Для системных реформ необходима единая позиция президента, премьера, главы Нацбанка, министров, партийных лидеров. На ее основе, а также общих взглядов на развитие страны строится экономическая политика, правительство разрабатывает программу антиинфляционных мер. Но сейчас слаженной работы не получается. Если президент не может изменить ситуацию, нужно идти на досрочные президентские и парламентские выборы.
Чем сейчас занимается бывший премьер-министр Украины?
— После должности премьера любая работа — это затянувшийся отдых. Сегодня я заведую кафедрой в Академии муниципального управления. Стал профессионально преподавать, хотя, даже когда был премьером, всегда приходилось кого-то учить. Кроме того, я советник председателя наблюдательного совета банка «Даниэль», член Совета старейшин, куда, кроме меня, входят другие опытные политики — Леонид Кравчук, Евгений Марчук, Витольд Фокин, Сергей Комиссаренко. Мы периодически собираемся, обсуждаем политэкономическую ситуацию в стране и потом отсылаем наши предложения в аппараты президента и премьера. К сожалению, Виктор Ющенко нас игнорирует и не откликается на предложения о встрече. Хотя тем для разговора немало. Я, например, считаю, что завоз дешевых продуктов в страну чреват гибелью собственного производства. Наша традиционно аграрная страна рискует стать зависимой от других поставщиков. Чтобы решить эту проблему, нужны серьезные реформы.
Для проведения которых необходимо политическое единство. Как, по вашему мнению, преодолеть кризис, вызванный противостоянием премьера и президента?
— Для системных реформ необходима единая позиция президента, премьера, главы Нацбанка, министров, партийных лидеров. На ее основе, а также общих взглядов на развитие страны строится экономическая политика, правительство разрабатывает программу антиинфляционных мер. Так делал я, так делали все руководители правительств во все годы. Но сейчас слаженной работы не получается. Если президент не может изменить ситуацию, нужно идти на досрочные президентские и парламентские выборы. Существующая коалиция работать не будет. Всегда найдутся один-два человека, которые не будут участвовать в голосовании.
Может быть, стоит идти не на очередные досрочные выборы в парламент, а просто переформатировать коалицию? Как вы оцениваете возможность коалиции между Партией регионов и НУ—НС или ПР и БЮТ?
— Менять коалицию однозначно нужно. В нынешней слишком много разногласий, конфликт между идеологически близкими БЮТ и НУ—НС уже сильнее, чем между каждой из них и Партией регионов. У Ющенко не было таких противоречий даже с премьером Януковичем после объявления о досрочных выборах. Коалиция в формате БЮТ и ПР мне кажется невозможной — Юлия Тимошенко слишком много критики адресовала Виктору Януковичу и его правительству. Такой конфликт уже не замнешь. Идеальной была бы коалиция в формате ПР — НУ—НС — Блок Литвина. Но для этого партии должны подписать меморандум и пожертвовать интересами, из-за которых постоянно конфликтуют: НАТО, государственный статус русского языка, ОУН—УПА, проблема двойного гражданства.
— Уверен, меня легко переизбрали бы. Но не знаю, ради чего возвращаться
Меморандум был подписан между НУ—НС и БЮТ. Тем
не менее конфликтов избежать не удалось.
— Действительно, сколько бы ни подписывалось меморандумов, их никто не выполняет. Но та коалиция была создана исключительно для избрания Тимошенко премьером. Цель была достигнута, коалиция работать перестала. Тяжело обеспечить стабильность, когда в коалиции количество депутатов только на одного человека превышает необходимый минимум. Если бы к ним присоединился Литвин, она была бы стабильнее. Мне кажется, что стойкость коалиции стоила кресла спикера.
Вы считаете досрочные выборы выходом из кризиса. Но изменят ли они соотношение сил в парламенте? Ведь если ПР не получит большинство, коалициада повторится. Причем с теми же участниками.
— У ПР есть шанс получить большинство только в том случае, если они уже сейчас сосредоточат свои усилия на предвыборной агитации. Сегодня для них ситуация сложнее, чем была перед всеми предыдущими выборами. Они потеряли свой авторитет на юге и востоке Украины, абсолютно игнорировали работу в ее центральной части. Теперь даже Днепропетровская область их уже не так активно поддерживает. Им надо сосредоточиться на работе в центре и на юге Украины. Баланс сил необходимо подтянуть. Если гегемона одной партии не получится, вероятной коалицией по-прежнему будет союз ПР — НУ—НС — Блок Литвина. Но, мне кажется, что нужно искать еще одну силу, которая могла бы участвовать в выборах и стабилизировать коалицию.
Какие из существующих сил могли бы претендовать на эту роль?
