Контракти.ua

81500  —  03.10.08
И танки наши быстры. Результаты танкового противостояния Украины с Россией
И танки наши быстры. Результаты танкового противостояния Украины с Россией

Украинские танкостроители неоднократно проигрывали в перспективных иностранных тендерах, не сумев договориться с российскими конкурентами.

Сергей БОБОК, Владимир МАРЦИНОВСКИЙ

В середине 1990-х никто не верил в продолжение танкового производства в Украине, поэтому профильный Харьковский завод им. Малышева готовили к приватизации и последующему переводу на выпуск гражданской продукции. И тут произошло невероятное: летом 1996 года Пакистан заключил с Укрспецэкспортом контракт на изготовление 320 танков Т-80УД. Восточные партнеры отдали предпочтение харьковчанам во многом благодаря устанавливаемым на их боевых машинах дизельным двигателям, не имеющим аналогов в мире. Выпускаемые в то время газотурбинные двигатели производства США и России плохо зарекомендовали себя в условиях жаркого климата и песчаных пустынь.

Контракт подкрался незаметно

Это был большой контракт не только для Украины, но и для мирового танкового рынка. Выполнение его на простаивающем предприятии, покинутом большинством специалистов, оказалось весьма сложной задачей. Проблем прибавилось, когда стратегический партнер — компания «Росвооружение» — заявил о нежелании участвовать в контракте. Это значило, что украинский танк остался без российской комплектации, включая пушку.

Танкостроители двух стран не сумели пойти по пути разработчиков космической и авиационной техники (сохранивших и развивающих кооперацию) и, естественно, оказались конкурентами. Эксперты полагают, что Россия при всем желании не могла бы участвовать в украинско-пакистанском контракте, так как в этом случае она потеряла бы более перспективного партнера по военно-техническому сотрудничеству — Индию. Кроме того, индийский ВВП почти в 6 раз превышает пакистанский. Поэтому неудивительно, что тогдашний заместитель гендиректора Росвооружения Олег Сидоренко заявил о неучастии его ведомства в украинско-пакистанском контракте.

Российские официальные лица вряд ли могли поступить иначе, поскольку должны были продемонстрировать позицию, выгодную Индии, конфликтующей с Пакистаном. Однако Валентин Бадрак, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения, не исключает, что рассматривались варианты неявного сотрудничества, которое, безусловно, было бы выгодно для оборонных предприятий как России, так и Украины. Подтверждением этой гипотезы является интервью агентству «УНИАН» главы Укрспецэкспорта Андрея Кукина, в котором он упоминает о подписании с партнерами из РФ специального соглашения. Оно свидетельствовало о том, что «было достигнуто полное взаимопонимание — согласование ценовой политики и вопросов совместной информационно-маркетинговой деятельности относительно продвижения на рынки третьих стран продукции, которую изготовляют Украина и Россия». Подобные высказывания, хотя и более сдержанные, в то же время были сделаны и партнерами из РФ.


Но вскоре оказалось, что Росвооружение потребовало от Укрспецэкспорта стратегических уступок, пользуясь тем, что в Украине отсутствовал замкнутый цикл производства танков. Ситуация сложилась для Киева таким образом, что торг оказался просто неуместен. Как раз в это время Украина уже начала договариваться о поставках комплектующих из Франции или Словакии.

«Во избежание головной боли Укрспецэкспорт, Харьковский танкостроительный завод им. Малышева и КБ «Прогресс» подписали контракт со швейцарской фирмой Swiss Ordnance Enterprise о совместной разработке пушки, отвечающей стандартам НАТО», — отмечает российское «Независимое военное обозрение».

Таким образом, вопреки скептическим прогнозам экспертов из РФ, украинское предприятие смогло быстро найти замену российским комплектующим за счет экспорта из других стран, а также наладить производство некоторых недостающих деталей на мощностях завода им. Малышева. И в 1999 году предприятие успешно завершило контракт на сумму $650 млн.

Проигранные битвы

Преимуществом предложений, исходивших от завода им. Малышева, являлось отсутствие каких-либо политических условий к потенциальным покупателям, что выгодно отличало Киев от других экспортеров. Например, Германия требовала от Турции определенных шагов в ответ на возможность приобретения немецких танков Leopard. Однако в других экспортных тендерах — на поставку тяжелых танков для Турции, Греции и Малайзии — малышевцы впоследствии терпели поражение. Валентин Бадрак отмечает, что причиной провала в малайзийском тендере стала конкуренция украинского Т-80 и российского Т-90С. У каждой из боевых машин были недоработки, однако в условиях кооперации совместная модель имела бы большие шансы на успех. В итоге же в тендере победили поляки, продавшие оставшиеся с советского времени Т-72. А Греция закупила 333 танка Leopard-1 и Leopard-2 у Германии. Стоимость сделки составила EUR270 млн.

