Уже который год в Украине ведутся разговоры о повышении штрафов за выбросы промышленных сточных вод, что могло бы привести к оздоровлению экологии страны. Пока все подобные инициативы ограничиваются лишь обсуждением, в украинскую акваторию сбрасывается до 60 млн куб. м сточных вод без какой-либо соответствующей очистки.
Помните Чебурашку и Крокодила Гену, которые боролись со злостными загрязнителями реки? Способ был простой, но не очень действенный, — заткнуть трубу. Запугать оказалось эффективнее. В Украине 731 такая труба. Именно через эти промышленные стоки происходит сброс отработанной воды, без которой невозможна работа предприятий, осуществляющих целлюлозно-бумажное, химическое, металлургическое производство, полиграфическую деятельность, производство кокса, нефтепродуктов, добычу металлических руд, угля. Порядка 30% этих выпусков происходят или без очистки воды, или с очисткой, которая не соответствует государственным нормативам. В результате в ряде водоемов Украины уже давно сложилась напряженная экологическая ситуация. На грани экологической катастрофы находятся бассейны рек Северский Донец, Ингул, Ингулец, реки Приазовья. Причинами сброса загрязненных сточных вод является значительный износ очистных сооружений, применение устаревших технологий очистки, прием объектами жилищно-коммунального хозяйства загрязненных стоков промышленных предприятий.
Плохо запугивают
С одной стороны, сложившаяся ситуация — отличная возможность для развития бизнеса по строительству и налаживанию очистительных сооружений. Но с другой — реальная угроза для жизни, поскольку крупным промышленным предприятиям Украины до сих пор выгоднее платить штрафы за выброс отходов, чем вкладывать деньги в современные фильтрационные решения. По словам Владислава Череповского, директора компании Invent Group, пока в Украине не будет пересмотрен размер штрафов за выброс неочищенных или недостаточно очищенных стоков в близлежащие водоемы, говорить о стабильном развитии рынка промышленной фильтрации нецелесообразно. «Увы, сегодня предприятию проще заплатить штраф либо же дать взятку работнику государственной экологической инспекции», — констатировал он.
Недавний пример — августовское решение суда, которым был удовлетворен иск Донецкгорводоканала, поданный на Донецксталь — металлургический завод, в частности, на его филиал «Металлургический комплекс», о принудительном взыскании 53 тыс. грн за превышение допустимого количества загрязняющих веществ в сточных водах предприятия. Согласно актам отборов проб сточной воды на канализационных выпусках комплекса, специалисты химико-бактериологической лаборатории и службы экологического контроля КП «Донецкгорводоканал» выявили превышение почти в два раза допустимого количества фосфатов и аммиака.
Предприятию проще заплатить штраф либо же дать взятку работнику государственной экологической инспекции
На сегодняшний день размер штрафных санкций определяет инструкция об установлении и взыскании платы за сброс промышленных и других сточных вод в систему канализации населенных пунктов, сформированная еще в 2002 году. Согласно ей, предприятия обязаны полностью покрыть все затраты водоканала, связанные с транспортировкой и очисткой сточных вод, а также возместить убытки, нанесенные нарушением режима сброса сточных вод и превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ в них. И несмотря на то что очистка стоков мегаполиса считается дорогостоящим и трудоемким процессом, эти затраты пока еще в разы ниже инвестиций в возведение эффективной очистительной системы.
Светлые перспективы
Похожая ситуация еще до недавних пор была в России. Но после увеличения размеров штрафных санкций на выброс неочищенных стоков загрязнители поняли, что строительство современных очистительных сооружений теперь стало экономически целесообразным. Так, если в среднем стоимость технического решения по очистке воды там обойдется в 4 млн руб., то срок его окупаемости — порядка полутора лет. В Украине окупаемость может составить и два-три года.
Объем рынка промышленной фильтрации в нашей стране сегодня не превышает $15 млн, в России этот показатель уже на уровне EUR500 млн в год. По прогнозам Владислава Череповского, если штрафные санкции будут пересмотрены, украинский рынок сможет вырасти до $700 — 750 млн.
Пока же переговоры об установке новых очистительных систем ведут на таких крупных предприятиях, как «ДТЭК Павлоградуголь», «Краснодонуголь», меткомбинат «Азовсталь», ряд ТЭЦ, свинцовые заводы («Свинец», «Мегатекс») и др.
Напомним, еще в июле 2012 года Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства объявило о своем намерении повысить штрафы за сброс неочищенных сточных вод. Минрегион настаивает и на усилении контроля над соблюдением норм природоохранного законодательства в этой сфере. «Необходимо усилить ответственность за нарушения. Штрафы за сброс неочищенных стоков должны давать возможность проводить полное восстановление загрязненных водоемов, полностью устраняя причиненный ущерб», — считает и. о. министра регионального развития Александр Алипов. Однако пока размер санкций пересмотрен не был. И по оценкам министерства, в целом за 2011 год централизованными системами водоотведения без очистки в водоемы сброшено 57,76 млн куб. м сточных вод.