— Сложно сказать. Мне кажется, что нужно создавать принципиально новую партию на базе тех политиков, которым тесно в существующих партиях. Думаю, такая сила вот-вот появится, потому что нынешним партиям нужен стабилизатор.
Как вы оцениваете попытки создать партию власти при Ющенко? Сначала был создан Гарт, потом Единый Центр.
— За счет админресурса никогда не получалось сформировать внятную силу. Нужна политическая позиция, программа, идеология, под которую набирают людей. У нас же наоборот — призывают госслужащих, чиновников, представителей других партий уходить в некое новообразование, которое еще надо создать. Поэтому, думаю, из партии Криля ничего не выйдет. Наша Украина и Народная самооборона тоже в свое время партиями не были — их создавали под конкретные проекты. Оттого и депутаты их разругались и выступают друг против друга в рамках НУ—НС.
Есть ли у Ющенко шанс второй раз выиграть
президентские выборы?
— Если бы он сам верил в свои силы, то принял бы решение о новых выборах еще месяц назад. Но сейчас он вынужден улучшать свой имидж. Ющенко, конечно, может попытаться договориться с Юлией Тимошенко о том, что она будет премьером с широкими полномочиями. Но его гарантиям уже никто не поверит. Кроме того, те, кто хотят голосовать за Тимошенко, вряд ли проголосуют за Ющенко.
А если Ющенко на тех же условиях договорится с Януковичем?
— Думаю, Янукович согласится. Но, скорее всего, он пойдет на выборы самостоятельно, потому что у него есть шанс стать президентом, если избирательная кампания будет правильной. Виктор Федорович достаточно популярен.
Как вы считаете, не слишком ли большое участие в политической жизни страны принимает Секретариат президента?
— Я не вижу, чтобы Секретариат проводил свою политику. Просто идет небольшая драка премьера с президентом, и она экстраполируется на отношения премьера с Секретариатом. Кидать камни в Ющенко не получается, поэтому кидают камни в Балогу. Нужно понимать, что Ющенко и Тимошенко играют на одном электоральном поле, и каждый хочет получить лучший результат в борьбе за выход во второй тур президентских выборов.
Секретариат президента равнозначен Администрации президента эпохи Кучмы?
— Глава Администрации президента — это человек, стоящий между президентом и всеми остальными. Он готовит документы, проекты постановлений президента, анализирует законопроекты парламента. Любая фигура будет немного скандальной. Такими были и Дмитрий Табачник, и Владимир Литвин, и Виктор Медведчук. Такой и Виктор Балога. Но тотального блокирования доступа к телу президента не было никогда. Не было такого, чтобы к Кучме никто не мог попасть.
Леонид Кучма в свое время многозначительно говорил: мол, еще посмотрим, какой будет Украина без Кучмы. Какой вы ее видите?
— До 2000 года Кучма был прогрессивным президентом и провел много реформ, в том числе и для вступления Украины в ЕС. После убийства Георгия Гонгадзе, когда Леонида Даниловича обвиняли в нарушении демократических принципов, он начал делать крен в сторону России. Нестабильность, царящая в политикуме, зародилась в 2001-2002 годах в парламенте и проявилась на президентских выборах в 2004 году. Тогда же началось противостояние востока и запада в Украине. Но при Кучме политики и руководители высокого ранга не позволяли себе оскорблять друг друга. Сейчас же подорвано доверие к власти как в центре, так и на местах. Кроме того, считаю, что раньше правительства были профессиональнее. Сейчас, кроме Юлии Тимошенко, никто не может выступить ни с отчетом о состоянии экономики, ни с проектом реформ любой отрасли.
Популярно мнение о том, что, если бы в 2004-м
кандидатом от власти был не Виктор Янукович, а кто-то менее одиозный, например,
Сергей Тигипко, то исход выборов мог бы быть иным и не было бы оранжевой
революции. Почему все-таки провластным кандидатом стал Янукович?
— Я часто слышу, что если бы не Янукович, оранжевые не выиграли бы. Действительно, милиционеры, работники судов и прокуратуры заявляли, что просто не могут голосовать за бывшего заключенного. Но это говорилось уже после выборов. Тогда сильнее Януковича кандидата не было. В 2003-2004 годах на Донбассе его поддерживали как Кучму по всей стране в середине 1990-х, как Ющенко в 2004 году в Киеве — как действительно народных избранников. У Сергея Тигипко не было такой финансовой и электоральной поддержки, какая была у Януковича. Тогда он лучше всех выглядел премьером — за ним стояла и Донецкая область, и самая сильная в Украине финансовая группа. Харьков пытался создать равную группу, но ничего не вышло. Поэтому альтернативы Януковичу не было.
