Купив компанию «Закарпат- полиметаллы», инвестор сэкономит на оборудовании и лицензиях для добычи золота. Однако производить в Украине драгметалл тоннами не удастся
Министерство промышленной политики ликвидировало государственную компанию «Украинские полиметаллы», созданную в 1998 году для реализации крупного проекта — добычи украинского золота в промышленных масштабах. Согласно планам чиновников, Укрполиметаллы должны были ежегодно добывать несколько тонн драгметалла. Наладить постоянную добычу золота не удалось: в лучшие годы Укрполиметаллы производили чуть более 100 кг золота. Сейчас разработка золотоносных месторождений и добыча драгметалла в Украине вовсе не ведутся. Единственный добытчик золота — компания «Закарпатполиметаллы» — простаивает второй год подряд.
$3 млрд под землей
По оценкам Государственного геологоразведочного института (УкрГГРИ), из разведанных в Украине запасов золота можно добыть более 100 тонн драгоценного металла. В начале июля цена килограмма золота превышала $30 тыс. — $962 за тройскую унцию (31,1 г) по курсу НБУ на 21 июля. То есть всего из украинских недр можно добыть золота на $3 млрд (в текущих ценах). При этом ученые не исключают, что 100 тонн — это далеко не все запасы. Могут быть открыты еще несколько золотоносных месторождений.
Наладить промышленную добычу золота Украина пытается с середины 1990-х. В 1996-м была принята государственная программа «Золото Украины», рассчитанная до 2005 года. Планировалось, что ежегодно в стране будет добываться до 600 кг золота. Основным поставщиком отечественного золота должно было стать одно из крупнейших золотоносных месторождений в Украине — Мужиевское в Закарпатской области. Специально под «золотой» проект создали госкомпанию «Закарпатполиметаллы», которую в 1998 году включили в Украинские полиметаллы. Интересно, что в Украинские полиметаллы вошли и горнорудные предприятия, не имеющие отношения к производству золота: Иршанский, Вольногорский, Полтавский, Орджоникидзевский и Марганецкий ГОКи. Все они впоследствии были приватизированы украинскими финансово-промышленными группами. Полтавским ГОКом ныне владеет Константин Жеваго, а Орджоникидзевским и Марганецким — группа «Приват» Игоря Коломойского. Мощности Иршанского и Вольногорского ГОКов арендуются компанией «Крымский Титан», подконтрольной Дмитрию Фирташу.
Кроме того, Украинские полиметаллы владели рядом ювелирных предприятий, компаниями по производству янтаря: «Бурштин», «Бурштинові копальні» и «Укрбурштин». Позднее янтарные активы объединили в госпредприятие «Янтарь—Украина».
К 2008 году единственно ценным активом в Укрполиметаллах оставалась компания «Закарпатполиметаллы». Кроме «золотых» активов, единственный золотодобытчик в Украине владеет блокирующими пакетами акций компаний «Ирша-Ильменит», «Валки-Ильменит» и «Межиреченский ГОK», участвующими в производстве двуокиси титана. Однако контроль над Ирша-Ильменитом и Межиреченским ГОKом принадлежит компании Ostchem Дмитрия Фирташа.
Цена вопроса
По оценкам геологов, в Мужиевском месторождении «закопано» 50 тонн драгметалла. «При использовании высокоэффективных технологий на этом месторождении можно добывать до 5 тонн золота в год», — посчитал заведующий сектором мониторинга минерально-сырьевой базы Украины УкрГГРИ Борис Малюк. То есть запасы Мужиевского месторождения позволяют вести активную добычу металла на протяжении минимум 10 лет. После истощения запасов, по словам специалиста, добытчикам придется провести дополнительную разведку и, возможно, удастся получить еще несколько тонн золота.
Радость спекулянта За 10 лет
золото подорожало в 3 раза
На крупных рудниках мира золото, как правило, добывают из открытого карьера. Мужиевское месторождение разрабатывают подземным способом. Здесь руду обогащают и химически обрабатывают — до получения драгметалла. На тонну закарпатской руды приходится всего около 5-6 г ценного металла (в мире экономически эффективной считается разработка месторождений с содержанием золота не ниже 7,8-8,3 г/т). По словам Бориса Малюка, современные технологии позволяют извлечь из руды 95% содержащегося в ней золота, однако большинство мировых золотодобывающих компаний извлекают от 75% до 90%. На Мужиевском месторождении можно добыть лишь 60% золота. Однако Мужиевское ценно не только золотоносными рудами, здесь можно добывать цинк и свинец. Правда, для производства этих металлов необходимо установить дополнительное оборудование, поскольку выделение свинца и цинка из руды технологически отличается от производства золота.
«В Западной Африке подготовка к освоению золотоносного рудника обходится инвесторам в среднем в $10-15 млн, у нас — $30 млн», — посчитал Борис Малюк. При этом подготовка к разработке может занять 5-6 лет. В процессе эксплуатации рудника придется тратить еще $20-30 млн ежегодно. Впрочем, на Мужиевском месторождении этап подготовки к освоению уже пройден.
