21 мая 2012 года в Киеве состоялась конференция «Защита персональных данных: право, практика, надзор», организованная Национальной академией правовых наук.
Модератором дискуссий выступил Заместитель Главы Государственной службы Украины по вопросам защиты персональных данных Владимир Козак. В конференции участвовали представители более 50 компаний. Юридическую фирму «Василь Кисиль и Партнеры» на мероприятии представлял адвокат Владислав Подоляк, который выступил с докладом «Использование персональных данных в коммерческих целях».
Повсеместное использование огромных массивов данных, в частности персональных данных (ПД) физических и юридических лиц, побуждает обратить пристальное внимание на вопрос защиты этих данных, а также на соблюдение этических норм в их использовании с коммерческой целью. Современные тенденции развития бизнеса, основой которых является информация о клиенте, заставляют компании, которые дорожат своей репутацией, структурировать и упорядочивать работу с данными. Необходимость сбора, обработки и защиты ПД определяется в первую очередь портретом самой компании, ее механизмом работы с клиентами. Однако практика показывает, что украинские фирмы ограничиваются лишь регистрацией баз ПД. И лишь некоторые, преимущественно иностранные компании, внедряют специальные политики и процедуры по комплексной защите персональных данных.
На мероприятии эксперты обсуждали тенденции совершенствования законодательства по вопросам защиты ПД, организацию обработки ПД на предприятиях и в организациях, современные средства и технологии защиты ПД, а также надзор и проверки со стороны уполномоченных органов по вопросам защиты ПД.
Не все компании на сегодняшний день готовы выделять достаточные средства для защиты баз ПД. Однако положительные тенденции, которые наблюдаются в Российской Федерации, позволяют рассчитывать на активизацию аналогичного процесса и в Украине.
Владислав Подоляк в своем выступлении дал практические советы и рекомендации относительно использования ПД в коммерческих целях. Основными факторами, влияющими на внедрение бизнес-процессов по защите ПД, по словам Владислава являются:
– принятие законодательства, в т.ч. введение ответственности;
– унификация внутренних политик (policy) в дочерних компаниях;
– повышение интереса потребителей к вопросу о защите их данных;
– усиление конкуренции и охраны коммерческой тайны;
– стремление к прозрачности, построение доверительных отношений с клиентом;
– внедрение новых методов рекламы, маркетинга и продаж;
– появление товаров, которые «умеют» собирать информацию о хозяине (геолокация; online behavioral advertising).
Для компаний, желающих организовать защиту ПД, господин Подоляк рекомендует определить, какие ПД действительно необходимы для бизнеса в обозримом будущем, определить, в чем конкретно состоят коммерческие цели сбора информации, «точки сбора» ПД, а также возможные способы коммуникации с клиентом (в том числе, если коммуникация понадобится для исполнения юридических формальностей). Владислав привел детальный обзор документов, необходимых для регистрации баз ПД, дал разъяснения относительно составления анкеты для сбора информации, а также описал способы получения согласия субъекта ПД на их обработку.
Господин Подоляк также подчеркнул, что многие компании при разработке анкет потребителей (клиентов), которые используются для опросов, выдачи клиентских карточек или введения программ лояльности, имеют ряд недостатков по отношению к документированию согласия клиента на обработку его персональных данных компанией.
«Клиенты начали проявлять интерес к защите своей персональной информации зачастую из-за несанкционированной передачи их данных третьим лицам, которые навязывают ненужные услуги», - отметил Владислав Подоляк. «Построение доверительных отношений с клиентом невозможно без защиты их персональных данных, а последняя требует квалифицированной юридической консультации». Такие выводы господина Подоляка подтвердила представитель Госкомнадзора Российской Федерации (контролирующий орган по защите персональных данных) госпожа Юлия Забудько, которая привела неоднократные примеры, когда клиенты отказались от услуг компаний, которые не обеспечивают защиту персональных данных своих потребителей.
О фирме
Основанная в 1992 году, «Василь Кисиль и Партнеры» является украинской юридической фирмой, предоставляющей интегрированное юридическое сопровождение в сферах банковского и финансового права, слияний и поглощений, рынков капиталов, конкурентного права и международной торговли, разрешения споров, налогового законодательства, энергетики и природных ресурсов, интеллектуальной собственности, труда и занятости, недвижимости и строительства, а также ГЧП, концессий и инфраструктуры.
В число клиентов фирмы входят такие известные во всем мире компании, как Alpcot Agro, Africa-Israel Group, Astellas Pharma, BASF, Bayer Consumer, BNP Paribas, British American Tobacco, Central European Media Enterprises, Coca Cola, Credit Agricole Group, Danone, Dell Inc., Du Pont, Energy Standard Group, Eurosport, Google, IKB Deutsche Industriebank , LG Electronics, Leroy Merlin Ukraine, Lukoil, Metso Automation Oy, Moody's, Mott MacDonald Limited, NCH Capital, Novacke chemicke zavody, Opel, Philips, Pioneer, Red Bull, Russian Standard Bank, St. Sophia Homes, SEB AB, SEB Group, Swedbank AB, Seven Hills, Shell, Standard Charted Bank, Tchibo, UniCredit Group, Vanco International / Vanco Energy, Volkswagen, VympelCom, YouTube и др.