Ухудшающееся качество бесплатной медицины все чаще заставляет даже небогатых украинцев обращаться к частникам. Чтобы заполучить армию новых пациентов, в стране массово открываются частные клиники со сравнительно невысокими тарифами.
Кризис болезням не помеха
Частные врачи сумели обернуть просчеты государственной медицины в свою пользу. По словам владельца клиники «Борис» Михаила Радуцкого, несмотря на продолжающийся в стране экономический спад, их клиентская база растет. Только за последний год количество пациентов увеличилось на 15%.
Украинцы потянулись к частникам не от хорошей жизни, ведь получить бесплатную медицинскую помощь в нашей стране все сложнее. Даже в рядовой районной поликлинике за внимательное отношение врачей приходится платить — негласная стоимость обычной консультации составляет 50–100 грн. Более серьезные процедуры способны опустошить кошельки даже сравнительно небедных граждан. К примеру, операция по удалению аппендицита с учетом лекарств и «благодарности» хирургу обойдется как минимум в $300–400. При этом традиционные очереди и хамство персонала не исчезли. Поэтому многие граждане предпочитают заплатить немного больше, но получить хоть какие-то гарантии и сервис у частных врачей.
Клиент мельчает
В структуре клиентов негосударственных клиник растет доля пациентов со средним и даже ниже среднего уровнем дохода, а вместе с ней меняется и список наиболее востребованных услуг. Если даже после кризиса, в 2009–2010 гг., самыми популярными были консультационные осмотры, то с конца прошлого года спрос резко сместился в сторону неотложной помощи (вызов скорой, операции и пр.).
«Украинцы все чаще до последнего тянут с обращением к врачам и приходят в клинику лишь в случае крайней необходимости. Профилактических осмотров и лечения становится все меньше», — констатирует Михаил Радуцкий.
Если раньше страховые компании поставляли медикам 60–70% клиентов, то сейчас — меньше половины
Изменению структуры спроса способствует и тот факт, что пациентов со страховками у частников становится все меньше. Если раньше страховые компании поставляли медикам 60–70% клиентов, то сейчас — меньше половины. Работодатели, которые до кризиса готовы были оплачивать полисы своим сотрудникам, сегодня практически отказались от подобной заботы о персонале, причем с каждым годом тенденция лишь усугубляется.
Многие частные клиники и сами отказываются работать со страховщиками, так как те платят нерегулярно. В некоторых медучреждениях жалуются, что не могут выбить долги из страховых компаний уже больше года. И в ближайшее время эта проблема вряд ли решится, ведь, пытаясь остановить отток клиентов, страховщики демпингуют и продают полисы с немалыми скидками, а стоимость медицинских услуг, наоборот, растет. То есть неплатежи закладываются автоматически еще на этапе реализации страховок.
Денежный симптом
Пока погоду на рынке частной медицины делали пациенты с полисами, клиники пытались задобрить в первую очередь страховщиков. Именно под них разрабатывались максимально выгодные условия сотрудничества и пакеты услуг. Теперь же украинцы все чаще оплачивают лечение из своего кармана, поэтому становятся более требовательными к соотношению цены к качеству медицинской помощи.
«На первом этапе клиенты обращают внимание именно на стоимость услуг и уж потом — на их качество и общий уровень сервиса», — констатирует генеральный директор клиники ISIDA Самвел Аганов.
Эта тенденция уже спровоцировала появление десятков сравнительно недорогих клиник, причем не только в Киеве и городах-миллионниках, но и в областных и даже районных центрах. Зачастую это мелкие учреждения, нередко даже отдельные медицинские кабинеты, которые не могут похвастаться ни собственными лабораториями, ни наличием современного оборудования, зато расценки в прайсах вполне сопоставимы с «тарифами» государственных клиник. К примеру, консультацию специалиста можно получить за те же 100–120 грн. Нередко даже врач тот же, что и в муниципальной поликлинике (частники практикуют сотрудничество с «совместителями»). Но в отличие от основного места работы, он более вежлив с пациентами, да и очередей под кабинетами нет, что и подкупает потенциальных клиентов.
Со временем будет больше недорогих частных медучреждений, уверены эксперты. Впрочем, уже сейчас они начинают жестко конкурировать и менять правила игры на рынке. Несмотря на инфляцию и увеличение расходов на оборудование и персонал, крупные клиники так и не решились пересмотреть цены на свои услуги. По словам Михаила Радуцкого, тарифы следовало бы уже давно поднять как минимум на 10%. Но пока медучреждения не спешат переписывать прайсы, предпочитая уступить в собственной рентабельности, чтобы не потерять пациентов.
Медики вооружаются
Единственным способом опередить конкурентов для тех, кто не хочет опускаться в цене, остается гонка за новыми технологиями. Передовые клиники начали «гонку вооружений» несколько лет назад, причем с каждым годом они вынуждены тратить на закупку оборудования и внедрение новых методов лечения все больше средств. В клинике «Борис» рассказывают, что они намеренно ушли в высокотехнологичную медицину, так как конкуренция в этом сегменте рынка пока сравнительно невысокая. Недавно их медцентр получил эксклюзив у своих коллег из США на продвижение в Украине методов лечения на основе изучения генного кода человека (определяет предрасположенность к различным заболеваниям). В Соединенных Штатах с 2014 года граждане, не расшифровавшие свой код, даже не смогут получить страховой полис, у нас же этот метод пока в новинку, поэтому стоит недешево: исследования и профилактика болезней, попадающих в зону риска, обойдутся примерно в 20 тыс. грн. Какую сумму заплатили за технологию, в «Борисе» не говорят, отмечая лишь, что только на переподготовку персонала потратили более $50 тыс.