Эксперты в этой связи отмечают, что одной из основных причин неудач стала неспособность украинских танкостроителей договориться с российскими визави. И, несмотря на конкуренцию между оборонными концернами России и Украины в отдельно взятом пакистанском контракте, установившееся соперничество можно было бы и не переносить на участие в других тендерах, что принесло бы бизнесменам в погонах сотни миллионов долларов.

Боевой ассистанс

Специалисты уверены: любое военное производство жизнеспособно только в том случае, если оно изначально ориентировано на потребности собственной армии. Такие лидеры мирового экспорта вооружений, как США, Россия или Франция, производят танки и любую другую военную технику прежде всего для себя, а потом уже на экспорт. Что же касается Украины, то новых Т-84 в нашей армии всего 10 машин. Таким образом, завод им. Малышева находится в критической зависимости от экспортных заказов (при этом даже знаменитый пакистанский контракт смог загрузить предприятие лишь на 20%).

Кроме того, бронетанковое машиностроение в мире переживает кризис. Причина в том, что затраты на изготовление одного танка (порядка $2 млн) несопоставимы со стоимостью оружия, например гранатомета, способного вывести его из строя.

Поэтому сейчас в мире предпочтительнее легкая бронетехника. Малышевцы быстро уловили тренд, начав ее производство. В 1999 году был выполнен первый контракт на поставку 50 бронетранспортеров БТР-94 (созданных на базе советского БТР-80) для Иордании. В прошлом году Украина выиграла тендер на поставку 96 бронетранспортеров в Таиланд на сумму $118 млн.

Эксперты считают, что частично предприятие можно загрузить заказами на обслуживание и модернизацию спецтехники, в том числе за рубежом. Например, в мире насчитывается около 10 тыс. танков Т-72, которым необходим определенный сервис. При этом, по словам экс-гендиректора завода им. Малышева Геннадия Малюка, ни одна страна мира не имеет таких возможностей по модернизации бронетехники, как Украина.


Так, в 2000 году предприятие создало в Объединенных Арабских Эмиратах СП по ремонту, модернизации и обслуживанию бронетехники, а годом позднее подобные предприятия появились и в Пакистане. С Иорданией было подписано соглашение об обучении технических специалистов. Кроме того, по заказу иорданской стороны харьковское предприятие модернизировало устаревший английский танк «Центурион», преобразовав его в тяжелую БМП. При этом заказ был выполнен в предельно сжатые сроки — всего за 6 недель. А в середине 2002 года завод смог подписать контракт с Пакистаном на поставку 300 комплектов двигателей и трансмиссий для танка «Аль-Халид» на сумму порядка $150 млн.

У завода им. Малышева был шанс выиграть тендер на поставку тысячи танков для Турции общей стоимостью $8 млрд. Анкара настаивала на передаче технологий, но украинское предприятие, поставляющее для нужд собственной армии единицы тяжелых боевых машин, с этим условием не согласилось. В результате в прошлом году Турция выбрала южнокорейскую компанию Hyundai Rotem (разработчика танка K2 «Черная Пантера») в качестве основного субподрядчика для реализации соответствующей национальной программы. Корейцы согласились передать туркам свои технологии.

Чемодан без ручки

Несмотря на радостные заявления руководителей предприятия о сходящих с конвейера дизель-генераторах для тепловозов и новых боевых машинах, с каждым годом проблемы уникального предприятия только усугубляются. По данным Харьковской облгосадминистрации, завод им. Малышева сейчас является одним из лидеров по задолженности зарплаты в Харьковской области. На начало текущего года долги составляли 9,8 млн грн. Трудно представить, чтобы в этой ситуации при огромном дефиците в стране квалифицированных кадров предприятию удавалось бы сохранять свой кадровый потенциал.

В то же время, если верить официальным данным, выручка завода им. Малышева от производства дизелей для тепловозов и тайского контракта (на поставку бронетранспортеров) составит более $140 млн. С учетом работ по модернизации и обслуживанию техники за рубежом, а также некоторых гражданских заказов эта сумма по результатам 2008 года может быть доведена до $150-160 млн, что едва дотягивает до 10% показателей середины 1980-х. Финансовые показатели украинских и российских производителей могли бы быть намного лучше, если бы конкуренты сумели в свое время договориться.