Обычно крупнейшими покупателями продукции золотодобывающих компаний (в основном через аффинажеров — производителей слитков) являются центральные банки. Они выкупают золото, как правило, по цене на 10-20% ниже рыночной. Остатки продают ювелирным компаниям и спекулянтам. Рентабельность добычи золота по украинским меркам невелика — 10-15%, срок окупаемости инвестиций в отрасль обычно составляет 5 лет. Главное преимущество золотодобывающего бизнеса — постоянный рынок сбыта.
За время существования Украинских полиметаллов на Мужиевском месторождении добыто около 300 кг золота. Пик добычи пришелся на 2000 год, когда произвели 134,8 кг драгметалла. Причем на первых порах концентрация золота в руде была выше, чем сейчас: 12 г на тонну руды, но запасы такой породы быстро иссякли. Единственным потребителем золота украинской добычи была Госказна, закупавшая металл по ценам чуть ниже мировых. Постепенно уровень добычи упал: банально не хватило средств для дальнейшей разработки. С 2006-го Мужиевское месторождение простаивает.
Такое золото нам не нужно
Пока украинский крупный бизнес не заинтересован в добыче золота. Основная причина — высокий риск инвестиций. Геологоразведка подтверждает большое количество драгметалла в украинских недрах. Однако при реальной добыче может оказаться, что золота в руде содержится намного меньше, чем предполагалось, или извлечь драгметалл из породы сложно и неоправданно дорого.
Зарубежные стратегические инвесторы также мало интересуются украинской золотодобычей — в мире пока хватает крупных золотых рудников, где добыть драгметалл намного проще и дешевле, чем в Украине. Поэтому до сих пор на отечественные месторождения приходили в основном западные венчурные компании, созданные для реализации высокорисковых проектов. Одна из них — Ashurst Resources International, зарегистрированная на Бермудских островах и основанная несколькими канадскими бизнесменами. Предприниматели разместили акции компании на Лондонской и Канадской фондовых биржах, а также внебиржевом рынке США и привлекали деньги инвесторов для разработки украинских золотоносных рудников. Договориться же с украинским правительством об их покупке канадцам не удалось, и вскоре они покинули Украину.
На украинском золоте пыталась заработать небольшая австралийская горнодобывающая компания RGC Exploration. В 1996 году компания подписала меморандум с украинскими властями о создании совместного предприятия на базе Мужиевского месторождения. Потратив на подготовку проекта около $1 млн, RGC отказалась от его разработки: по мнению австралийцев, эксплуатация наших рудников совершенно невыгодный бизнес.
Мировая добыча золота в 2007 г., тонн
В 2003 году 6% акций Закарпатполиметаллов купила компания Zakar Resources. Иностранцы предложили стратегическую программу развития Закарпатполиметаллов на сумму $68 млн. Компания планировала добывать на Мужиевском месторождении 1,5-2 тонны золота в год. Чуть позже Zakar Resources вознамерилась купить контрольный пакет акций, но продавать госдолю правительство не собиралось, а потому инвестор прекратил финансирование.
В начале 2008 года о своем намерении инвестировать в украинское золото заявила британская European Minerals Corporation (EMC), добывающая драгметалл в Казахстане.
Инвестаналитики не исключают, что после расформирования Укрполиметаллов последует приватизация Закарпатполиметаллов. Ценность компании — в опыте разработки Мужиевского месторождения (другие украинские золотоносные рудники никто не осваивал в промышленных масштабах); наличие необходимых производственных мощностей и неполного пакета разрешений на добычу золота (разрабатывать месторождения можно только с полным пакетом документов). Будущему инвестору придется выбивать недостающие разрешения. Впрочем, добыча золота в Украине возможна и в обход Закарпатполиметаллов: для этого, по словам специалистов, инвестору придется купить на аукционе полный пакет документов на разработку месторождения с запасами золота, приобрести необходимое оборудование и произвести более тщательную геологоразведку. Цена вопроса — $100 млн. При ежегодной добыче даже 1 тонны металла бизнес на золоте с нуля в Украине окупится минимум через 10 лет.
Золотые страны
В 2007 году в мире добыто почти 2,5 тыс. тонн золота (+1,6% за год). Лидер отрасли — ЮАР, ежегодно добывающая около 270 тонн. В недрах африканской страны содержится 40% мировых запасов золота. Крупными производителями также являются США, Австралия и Китай, ежегодно добывающие более 200 тонн каждая.
Крупнейший золотодобытчик на территории бывшего СССР — Россия. В 2007 году в стране произвели тонн золота. В советские времена в России добывалась львиная доля золота — по 200 тонн ежегодно при общей добыче в 300 тонн. Вторым по объемам добычи был Узбекистан. Промышленная добыча золота в советской Украине считалась нецелесообразной, поскольку общие запасы драгметалла в республике были даже ниже ежегодного уровня всесоюзной добычи. Сейчас наиболее перспективными месторождениями в Украине считаются Мужиевское и Сауляк (Закарпатье), а также месторождения так называемого Украинского щита в Центральной Украине.
Как делают золото
добыча золотоносной руды в шахте
⇓
обогащение руды
⇓
химическая обработка
⇓
выплавка золота