Моторное (транспортное) страховое бюро (МТСБУ) надеется очистить рынок обязательного страхования автогражданской ответственности от неплатежеспособных страховых компаний (СК).
Именно этим бюро мотивирует последние изменения к законам относительно обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ОСГПО) собственников наземных транспортных средств, которые приняты в середине марта парламентом по инициативе МТСБУ.
Основные нововведения сводятся, прежде всего, к повышению размеров базовых гарантированных взносов в фонды все того же Моторного (транспортного) страхового бюро. Впредь платежи страховщиков в фонд защиты потерпевших составят 0,5 млн евро вместо сегодняшних 100 тыс. евро, а в фонд страховых гарантий – вообще 1 млн евро вместо 300 тыс. евро. Согласно закону, в случае банкротства той или иной СК все ее взносы останутся в МТСБУ, которое и будет расплачиваться с ее клиентами по полисам ОСГПО.
Кроме того, планируется создание еще одной структуры при МТСБУ - фонда обеспечения страховых выплат, куда СК должны будут перечислять часть премий от «автогражданки». Точный размер взносов в новое учреждение пока не известен. Он будет определен положением о фонде, и, по задумке законодателей, не сможет превышать уровень убыточности СК, рассчитываемый МТСБУ.
Как пояснил источник в МТСБУ, главная цель упомянутых нововведений - повышение надежности Моторного бюро как гаранта выплат. «Чем больше денег будет сконцентрировано в бюро, тем надежнее будет работать вся эта система. Страховщики же впредь будут иметь меньше маневра для демпинга, поскольку будут гораздо больше перечислять в МТСБУ», - уверен сотрудник бюро.
Дело в том, что на страховом рынке довольно много компаний, которые завлекают клиентов заниженными ценами на полисы. К тому же они платят своим агентам завышенные комиссионные, которые могут составлять 40-50% суммы заключенного договора (хотя по установленным правилам они не могут превышать 20%). «Работая таким вот образом, СК в конечном итоге становятся банкротами, уходят с рынка и ни за что не отвечают. За них потом «отдуваются» оставшиеся страховщики - члены Моторного бюро», - поясняет замдиректора Лиги страховых организаций Александр Залетов. По его мнению, новые нормы закона могут заставить нечестных страховщиков работать по «классическим правилам», то есть без демпинга и завышенных комиссионных.
Увеличение размеров взносов до 0,5 млн евро и 1 млн евро может привести к монополизации рынка
Хотя велика вероятность того, что многие такие компании вообще уйдут из бизнеса. Таким образом, рынок наконец-то очистится от недобросовестных игроков. Правда, вслед за недобросовестными игроками могут уйти и хорошие СК. «Если будет создан еще один фонд при МТСБУ, то страховщики не смогут самостоятельно управлять своими резервными средствами. Они фактически будут лишены возможности влиять на определение порядка использования этих средств и установление размера отчислений в фонд», - считает президент Украинской федерации страхования (УФС) Александр Завада. Как следует из его слов, многие страховщики против создания при МТСБУ фонда обеспечения страховых выплат. Ведь, по подсчетам страховых компаний, им придется перечислять в упомянутую структуру 50% полученных премий. Неудивительно, что Украинская федерация страхования обратилась к президенту страны Виктору Януковичу с просьбой ветировать Закон о внесении изменений к законам относительно обязательного страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств.
Кстати, далеко не все сотрудники Моторного бюро приветствуют норму о создании нового фонда. «У нас и так фондов достаточно. По-моему мнению, следует действующие фонды расширять с точки зрения их применения», - рассуждает источник в МТСБУ.
Что касается повышения размеров взносов в уже существующие фонды, то страховщики отчасти поддерживают эту идею: мол, повышать надо, но цифры должны быть просчитаны. А пока непонятно, откуда взялись 0,5 млн и 1 млн евро «защитных» отчислений в фонды? Судя по всему, размеры взносов никто и не просчитывал. «Почему 500 тыс. евро и 1 млн евро, а не 700 тыс. евро и 2 млн евро? На это никто не ответит. Это установочные цифры. Это из серии: возможно или невозможно это сделать», - поведал источник в Моторном бюро. Страховщики считают, что размеры взносов должны быть соизмеримы с размерами компаний. «Почему в условиях разделенного рынка эти нормы едины как для больших компаний, которые в год продают миллионы полисов, так и для тех, которые продают всего 10 тыс. полисов в год?», - недоумевает директор одной страховой компании.
По мнению Александра Залетова, увеличение размеров взносов до 0,5 млн евро и 1 млн евро может вообще привести к монополизации рынка. «Сегодня на рынке ОСГПО 80 компаний, а выполнить означенные требования по уплате в фонды смогут гораздо меньше. И все, кто не выполнят требования, будут вынуждены покинуть этот бизнес», - полагает Залетов. С его видением согласны и сотрудники МТСБУ: дескать, нововведения неизменно приведут к укрупнению рынка, и в этом ничего плохого нет. «80 компаний это очень много для такого маленького рынка. «Автогражданкой» должны заниматься крупные сетевые компании, поскольку этот вид страхования предусматривает довольно высокие административные расходы», - уверен источник в МТСБУ.