До недавнего времени украинские эмигранты ассоциировались исключительно с грубой рабочей силой. Считалось, что в поисках лучшей жизни на заработки выезжают отечественные строители, домработницы и прочие представители чернорабочих профессий.
Однако покидают страну не только самые сильные, но и самые умные. Речь идет о так называемой утечке мозгов — массовой миграции высококвалифицированных кадров. И если в советские времена в основном говорили о бегстве ученых и инженеров, то в годы независимости полноводной рекой за границу потекли IТ-специалисты. «Их тысячи. Но проблема не в том, что их много, а в том, что они — одни из лучших, кто у нас был», — сокрушается директор проекта zakaz.ua Егор Анчишкин, один из основателей популярного на Западе сервиса видеопоиска Viewdle.
Почему от нас уезжают? В основном по экономическим причинам. «В Украине невозможно сделать бизнес, дать детям качественное образование, быть спокойным за себя и семью», — объясняет Денис Довгополый, основатель бизнес-инкубатора GrowthUp. Впрочем, если вспомнить прошлогодний побег из Украины Дениса Олейникова, основателя онлайн-сервиса ProstoPrint, то эмигрировать начали и по политическим мотивам.
Так было всегда
Утечка мозгов в Украине была всегда. Взять, к примеру, Макса Левчина, одного из создателей крупнейшей в мире системы электронных платежей PayPal, которую в 2002 году eBay купила за $1,5 млрд, он же — бывший вице-президент по разработкам в Google. В начале 1990-х годов ныне известный на весь мир программист с семьей (отец — поэт и прозаик Рафаэль Левчин, мать — физик-теоретик Лилия Зельцман) эмигрировали в США. В 1997-м Левчин-младший окончил Иллинойский университет, кузницу нобелевских лауреатов, а затем переехал в Кремниевую долину, где работал в том числе над PayPal.
В 2010-м бывший киевлянин продал еще один стартап Slide (виджеты в соцсетях) компании Google за $182 млн. В прошлом году Левчин покинул Google, закрывшую Slide, но остался председателем совета директоров Yelp (поиск на рынке услуг). Сейчас он инвестирует собственные средства в перспективные стартапы на ранней стадии, являясь по сути бизнес-ангелом.
Большинство успешных IТ-эмигрантов отказываются ассоциировать себя с родиной. Например, один из основателей Google Сергей Брин, родившийся в Москве и эмигрировавший с семьей в США в 1979 году в возрасте шести лет, сравнивал Россию с Нигерией и в свое время, по одной из версий, высказывал благодарность отцу за то, что тот «увез его из СССР». «Очень быстро эти люди начинают вспоминать прежнюю жизнь в Украине как страшный сон и идентифицировать себя как украинцы или русские по национальности, но не как граждане этой страны», — говорит Денис Довгополый.
В последнее время уезжают не только подготовленные специалисты, но и юные айтишники, недавно окончившие технические вузы. Пять-десять лет назад из страны бежали 30-летние, сейчас средний возраст выезжающих — 20 «с хвостиком». «Ребята, с которыми я общаюсь, — это выпускники КПИ, поработавшие в Украине год-два и уехавшие в США, потому что им предложили место в eBay или в IT-компании. Таких людей сотни», — рассказал Контрактам на условиях анонимности один из основателей веб-компании, работающей на иностранного заказчика.
Не все из прибывших украинцев могут нормально интегрироваться в новое общество. Макс Левчин и Сергей Брин — скорее исключение, чем правило, поскольку эмигрировали в юном возрасте. «Единицы умудряются зарабатывать по $1 млн в год. Большинство наших живут на зарплату в $60-80 тыс., чего, в принципе, на жизнь и съемное жилье хватает, но для американского рынка — это не так много. Другое дело, что им тяжело адаптироваться в США, многие чувствуют себя чужими, потому что американцы ассоциируют выходцев из постсовестких стран с мафией, олигархами и хакерами», — говорит программист.
Но помимо сложностей с адаптацией, существует более серьезная проблема, о которой говорят социологи. Львиная доля уехавших вообще не планируют возвращаться в Украину.
Обещали вернуться
Опрошенные Контрактами эксперты уверены, что ничего страшного в том, что IТ-специалисты массово бегут из страны, нет. «Учитывая, что в Украине их потенциал не был бы реализован, государство не столько потеряло, сколько нашло. Благодаря этим людям в IТ-кругах создается имидж, что из Украины выходят умные управленцы в сфере технологий, и, возможно, это косвенно повлияет на будущий инвестиционный климат, на стоимость акций во время IPO тех же Luxoft, GlobalLogic или Ciklum, аутсорсинговых компаний, имеющих центры программирования в Украине», — комментирует программист.
Покидают страну не только самые сильные, но и самые умные
Ряд выехавших за границу айтишников регистрируют компании в США, но используют потенциал Украины как первой по величине страны в Восточной Европе по объему аутсорсинговых услуг. Фактически наши эмигранты создают офисы в Украине, куда набирают местных специалистов.
«Многие не рвут связей с родиной, тем более что специфика бизнеса позволяет им успешно управлять командой, находясь на другом континенте. Например, украинец Влад Воскресенский живет в США, но имеет представительство InvisibleCRM за океаном, в Украине и в соседней России», — говорит Виктория Тигипко, директор венчурного фонда TA Venture.
Некоторые эмигранты даже возвращаются в Украину. Так, Роман Хмиль, ныне директор украинского представительства Ciklum, в конце 1990-х годов уехал работать в США программистом. Спустя четыре года вернулся в Украину и с бывшим сокурсником Дмитрием Лисицким основал SourceValley, небольшую фирму по тестированию ПО, которая брала заказы у иностранцев.
По словам Романа Хмиля, ему помог зарубежный опыт и заработанные в США деньги. В 2005-м украинская компания слилась с американской фирмой Bonus-Tec, которую в 2006 году в свою очередь поглотила GlobalLogic (GL). Роман Хмиль шесть лет руководил украинским офисом GL, считающейся одной из крупнейших аутсорсинговых компаний Украины со штатом в 2 тыс. программистов. В начале 2012 года Хмиль возглавил местное представительство датской софтверной аутсорсинговой компании Ciklum.
Для программистов география не имеет значения, лишь бы компьютер и интернет были рядом. Самые отчаянные уезжают, к примеру, в далекую китайскую провинцию или на о. Бали. Связь с заказчиком и родными они поддерживают при помощи Skype. Единственное неудобство — большая разница во времени с Украиной.