Под финал прошлой сессии ВР народные избранники в пожарном порядке проголосовали ряд изменений в Налоговый кодекс. Кроме прочего, они переписали полномочия ГНС, предусмотрели авансовый платеж налога на прибыль, ограничили автоматическое возмещение НДС и ввели новые группы упрощенцев.
Также был принят с предложениями президента закон о льготах IT-индустрии и расширены льготы отельному бизнесу. Целесообразность нововведений вызывает ряд вопросов.
Впрочем, уже через пару недель после окончания сессии ГНС и Минфин предложили революционную концепцию изменения налоговой системы. Речь идет о снижении ставки НДС и единого соцвзноса в обмен на ликвидацию целого ряда льгот.
Налоговая под Минфином
Уже 5 июля в целом были приняты изменения в НК относительно налоговой службы в связи с проведением админреформы (законопроект № 10224). Так, кодекс дополняется ст. 19–1 «Функции органов государственной налоговой службы», а также разделами XVIII-1 и XVIII-2, где прописаны права должностных лиц ГНС и налоговой милиции, гарантии их правовой и социальной защиты. Ряд изменений предусматривает передачу части полномочий налоговой Минфину.
В частности, налоговики лишаются ранее предусмотренных функций издания нормативно-правовых актов, которые переходят Минфину. На ГНС возлагается функция принятия мер по выявлению, анализу и проверке финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. «Скорее всего, такой анализ будет проводиться в рамках осуществления контрольно-проверочных полномочий», — говорит юрист ЮФ FELIX Константин Носов. Впрочем, одной из самых важных новелл он считает лишение налоговой функции обращения в суд с иском о признании сделок недействительными.
Юрист ЮФ FELIX Инна Плескач также отмечает, что к новым функциям фискалов относится дифференциация плательщиков налогов. Но пока не ясно, что под этим подразумевается. «Возможно, это деление плательщиков на списки по определенным критериям», — предполагает она.
Партнер ЮК Leetas Дмитрий Йовдий считает решение о передаче регуляторных функций ГНС Минфину прогрессивным. «Государственный орган не может писать под себя правила и сам же их реализовывать», — комментирует юрист. Другой вопрос, как данная инициатива будет выглядеть в украинских реалиях. Дмитрий Йовдий побаивается, что эта норма останется декларацией, а налоговики и дальше будут сами для себя формировать цели и ставить задачи.
Деньги вперед
Достаточно спорной является норма законопроекта № 10224, согласно которой предприятия с доходом более 10 млн грн с 1 января 2013-го обязаны ежемесячно платить авансовый платеж налога на прибыль в размере 1/12 показателя прошлого года. Хотя одновременно они получают возможность подавать налоговую декларацию не ежеквартально, а по итогам года. «Для многих предприятий, особенно больших, со сложной налоговой структурой, подача декларации раз в год может быть комфортнее, чем ежеквартально», — говорит глава налогово-юридической практики компании Ernst & Young в Украине Владимир Котенко. Кроме того, предусмотрено, что если у предприятия по итогам I квартала убытки, оно может работать по старой системе.
Но вопросы все равно остаются. «А что, если предприятие регистрирует убыток по итогам полугодия или по итогам трех кварталов? Формально у него нет права отказаться от уплаты авансовых платежей», — размышляет Владимир Котенко. Также проблемы возникнут у компаний, показавших хорошую прибыль в прошлом году, но зарабатывающих мало в нынешнем. Им придется платить налог авансом, да еще и существенно переплачивать. Перерасчет проведут только по итогам года.
Авансовая уплата налога на прибыль коснется почти всех плательщиков
«Вероятнее всего, это будет решение налоговой, позволить ли предприятию эту переплату зачесть в следующие платежи, или вернуть ее деньгами, или придумать что-то, чтобы вообще ее не возвращать», — побаивается Владимир Котенко. В таких условиях, считает он, ежегодная отчетность — недостаточный стимул для предприятий платить ежемесячный авансовый платеж.
