Контракти.ua

Автор: Дмитрий Гонгальский —  7752  —  25.03.12
Вертолетчики с Грушевского: чем грозит разбрасывание денег накануне выборов
Вертолетчики с Грушевского: чем грозит разбрасывание денег накануне выборов

Председателя ФРС США Бена Бернанке многие экономисты за глаза называют Бен-вертолетчик. Такое прозвище он получил за так называемые меры по количественному смягчению. Проще говоря, чиновник считает, что единственный способ не свалиться Штатам в полномасштабный кризис — провести эмиссию.

Раздавая деньги банкирам, ФРС с их помощью финансирует дефицит американского бюджета и таким образом стране удается свести концы с концами. Конечно, у такого способа решения экономических проблем свои недостатки — надувание новых спекулятивных пузырей, увеличение инфляции и т. д. Но если не слишком усердствовать, то можно избежать падения ВВП и последующего краха. По крайней мере, произойдет сползание вниз, а не прыжок с 20-го этажа небоскреба.

Подобными играми занимаются практически все развитые страны. Украине же такой способ противопоказан в принципе, поскольку свеженапечатанные деньги моментально отправляются на валютный рынок со всеми вытекающими последствиями. Собственно, так и произошло в 2008 году. Если бы не «забота» об избирателе, кризис не был бы настолько масштабным.

Теперь же история может повториться. Правительство по поручению президента готовится с мая осчастливить украинцев. Запланированы повышение пенсий, выплата вкладов Сбербанка СССР, увеличение разных надбавок определенным категориям граждан и прочие социальные инициативы. Плюс ко всему правительство стремится запустить программу «Доступное жилье». Но даже без учета последней подарки потенциальным избирателям обойдутся в 16 млрд грн, из которых 11 млрд грн, если верить первому заместителю главы Администрации президента Ирине Акимовой, уже есть.

Представьте, что к вам зашел сосед одолжить денег на погашение старого долга, потому что ранее полученные от вас средства он намерен потратить на шопинг

Забавно, что указанный ресурс появится в результате перевыполнения планов по сбору налоговых платежей. То есть усилия налоговиков по выдавливанию соков из предпринимателей в 2011 году, так сказать, не пропали даром. Интересно, а что будет в 2012-м? За счет каких ресурсов будут лататься бюджетные дыры, если все свободные средства уйдут на социалку? Ведь в нынешнем году экономика уже не покажет такой посткризисной прыти, как в 2011-м или 2010-м. Для этого просто нет оснований. Ситуация с внешней торговлей ухудшается. Цены на газ даже не думают снижаться.

Реформы проводятся только в эфире известных телеканалов. По оценкам правительства, в нынешнем году ВВП страны вырастет на 3,9% против 5,2% в 2011-м. Всемирный банк еще пессимистичнее. Его прогноз — 2,5%. Этой же оценки придерживаются и многие украинские экономисты, особенно после весьма «обнадеживающего» января, продемонстрировавшего 2%-ный рост в годовом измерении. Для сравнения: в январе 2011 года экономика выросла на 6%. После таких результатов даже ожидания Всемирного банка выглядят безрадостно.

Замедление экономического роста обязательно приведет к сокращению темпов роста налоговых поступлений. Понятно, что слово «собрать» всегда можно заменить на почти уже ставшие синонимами: «выбить», «отсудить», «отбить». Но и здесь возможности не безграничны. И если сейчас на социалку бросят 11 млрд грн, то уже летом, после того как будут получены скромные сборы по итогам I квартала, придется задумываться о дополнительных ресурсах.

А ведь в 2012 году предстоят огромные выплаты по внешним долгам. Причем некоторые из них реструктуризировать вряд ли получится. Например, обязательства перед МВФ. До конца года страна должна вернуть Фонду свыше $3 млрд. Не случайно риторика премьера Николая Азарова уже напоминает легкий шантаж. Как заявил глава правительства, если МВФ не сможет предоставить второй транш кредита stand-by, то Украина будет иметь право ставить вопрос о том, чтобы Фонд не настаивал на погашении задолженности, которая образовалась в 2008-м. То есть если вы не предоставите кредит, мы не погасим долг. Почти классика 1990-х годов.

В правительстве наверняка догадываются, что Фонд точно не поможет. И оснований у него более чем достаточно. Представьте, что к вам зашел сосед одолжить денег на погашение старого долга, потому что ранее полученные от вас средства он намерен потратить на шопинг. Мол, извини, жена не поймет, ты ведь потерпишь.

А электорат, естественно, обидится, если обещанного «покращення» не произойдет за оставшиеся месяцы до выборов. Почти безвыходное положение для правительства. И развязка, по всей видимости, наступит уже следующей зимой.

Подарки избирателям в размере 11 млрд грн пойдут на валютный рынок. Резервы НБУ просядут еще на $1,5 млрд, если к этому процессу не подключатся спекулянты, что маловероятно. Отсутствие помощи от МВФ и, надо полагать, остальных международных финансовых организаций, всегда вторящих Фонду, приведет к потере еще $3 млрд. Добавим сюда платежи за газ, превышающие $1 млрд ежемесячно, падение спроса на украинский металл, наблюдающийся с конца 2011 года, и получим все условия для очередного кризиса. За выборы кто-то же должен заплатить? Так почему бы не расплатиться экономике.

Статьи по теме
В МВФ назвали суму бюджетної підтримки, яку потребує Україна цього року
В МВФ назвали суму бюджетної підтримки, яку потребує Україна цього року

Директор-розпорядник Міжнародного валютного фонду (МВФ) Крісталіна Георгієва заявила, що Україна потребує 42 млрд доларів бюджетної підтримки цього року, оскільки вона продовжує боротися проти російського вторгнення.
20.04 — 232

Глава МВФ назвала основну мету програми з Україною
Глава МВФ назвала основну мету програми з Україною

Програма Міжнародного валютного фонду з Україною на 2023-2027 роки передбачає надання 15,1 доларів. Але головне - це підтримка всіх країн.
19.04 — 190

МВФ дав прогноз курсу долара до гривні до 2029 року
МВФ дав прогноз курсу долара до гривні до 2029 року

Міжнародний валютний фонд прогнозує незначну девальвацію у 2024 році. Потім курс долара до гривні поступово зростатиме.
17.04 — 219