 

Бизнес под копирку

Оружие возмездия

Несколько трофейных танков Renault превратили завод им. Малышева в танкостроительный гигант

В конце XIX века учредители Русского паровозостроительного и механического акционерного общества (РПиМО) добились получения крупного правительственного заказа на изготовление 480 паровозов в течение 6 лет. Причем им удалось заключить такой контракт еще до того, как был возведен паровозостроительный завод. Украинские предприятия, выпускающие сейчас по несколько десятков локомотивов в год, могут только мечтать о подобных объемах.

Выбирая место для будущего предприятия, учредители РПиМО остановились на Харькове — крупнейшем торгово-ремесленном центре юга России, где было достаточно квалифицированных рабочих. Местные университет и технологический институт были в состоянии обеспечить производство инженерными кадрами. Сюда также было удобно доставлять комплектующие. Харьков являлся важным железнодорожным узлом, чугунка связывала город с находившимися поблизости металлургическими заводами Донбасса.

Собственники Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) смогли за короткий срок сконцентрировать необходимый капитал. Располагая уставным фондом в 3,5 млн руб. золотом (сейчас порядка $150 млн), РПиМО за два года (!) построило завод, соответствовавший стандартам ведущих предприятий Западной Европы и США. Ставка делалась на самое современное оборудование, все производственные процессы были максимально электрифицированы.

Промышленники прекрасно понимали, что для стабильной работы предприятия одних лишь госзаказов недостаточно. А потому параллельно со строительством паровозов был начат выпуск другой техники. Первый паровоз был выпущен в 1897 году. А в 1916-м на долю ХПЗ приходилось более 20% производства локомотивов в России. Последний предреволюционный год завод закончил с прибылью около 3 млн руб., увеличив за 12 месяцев объем производства на 46,3% — до 19,053 млн руб.

Советская власть национализировала предприятие в 1919 году, сохранив прежние стратегические ориентиры, такие как передовые технологии и диверсификация производства. В период между двумя мировыми войнами, помимо паровозов, ХПЗ серийно выпускал гусеничные тракторы, тягачи и основные судовые дизель-генераторы.

В годы гражданской войны на вооружении Красной армии появились трофейные танки Renault, захваченные у войск Врангеля и Деникина. В 1920-м насчитывалось более ста таких трофеев, которые распределили на ремонт между машиностроительными заводами СССР.

Треть «французов» досталась ХПЗ, что стало поворотным моментом в его истории. Удовлетворенные результатами ремонта, профильные ведомства привлекли на предприятие группу конструкторов для разработки опытных образцов бронетехники. Опытное танкостроение также было развернуто на машиностроительных заводах Москвы, Ленинграда и Горького. До этого в Союзе отсутствовали необходимые кадры и производственно-техническая база танкостроения, не было технологии производства высококачественной брони и танковых двигателей.

Тем не менее в результате напряженной работы в 1929 году харьковчане создали танк Т-12. А еще через год Советский Союз закупил за рубежом образцы современных танков: английские «Виккерс-6т» и американские «Кристи». Последний был передан для изучения на ХПЗ. Спустя несколько месяцев изучения американской машины был создан танк БТ-2, а еще через несколько лет — БТ-7. До начала Второй мировой войны завод № 183 (название ХПЗ с 1936 года) также запустил в серийное производство ряд собственных инновационных разработок, большинство из которых нашли применение в легендарном Т-34. Так предприятие стало основной производственной площадкой СССР по выпуску бронетехники. В годы войны завод был эвакуирован в Нижний Тагил и выпускал исключительно танки. А во II половине прошлого века освоили производство тепловозов, двигателей для них, а также основных двигателей для судов.

Статьи по теме
Міністр фінансів назвав суму збільшення податків наступного року
Міністр фінансів назвав суму збільшення податків наступного року

Міністр фінансів Сергій Марченко під час представлення проєкту держбюджету на 2025 рік повідомив, що завдяки підвищенню податків доходи бюджету зростуть на 141 млрд гривень.
вчера, 14:51 — 307

Скільки чоловіків з України офіційно працюють у Польщі: цифри вражають
Скільки чоловіків з України офіційно працюють у Польщі: цифри вражають

До повномасштабного вторгнення в Польщі працювало трохи більше пів мільйона українців.
вчера, 13:52 — 252

Трамп і війна в Україні: чому невпинно падає курс євро і що буде далі
Трамп і війна в Україні: чому невпинно падає курс євро і що буде далі

Півтора місяця поспіль в Україні переважно знижується офіційний курс європейської валюти. Падає євро не лише в Україні – подібна ситуація спостерігається по всьому світу.
20.11 — 215