Партнер ЮК Moris Group Владимир Костюк подчеркивает, что налог будет уплачиваться до возникновения объекта налогообложения — прибыли, а это кардинально противоречит экономической логике прямого налога. «В условиях нестабильной экономики зачастую такой налог будет платиться не из прибыли, а за счет оборотных или даже заимствованных средств», — говорит юрист.
Инна Плескач замечает, что норма коснется почти всех плательщиков налога на прибыль, поскольку порог в 10 млн грн очень низкий. А Дмитрий Йовдий обращает внимание, что таким образом узаконивается существующая практика. Просто раньше требовали уплаты налога на прибыль заранее путем личных бесед в кабинетах налоговых инспекций, а теперь это норма закона. «Большая часть среднего бизнеса, кроме выполнения обязательств по уплате налогов, еще и должна кредитовать государство на безвозмездной основе», — возмущается юрист.
Есть убыток — нет НДС
Кодекс дополняется нормой, согласно которой крупные налогоплательщики не получат автоматом НДС, если в прошлом году были убытки. Прослеживается логика налоговой: мол, мы не верим в честность предприятий, у которых есть убытки. «Сомневаюсь, что таким образом от скудных ресурсов на автоматическое возмещение НДС будут отсечены недобропорядочные предприятия», — говорит Владимир Котенко. Он замечает, что, как правило, махинаторы с НДС, которые не ликвидируются сразу после совершения сомнительных операций, стараются не привлекать к себе внимания. И вряд ли они покажут убытки. Скорее будут минимально прибыльными. Вместо этого, данная норма коснется компаний, которые испытывают реальные трудности в силу тех или иных обстоятельств, либо предприятий, находящихся в инвестиционном периоде.
А вот Инна Плескач видит в данной норме всего лишь способ профилактики ухода предприятий от авансовых взносов, о которых говорилось выше.
Все о предпринимателях думаем
Одно из новшеств, вроде бы, должно порадовать предпринимателей. Речь идет о введении пятой и шестой групп плательщиков единого налога. Пятая группа — физлица, использующие труд не более 20 лиц, шестая — юрлица, имеющие не более 50 наемных работников. Желающие попасть в указанные группы не должны превысить объем годового дохода в 20 млн грн. Для них устанавливаются ставки ЕН 10% без НДС или 7% + НДС. Владимир Костюк считает, что введение пятой и шестой групп с такими ставками ЕН, учитывая сегодняшнюю рентабельность бизнеса в Украине, неоправданно. «Данные нормы могут быть использованы для оптимизации только крупными производственными компаниями с высокой рентабельностью», — говорит он.
Инна Плескач полагает, что таким образом расширятся возможности обналичивания для крупных бизнес-групп. Ставки налога для этого приемлемые. А вот других предпринимателей, учитывая, что ЕН для третьей и четвертой групп — 5% или 3% + НДС, новшества вряд ли заинтересуют. «При высоких подтвержденных расходах с такими оборотами целесообразнее использовать общую систему налогообложения», — считает юрист.
ГНС предлагает снизить ставку единого соцвзноса с нынешних 32,6 – 49,7% до 15%
Дмитрий Йовдий также полагает, что из-за высоких ставок ЕН желающих воспользоваться пятой и шестой группами будет крайне мало. При этом он обращает внимание, что работать без уплаты НДС по ставке ЕН 10% все равно смогут только предприниматели, годовой оборот которых не превысил 300 тыс. грн. Остальные обязаны зарегистрироваться плательщиками НДС. Эксперт замечает, что упрощенцы фактически лишены какой-либо гибкости в оптимизации налогов. «Если на общей системе предприятие может уменьшить размер налога на прибыль за счет расходов, упрощенец такой возможности лишен и уплачивает налог от выручки, — объясняет он. — При одинаковых оборотах размер налога упрощенца может значительно превысить размер налога на прибыль компании на общей системе».
