Взвинченные биржевыми игроками цены на нефть могут упасть в 1,5 раза, если уменьшится спрос на топливо.
Рекордные для нефтяного рынка $147,5 за баррель, зафиксированные 11 июля на лондонской бирже ICE Futures, — реакция торговцев нефтью на полеты израильских военных самолетов над территорией Ирака. «Вероятность конфликта в нефтяном регионе вызывает огромные опасения инвесторов, поэтому рынок закладывает премию к цене нефти», — объясняет Адам Семински, главный экономист по энергетическому сектору Deutsche Bank. Биржевых торговцев беспокоит напряженность в Ираке, ситуация вокруг Ирана, активность повстанцев в нефтедобывающих районах Нигерии, ураганы в Мексиканском заливе вблизи нефтяных платформ. Это обоснованные опасения, говорят биржевые торговцы: баланс между спросом и предложением на мировом рынке очень хрупок и серьезные перебои в поставках неминуемо приведут к дефициту сырья.
Подобными аргументами прикрывается возросшая активность биржевых спекулянтов на рынке нефти. Она привела к формированию ценового пузыря, такое мнение все чаще высказывают экономисты, чиновники и даже топ-менеджеры нефтяных компаний. «Те, кто занимается спекуляциями, сейчас переключили внимание с финансовых рынков и недвижимости на рынки продовольствия и нефти», — заявляет Жан-Клод Юнкер, премьер Люксембурга и глава группы министров финансов Евросоюза.
Дефицита нет, но его ждут
Разрыв между добычей и потреблением возник в 2006 году. По данным Администрации энергетической информации США, в 2003-2005 годах производство нефти превышало потребление или было равным ему. Однако в 2006 году объем добычи составлял около 84,6 млн баррелей в день, а потреблялось 84,7 млн. В 2007 году разрыв увеличился. Спрос продолжал быстро расти, прежде всего, за счет Китая, а увеличение добычи затормозилось якобы из-за политической нестабильности, военных конфликтов в нефтедобывающих регионах, энергетического национализма. Страны Ближнего Востока, Россия и Венесуэла неохотно допускают иностранные компании к своим месторождениям.
Тем не менее тенденция не привела к возникновению дефицита нефти, подобного кризису 1970-х. Многие страны-потребители обладают значительными запасами, общемировой рост спроса существенно не уменьшил их. Коммерческие запасы нефти 24 наиболее развитых стран мира, объединенных в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в течение последних пяти лет находились на стабильном уровне — от 46 до 56 дней поставок. Причем в последние полтора года, когда цена подскочила с $60 до $130-140 за баррель (159 литров), они были близки к верхней границе этого коридора.
В 2008 году баланс спроса и предложения начал выравниваться. Рост потребления подорожавшей нефти значительно замедлился, прежде всего, за счет развитых стран. В первом полугодии в государствах—членах ОЭСР он уменьшился на 0,76 млн баррелей в день в основном за счет США, а предложение возросло. 22 июня Саудовская Аравия, крупнейший в мире производитель нефти, объявила об очередном решении увеличить добычу на 0,2 млн баррелей в день — до 9,7 млн с июля. При этом другие страны — члены Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) — Ливия, Алжир, Иран, Венесуэла, Катар — сообщили, что не видят необходимости в увеличении добычи, поскольку нефтеперерабатывающие заводы не заказывают дополнительного сырья. «На нашем рынке много нефти. У нас нет потребителей, стучащихся в дверь и требующих ее», — заявил Абдалла эль-Бадри, генеральный секретарь ОПЕК.
Однако ни статистика, ни заявления представителей нефтедобывающих стран не поколебали уверенности большинства аналитиков и биржевых игроков в дальнейшем подорожании энергоресурсов. Они снова опасаются. По мнению аналитиков-пессимистов, дефицит может возникнуть уже в ближайшие несколько лет. В доказательство приводятся данные Администрации энергетической информации США, согласно которым свободные мощности по добыче нефти в странах ОПЕК составляют всего 1,55 млн баррелей в день, тогда как в 1997-2002 годах они равнялись 3,1-5,7 млн. По данной оценке, инвестиции в разработку месторождений, заглядывая на 3-5 лет вперед, недостаточны. У биржевых игроков есть возможность выбрать, каким данным и прогнозам верить. Но на их выбор влияет небывалый приток капитала на рынок нефти в последние годы.