В чем феномен Ющенко? Его карьера развивалась стремительно: глава НБУ, премьер, кандидат в президенты от оппозиции, тем не менее он не производит впечатления активного игрока.
— Он довольно скрытный человек, о нем всегда мало знали. Ющенко работал в банке «Украина», потом в НБУ. Там ему помогали Владимир Стельмах и Вадим Гетьман, но Нацбанк — замкнутая структура, и информация оттуда почти не просачивается даже в другие госорганы. Когда Ющенко стал премьером, ситуация в стране была стабилизирована предыдущим правительством — не было задолженностей по зарплатам, рос ВВП, была отработана система управления. Он пришел в декабре, а с января следующего года начался интенсивный рост экономики — все лавры достались ему. Когда его сняли, все ругали Кучму. До 2004 года никто не знал, что он за человек. Мало известно и сегодня. По сути, у Ющенко нет окружения, кроме Балоги, даже советников к нему не допускают.
А как он стал премьером?
— Он был выгоден определенным кругам, и поэтому его назначили, подвинув меня. Пока я не могу сказать, кто стоял за этим. Но точно знаю, что о его кандидатуре напрямую договаривались с Кучмой.
А как вы стали премьером?
— Сняли Лазаренко, была сложная ситуация, масса нарушений в газовой сфере, бюджете. Нужны были позитивные изменения в экономике, необходимы были люди, работающие системно и прогнозированно. Во время прогулки по Конча-Заспе с Кучмой он сообщил мне, что будет предлагать на должность премьера мою кандидатуру.
Почему вместо вас лидером партии стала Людмила Супрун?
— Обычно лидера меняют, чтобы партия развивалась более интенсивно, но мне кажется, что в этом случае была совершена ошибка. Назначение Супрун стало попыткой одних товарищей выслужиться перед другими ради собственной выгоды. А то, что произошло с НДП — катастрофа. С 2006 года партия почти ничего не делала, не подготовила даже новых программных документов, с которыми должна подходить к следующим парламентским и президентским выборам. Было 300 тысяч партийцев, сейчас осталось где-то 150 тысяч. Жаль, конечно, но конъюнктура нас уничтожила.
Почему не пошли на выборы с другой политической силой?
— Для меня это принципиальный вопрос. Мне стыдно сотрудничать с теми силами, которые не могут договориться друг с другом. Да и напрашиваться не хочу.
Вы рассчитываете вернуться к управлению НДП?
— Непростой вопрос. Мне и сейчас звонят однопартийцы, предлагают вернуться. Уверен, меня легко бы переизбрали, но я не знаю, ради чего возвращаться. Партия обходится дорого, это очень серьезный вопрос. Идти к каким-то спонсорам не хочу, потому что ценю независимость.
Кто он
Опора экс-президента
Карьера Валерия Павловича Пустовойтенко — образчик идеальной карьеры советского времени. После восьмилетки трудился токарем на Одесском заводе имени Октябрьской революции. Потом окончил Днепропетровский инженерно-строительный институт, работал мастером в тресте Днепрстроймеханизация, руководил этим трестом, был председателем райсовета, возглавлял Днепропетровский горисполком. С распадом СССР председатель горисполкома со знакомствами в промышленных кругах, не меняя кресла, стал мэром Днепропетровска. В годы первичного перераспределения капиталов в громких скандалах не участвовал, в тесных связях с местными олигархами замечен не был. Эта слава досталась его преемнику Павлу Лазаренко. Сам Пустовойтенко в 1993-м перевелся в Киев на должность министра Кабмина. Затем стал народным депутатом и в 1997 году, наконец, — премьер-министром Украины. Через год этот пост был потерян, и Валерий Павлович возглавил провластную Народно-демократическую партию. Еще год Пустовойтенко руководил Министерством транспорта в правительстве Кинаха, затем покинул исполнительную власть.
Во власти законодательной его дела сначала шли неплохо. Валерий Павлович возглавлял Народно-демократическую партию, создавал объединение «Злагода», поддерживавшее инициативы Леонида Кучмы. На президентских выборах 2004 года Пустовойтенко — лидер движения «Разом заради майбутнього» в поддержку кандидата Виктора Януковича. Выборы-2006 НДП проиграла. А в мае того же года лидером НДП была избрана Людмила Супрун. Спустя пару месяцев Пустовойтенко удивил многих, согласившись стать заместителем столичного мэра Леонида Черновецкого. Но через месяц написал заявление об увольнении с занимаемой должности. И ушел в так называемый Совет старейшин Украины, объединяющий когорту «экс» (в том числе экс-премьеров Витольда Фокина, Евгения Марчука).