Владимир Котенко считает, что упрощенец с оборотом в 20 млн грн — это оксюморон. «Интересно было бы увидеть статистику налоговой — каково количество предпринимателей, юрлиц и физлиц с оборотом в 20 млн грн, — говорит он. — Если бы мы увидели перечень физлиц, у которых обороты 20 млн грн в год, возник бы вопрос: а бывают ли такие предприниматели, и чем, собственно, они занимаются?»
Льготный режим
Также 5 июля в целом с предложениями президента был принят закон о налоговых льготах субъектам индустрии программной продукции (закон № 5091-VI, подписан президентом 31.07.2012). Документ снижает налогообложение разработчиков ПО с 1.01.2013 на 10 лет. В частности, парламент освободил такой бизнес от уплаты НДС и уменьшил им налог на прибыль до 5%.
Владимир Котенко считает, что идея стимулировать выход бизнеса из тени правильная. Однако попытки создать отдельные островки благополучия бесперспективны. «Закон обращает внимание на правильную индустрию. Но это лишнее подтверждение тому, что в целом требуются изменения всей существующей системы государственных расходов и, соответственно, доходов», — комментирует он. К тому же нужно оценить объем преимуществ, предоставленных данным законом, и понять, насколько он будет использован на благо отрасли, а насколько льготами будут злоупотреблять.
В целом 6 июля был принят закон, расширяющий налоговые льготы отельному бизнесу (законопроект № 10724). Согласно документу, от налога на прибыль освобождаются отельеры, доход которых от сдачи номерного фонда составляет не менее 50% общего дохода (ранее — 75%). Сегодня уже очевидно, что данная льгота не привела к отельному буму в Украине, а потому себя не оправдала. Впрочем, Владимир Котенко полагает, что гостиницы теперь просто будут обзаводиться спа-салонами, ресторанами и заниматься другой деятельностью, разрешенной в группе 55 КВЭД. Им это необходимо, чтобы вернуть вложенные инвестиции, учитывая, что доходы непосредственно от сдачи номеров не оправдали ожиданий.
Далекоидущие планы
Впрочем, в правительстве на достигнутом останавливаться не собираются. Недавно Минфин и ГНС презентовали «Концепцию изменения налоговой системы». Признав непосильную фискальную нагрузку на бизнес и наличие тотальной коррупции в налоговой сфере, авторы документа попытались определить приоритеты очередной налоговой реформы. Так, предлагается снизить ставку НДС с 20% до 12% для импортеров и монополистов и до 7% для других и ввести налог с оборота в 2,5%. В ГНС подсчитали, что потери от снижения ставки НДС составят 73,5 млрд грн. Но за счет детенизации экономики, ликвидации льгот, введения налога с оборота и т. д. они ожидают дополнительный доход в 98,2 млрд грн (+24,7 млрд грн).
Предлагается ликвидировать все льготы по налогу на прибыль и установить ставки налога на доходы физлиц в размере 10%, 15% и 20%, но снизить ставку единого соцвзноса с нынешних 32,6–49,7% до 15%. Потери от снижения ЕСВ ожидаются в размере 90,4 млрд грн. Но предполагается, что часть из них будет покрыта за счет легализации зарплат, экономии на чиновниках и пр. В итоге Пенсионный и другие соцфонды недополучат 30,8 млрд грн.
В сегодняшних украинских реалиях инициативу фискалов сложно воспринимать всерьез. Но из этого можно сделать вывод, что в ГНС все-таки признают: простое переписывание отдельных норм налогового законодательства ничего хорошего не даст. Реформирование налоговой системы вряд ли случится только в результате «игры» со ставками налогов. Успех невозможен без реформы госаппарата. Назрела необходимость сокращения полномочий контролирующих органов, а также изменения структуры полномочий этих органов и взаимоотношений между ними.