«Они никогда не видели нефтяной танкер»
Есть мнение, что основной драйвер роста цен на нефть в эти последние пять лет — система ценообразования с помощью фьючерсных контрактов. Такие контракты начали активно использоваться в нефтяной торговле на биржах в 1980-е. Первоначальный смысл фьючерсов — страховка от неблагоприятного изменения цен. Добывающая компания может продать фьючерсный контракт, предусматривающий поставку нефти через несколько месяцев, зафиксировав стоимость в момент заключения сделки. Если ко времени поставки цена упадет, компания окажется в выигрыше, если цена поднимется — недополучит прибыль. В такой страховке заинтересованы и покупатели нефти, в частности транспортные компании, и производители бензина. В отличие от других подобных контрактов (например, форвардных) фьючерсы можно перепродавать. Это привлекает на рынок спекулянтов, берущих на себя риски изменения цен. Основная часть нефти в мире продается за пределами бирж, но цены в договорах обычно привязаны к котировкам фьючерсных контрактов. Активность биржевой торговли нефтяными фьючерсами резко возросла. С 2003 по 2008 год число сделок с этими бумагами на Нью-Йоркской товарной бирже NYMEX увеличилось в три раза — с 182 тыс. до 558 тыс. в день. За минувший год на биржах NYMEX и ICE Futures Europe было продано более 31 млрд тонн нефти — в восемь раз больше, чем мировой объем ее добычи (3,9 млрд тонн, по данным BP Statistical Review of World Energy). На практике большинство контрактов не заканчивается поставкой нефти, а торги завершаются финансовыми расчетами.
Увеличение активности на NYMEX и ICE Futures Europe дает представление о масштабах привлечения спекулятивного капитала на рынок нефтяных фьючерсов, создавшего дополнительный бумажный спрос на этот энергоресурс. По словам Майкла Мастерса, управляющего партнера американской компании Masters Capital Management, на фьючерсные товарные рынки пришли инвесторы с фондового рынка, в частности инвестиционные и пенсионные фонды, соблазнившись перспективой роста цен на фоне напряженной ситуации на многих товарных рынках. Возникший у инвесторов интерес к товарным фьючерсам аналитики объясняют спадом на мировых фондовых рынках после краха доткомов в 2000-2002 годах и быстрым увеличением денежной массы властями США в 2000-х.
Рост спроса со стороны новых игроков, за которыми закрепилось название «индексные спекулянты», стал главным фактором подорожания нефти в 2003-2008 гг. Так думают представители ОПЕК, большинство американских и европейских чиновников и некоторая часть экономистов. «Финансовые спекулянты, скорее всего, никогда не видевшие нефтяной танкер, продолжают взвинчивать цены на нефть», — заявил министр энергетики ОАЭ Мохаммед аль-Хамли. В отличие от традиционных спекулянтов новые инвесторы покупают фьючерсы не для быстрой перепродажи, а чтобы держать их в ожидании значительного повышения цен. Эти игроки продают фьючерсы в основном только в конце срока их действия, чтобы затем сразу же купить новые. По оценке Майкла Мастерса, вложения спекулянтов в товарные рынки увеличились с $13 млрд в 2004-м до $260 млрд в марте этого года. И это далеко не предел. Нефтяные инвесторы в любой момент могут перенаправить деньги во фьючерсы с мирового фондового рынка, объем которого в 2004 году составлял $44 трлн. «Когда институциональные инвесторы решают вложить, например, 2% своего инвестиционного портфеля в товарные фьючерсы, они приходят на рынок с определенной суммой. Их не волнует цена за единицу товара, они купят столько фьючерсных контрактов, сколько им нужно по любой цене», — говорится в докладе Майкла Мастерса, подготовленном для слушаний в Конгрессе США. Доля спекулянтов на торгах нефтяными фьючерсами на NYMEX сейчас достигает 70%, тогда как в 2000 году она составляла только 32% — таковы выводы подкомитета по надзору и расследованиям Конгресса США, который в июне рассматривал ситуацию на рынке нефтяных фьючерсов. Повышение цен здесь имеет «типичные признаки мыльного пузыря», когда инвесторы массово вкладывают деньги в постоянно растущие бумаги, считают аналитики инвесткомпании Lehman Brothers.
Пузырь лопнет?
В конце мая—начале июня цена нефти за полторы недели понизилась на $10 — до $122 за баррель, чтобы затем примерно через неделю подскочить до $134-138. В начале июля нефть перешагнула отметку в $147 за баррель, но за следующие две недели откатилась более чем на $20. Такие ценовые пируэты могут свидетельствовать, что инвесторы находятся в постоянной готовности начать распродажу фьючерсов.
Толчком для ухода инвесторов с нефтяного рынка может стать замедление роста спроса на нефть в этом или в следующем году. Сокращение потребления затронет не только развитые страны. Индия, Малайзия и Таиланд уже уменьшили государственное субсидирование бензина, что привело к повышению розничных цен на топливо в этих странах. Резкое подорожание нефтепродуктов всегда приводило к сокращению потребления бензина и дизтоплива. Чем большим будет падение спроса, тем более быстрым и значительным будет ценовой откат.