Украинцы все чаще оплачивают лечение из своего кармана, поэтому становятся более требовательными к соотношению цены к качеству
Самвел Аганов из ISIDA рассказывает, что по многим направлениям они формируют спрос с нуля. К тому же продвигать услуги приходится не только среди пациентов, но и среди врачей. «Например, недавно у нас стартовала программа обучения специалистов по цитогенетике, в дальнейшем планируем проводить подобные мероприятия регулярно», — говорит он.
Но если внедрением новых технологий занимается не так много клиник, то модернизировать оборудование стараются практически все. Тратить на технику врачам приходится все больше — ежегодная медицинская инфляция в мире составляет 10–15%, а применение в отрасли все более сложных разработок делает расценки на оборудование просто космическими. Скажем, стоимость аппарата МРТ доходит до $1 млн, элементарный УЗИ-сканер с модной сейчас 3D-реконструкцией обойдется в $20–40 тыс. Для сравнения: обычный аппарат УЗИ можно купить за $5 тыс. При этом все чаще оборудование устаревает еще до того, как медики успевают отбить его стоимость.
«Это как с IT-технологиями. Сегодня ты купил iPAD за $1 тыс., а через полгода вышел iPAD2, и еще вчера супермодный гаджет уже никому не нужен и по сути ничего не стоит. А в медицине обновление идет еще быстрее», — сетует Михаил Радуцкий.
В компании Telemed, торгующей медицинским оборудованием, говорят, что некоторые аппараты, особенно купленные без учета реальной пропускной способности клиники, в принципе нереально окупить, не говоря уже о том, чтобы на них заработать. Остановить же «гонку вооружений» медики не могут, так как рискуют попросту вылететь с рынка. В действительности, для многих клиник это мина замедленного действия, и она может взорваться уже в ближайшие годы, спровоцировав закрытие самых недальновидных медучреждений. Многие уже ищут выход из ситуации, пытаясь напрямую договориться с производителями оборудования по схеме trade-in (обмен устаревшей модели на более новую с доплатой).
Сугубо внутренний орган
Растущие расходы и отсутствие возможности повышать расценки на услуги снизили рентабельность медицинского бизнеса едва ли не вдвое. Если до кризиса врачи заявляли о 30–40% прибыльности, то сейчас получают в лучшем случае 15–20%. И это несмотря на расширение круга потенциальных клиентов. Неудивительно, что привлекательность отрасли в глазах инвесторов резко снизилась. Когда в прошлом году международный инвестфонд Advent International, являющийся системным инвестором в мировую медицину (имеет долю в клиниках 40 стран, в том числе в Восточной Европе), приобрел отечественную клинику ISIDA, врачи ликовали. Они расценили эту сделку как сигнал для рынка и начали наращивать свои сети, ожидая выгодных предложений от зарубежных инвесторов. В ISIDA говорят, что их инвесторы не разочаровались и по-прежнему готовы финансировать в открытие новых филиалов и качественное развитие клиник.
Но пока это единственный пример. Помимо общего снижения инвестиционной привлекательности Украины, западных инвесторов отпугивают постоянные отсрочки с внедрением в нашей стране обязательной страховой медицины. Вести дела в таких условиях могут разве что отечественные предприниматели или россияне. В прошлом году последние вели переговоры о приобретении нескольких клиник, но все же решили отложить сделки до лучших времен. Несколько украинских медцентров, планировавших выход на фондовые биржи, приостановили реализацию подобных проектов.
Дмитрий ЛАВРЕНТИЙ, генеральный директор АО «УМТ»
(ЗАО «Укрмедтехника»)
— В последние годы в Украине стали появляться крупные частные диагностические центры, позволяющие провести всестороннее обследование организма человека, включая компьютерную томографию, магнитно-резонансную томографию, рентгенографию, маммографию, костную денситометрию и различные виды ультразвуковых и лабораторных исследований. Наш опыт комплексного оснащения таких центров показывает, что инвесторы вкладывают в медоборудование EUR7–10 млн, а срок их окупаемости обычно составляет от трех до пяти лет. В значительной степени он зависит от того, насколько удачно выбрана ниша для специализации клиники, а также привлечения высококлассных специалистов с именем.
Оборудование для частных клиник необходимо подбирать не по принципу моды или новизны, а по принципу рациональности использования, надежности, экономической эффективности эксплуатации. Кроме наличия современных технологий, должно учитываться множество других факторов: распределение пациентопотоков, возможность усовершенствования медоборудования, качество и стоимость сервисного обслуживания и т. д. Хотя для того чтобы поддерживать высокий уровень, необходимо в любом случае обновлять технику раз в несколько лет.
Хорошее медоборудование будет эффективным инструментом только в руках профессионала. Ведь пациент идет прежде всего к врачу, а не на аппарат и не на какое-либо исследование. Авторитет и статус специалиста — именно то, что привлекает людей в клинике. И это гораздо эффективнее любой рекламы.
Высококлассных врачей с достаточным опытом, которые «идут в ногу со временем», найти в Украине не так уж просто. К сожалению, в связи со сложной ситуацией в отечественной медицине и низкими зарплатами бюджетников, большое количество молодых перспективных специалистов ушли из практической медицины в другие сферы или уехали из страны. Поэтому больше шансов на успех у тех клиник, которые сумели не только привлечь докторов с именем, но и «взращивают» собственных специалистов, создавая им возможности для обучения, развития и повышения квалификации.