и практическая деятельность в его основных функциях демонстрирует гражданам реальный баланс властей при подготовке необходимых государству нормативных актов, тогда авторитетен и он, и его председатель. В таком случае (это касается не только украинской ситуации, но и многих стран с неустоявшимися традициями демократии) возникают напряженности в отношениях между президентом и спикером. Тогда и определяется истинная роль руководителя законодательного органа. Он должен учитывать и нейтрализовывать внешние вызовы, особенно если их природа субъективна и зависит от личных качеств президента и других обстоятельств (он «на своем месте» или попал на должность случайно; он способен к объективному анализу состояния страны и видит перспективу или подвержен влиянию окружения; он умен, самокритичен, доброжелателен или мелочен, жаден, завистлив и т. д.). Должен учитывать и внутрипарламентские настроения (политические разногласия, зависимость депутатов от влияния исполнительной власти, президента, обязательства депутатских образований перед избирателями, влияние на отдельных из них из-за рубежа и т. п.).

Положение председателя ВР, если он не становится просто спикером, в силу только упомянутых обстоятельств, намного сложнее, чем, скажем, президента.

Если же состав парламента специфичен, а председатель влиять на большинство не способен, он превращается в помощника первого руководителя, обслуживает его. Такая роль унизительна, от нее лучше отказаться. В значительной мере подобное наблюдается сейчас. И проблема здесь не в персоне спикера, а в подрыве авторитета законодательного органа. Председатель обязан действовать так, чтобы с парламентом считались — и ветви власти, и граждане.

В последние несколько лет спикеры ВР покидали этот пост с подпорченным имиджем. Вам долго не могли простить коалицию с ПР; Владимиру Литвину, помимо прочего, будут помнить закон о языке… Как вы считаете, может ли спикер сохранить позитивный имидж к окончанию каденции парламента?

Александр Мороз: Имидж создается деньгами и СМИ. В чьих руках эти инструменты? Бизнеса и исполнительной власти. В Украине эти субъекты тождественны. Почему не могли простить коалицию с ПР? Потому что субъекты, определявшие содержание информации, тогда не входили в коалицию. Они же умышленно обошли вниманием причину невозможности создания иной коалиции, хотя сущность этой причины стала очевидной спустя время, в отношениях между Юлией Тимошенко и Виктором Ющенко. Выходит, я был прав.

Но навязанный имидж имеет свою инерцию. Он легче усваивается обывателем, который, как правило, не утруждает себя анализом обстоятельств, ищет простые ответы на сложные вопросы. А сложность их определяется его условиями жизни. Они ужасны. На фоне этих условий твои объяснения прошлых действий могут показаться оправданием. А обывателю это ни к чему, ему жаль разрушать сложившийся стереотип. Лечит этот изъян время. В политической жизни его обычно не хватает. Здесь важную роль могли бы сыграть объективные СМИ. Но где они?

Вы согласитесь с тезисом, что работа спикера — это черновая работа, связанная с необходимостью принимать непопулярные решения, и пиариться на этой должности редко кому удается?

Александр Мороз: Я работу всегда воспринимал как долг, обязанность, в определенном смысле — как сущность жизни. Поэтому никогда не пытался пиариться, даже добиваясь важных (и популярных!) решений: Конституция Украины, законы о детях войны, о возврате сбережений, защите системы образования и науки… Причем твои усилия интерпретируются СМИ часто не так, не по-твоему. С этим надо считаться.

Почему в нашей стране принято считать, что пост премьер-министра — это стартовая площадка в президенты, а пост спикера зачастую оказывался последней яркой должностью в политической биографии? В чем разница между этими должностями с точки зрения возможности самореализации?

Александр Мороз: У нас столько премьеров, что о стартовой площадке не стоило бы говорить. Двух персонажей «площадка» вывела в «отдаленные места». Случаи со своими особенностями, но в них достаточно и общего.

Не считаете ли вы, что работа спикером испортила вашу политическую биографию?

Александр Мороз: Ни в коем случае. Скорее наоборот.

Что позитивного осталось в памяти от этой работы?

Александр Мороз: Преодоление обстоятельств и опыт объединения разных по убеждениям и характерам людей ради достижения целей, необходимых обществу и государству. Это позитив, который оправдывает потраченные усилия. Простите за эпатажность — потраченную жизнь. В одном из стихотворений я пишу: «Я час не тратив. Тратив час мене». А один из сборников стихов неслучайно назвал — «Рассудит время».

Статьи по теме
Ексдепутат Держдуми: Путін найближчим часом втратить Херсон
Ексдепутат Держдуми: Путін найближчим часом втратить Херсон

Путін втратить Херсон найближчим часом. Проте він все одно продовжить ядерний шантаж та знищення енергетичної системи України.
26.10 — 1427

Зеленський дав орден спікерам парламентів 12 країн. Для Пелосі це вже другий
Зеленський дав орден спікерам парламентів 12 країн. Для Пелосі це вже другий

Президент України Володимир Зеленський нагородив орденом князя Ярослава Мудрого ІІ ступеня спікерів парламентів 12 країн-партнерів. Серед них, і пікер Палати представників Конгресу США Ненсі Пелосі.
23.10 — 650

Синоптики попередили про заморозки в Україні: де і коли
Синоптики попередили про заморозки в Україні: де і коли

Синоптики попереджають про заморозки на території України. Вони торкнуться центральних, західних та східних областей.
21.09 — 13447