В атаку на нефтяных спекулянтов готовятся и американские законодатели. Конгресс США начал обсуждение пакета законопроектов, которые, как предполагают их инициаторы, свяжут руки крупным инвестиционным фондам, имеющим сейчас возможность толкать цены на нефть вверх. «Если убрать спекулятивную составляющую, цена нефти опустится примерно до $80 за баррель», — полагает глава компании Petroleos Mexicanos Хесус Райос.
Сокращение спроса и ограничения для биржевых игроков не помогут сбить цены лишь в одном случае, если причиной резкого притока капитала на рынок нефтяных фьючерсов был не инстинкт спекулянтов, ожидавших роста цен на нефть, а увеличение массы денег в мировой экономике. В десять последних лет США ускорили работу печатного станка, чтобы оживить экономический рост. В 1998-2007 годах объем долларовой денежной массы (М2) увеличился на 83%, в два раза превысив темпы роста предыдущего десятилетия. Резко увеличился объем денежной массы и в еврозоне: в последнее пятилетие годовые темпы прироста находились в пределах 5,5-11,1%. В таком случае подорожание нефти окажется началом глобальной инфляции, которая приведет к изменению масштаба цен в мировой экономике.
Взлеты и падения нефтяных цен
1973-1974 ОПЕК взвинтила цену с $3 до $12. Окрепшие после получения независимости добывающие страны значительно повысили налоги для нефтяных компаний, а затем национализировали месторождения. В 1971-1973 годах Mobil, Exxon, British Petroleum, Royal Dutch-Shell, ENI потеряли контроль над месторождениями в Иране, Ираке, Алжире и Ливии. В октябре-ноябре 1973 года арабские государства, члены Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), прекратили поставки в США и некоторые страны Европы, таким образом наказав их за поддержку Израиля в войне с Египтом и Сирией.
1979-1980 Нефть подорожала с $14 до $36 из-за революции в Иране. В январе-феврале 1979 года в Иране, занимавшем четвертое место в списке стран — крупнейших производителей нефти, произошла исламская революция. Результатом потрясений в стране стало падение в 1979 году добычи нефти на 40%. А в сентябре 1980 года против Ирана начал войну Ирак.
1986-1988 Цена упала до $14 за баррель из-за уменьшения спроса. Одним из результатов двадцатикратного подорожания нефти в 1970-е (с $1,8 за баррель в 1970-м до $36,83 в 1980-м) стало сокращение спроса. С 1979 по 1983 год потребление нефти в мире сократилось на 10%. При этом страны, не входящие в ОПЕК, в частности США, Великобритания, Норвегия, СССР, Бразилия и Мексика, увеличили добычу. До 1985 года цена держалась на уровне $25-30 за баррель, а затем упала из-за перепроизводства.
1998 Новый кризис перепроизводства сбил цену до $9 за баррель. Страны ОПЕК резко сократили добычу. В 2000 году котировки снова подскочили до $30-35 за баррель.
2003-2008 Опасения дефицита и приток капитала
загнали цену до $147. Новый этап повышения стоимости
сырья начался в 2003 году после войны в Ираке, располагавшем 9,5% мировых запасов
нефти. Дополнительный толчок ценам дал возникший в 2006-2007 годах разрыв между
объемами добычи и потребления. Новые ценовые рекорды — последствия многомиллиардных
вложений в нефтяные фьючерсы игроками фондового рынка.
По данным BP Statistical
Review of World Energy (июнь 2008 года), US Energy Information
Administration
Нехватка нефти — миф
По оценке компании BP, подтвержденных запасов нефти человечеству хватит на 41 год, если объемы добычи будут находиться на уровне 2007 года. Одной из главных причин стремительного подорожания черного золота являются опасения, что мир достиг пика добычи этого энергоресурса — момента, когда объем извлечения нефти из недр достиг максимально возможного уровня и дальше будет только сокращаться. Ранее пики предсказывались на 1995-2000 годы, затем на 2004 год, а сейчас прогноз передвинут на 2010 год.
Многие исследователи подвергают эти прогнозы сомнению. Новые технологии увеличивают число доступных запасов нефти и помогают извлечь больше сырья из уже открытых месторождений, говорится в отчете компании Cambridge Energy Research Associates (CERA). Кроме того, нефть будет добываться и из нетрадиционных источников: нефтяных песков, огромными запасами которых располагает Канада, и нефтяных сланцев. По мнению CERA, запасы нефти в мире более чем в три раза превышают оценку BP, достигая 3,74 трлн баррелей, что позволит избежать спада добычи в течение десятилетий.