Контракты.ua

Автор: Дмитрий Гонгальский —  7634  —  25.03.12
Вертолетчики с Грушевского: чем грозит разбрасывание денег накануне выборов
Вертолетчики с Грушевского: чем грозит разбрасывание денег накануне выборов

Председателя ФРС США Бена Бернанке многие экономисты за глаза называют Бен-вертолетчик. Такое прозвище он получил за так называемые меры по количественному смягчению. Проще говоря, чиновник считает, что единственный способ не свалиться Штатам в полномасштабный кризис — провести эмиссию.

Раздавая деньги банкирам, ФРС с их помощью финансирует дефицит американского бюджета и таким образом стране удается свести концы с концами. Конечно, у такого способа решения экономических проблем свои недостатки — надувание новых спекулятивных пузырей, увеличение инфляции и т. д. Но если не слишком усердствовать, то можно избежать падения ВВП и последующего краха. По крайней мере, произойдет сползание вниз, а не прыжок с 20-го этажа небоскреба.

Подобными играми занимаются практически все развитые страны. Украине же такой способ противопоказан в принципе, поскольку свеженапечатанные деньги моментально отправляются на валютный рынок со всеми вытекающими последствиями. Собственно, так и произошло в 2008 году. Если бы не «забота» об избирателе, кризис не был бы настолько масштабным.

Теперь же история может повториться. Правительство по поручению президента готовится с мая осчастливить украинцев. Запланированы повышение пенсий, выплата вкладов Сбербанка СССР, увеличение разных надбавок определенным категориям граждан и прочие социальные инициативы. Плюс ко всему правительство стремится запустить программу «Доступное жилье». Но даже без учета последней подарки потенциальным избирателям обойдутся в 16 млрд грн, из которых 11 млрд грн, если верить первому заместителю главы Администрации президента Ирине Акимовой, уже есть.

Представьте, что к вам зашел сосед одолжить денег на погашение старого долга, потому что ранее полученные от вас средства он намерен потратить на шопинг

Забавно, что указанный ресурс появится в результате перевыполнения планов по сбору налоговых платежей. То есть усилия налоговиков по выдавливанию соков из предпринимателей в 2011 году, так сказать, не пропали даром. Интересно, а что будет в 2012-м? За счет каких ресурсов будут лататься бюджетные дыры, если все свободные средства уйдут на социалку? Ведь в нынешнем году экономика уже не покажет такой посткризисной прыти, как в 2011-м или 2010-м. Для этого просто нет оснований. Ситуация с внешней торговлей ухудшается. Цены на газ даже не думают снижаться.

Реформы проводятся только в эфире известных телеканалов. По оценкам правительства, в нынешнем году ВВП страны вырастет на 3,9% против 5,2% в 2011-м. Всемирный банк еще пессимистичнее. Его прогноз — 2,5%. Этой же оценки придерживаются и многие украинские экономисты, особенно после весьма «обнадеживающего» января, продемонстрировавшего 2%-ный рост в годовом измерении. Для сравнения: в январе 2011 года экономика выросла на 6%. После таких результатов даже ожидания Всемирного банка выглядят безрадостно.

Замедление экономического роста обязательно приведет к сокращению темпов роста налоговых поступлений. Понятно, что слово «собрать» всегда можно заменить на почти уже ставшие синонимами: «выбить», «отсудить», «отбить». Но и здесь возможности не безграничны. И если сейчас на социалку бросят 11 млрд грн, то уже летом, после того как будут получены скромные сборы по итогам I квартала, придется задумываться о дополнительных ресурсах.

А ведь в 2012 году предстоят огромные выплаты по внешним долгам. Причем некоторые из них реструктуризировать вряд ли получится. Например, обязательства перед МВФ. До конца года страна должна вернуть Фонду свыше $3 млрд. Не случайно риторика премьера Николая Азарова уже напоминает легкий шантаж. Как заявил глава правительства, если МВФ не сможет предоставить второй транш кредита stand-by, то Украина будет иметь право ставить вопрос о том, чтобы Фонд не настаивал на погашении задолженности, которая образовалась в 2008-м. То есть если вы не предоставите кредит, мы не погасим долг. Почти классика 1990-х годов.

В правительстве наверняка догадываются, что Фонд точно не поможет. И оснований у него более чем достаточно. Представьте, что к вам зашел сосед одолжить денег на погашение старого долга, потому что ранее полученные от вас средства он намерен потратить на шопинг. Мол, извини, жена не поймет, ты ведь потерпишь.

А электорат, естественно, обидится, если обещанного «покращення» не произойдет за оставшиеся месяцы до выборов. Почти безвыходное положение для правительства. И развязка, по всей видимости, наступит уже следующей зимой.

Подарки избирателям в размере 11 млрд грн пойдут на валютный рынок. Резервы НБУ просядут еще на $1,5 млрд, если к этому процессу не подключатся спекулянты, что маловероятно. Отсутствие помощи от МВФ и, надо полагать, остальных международных финансовых организаций, всегда вторящих Фонду, приведет к потере еще $3 млрд. Добавим сюда платежи за газ, превышающие $1 млрд ежемесячно, падение спроса на украинский металл, наблюдающийся с конца 2011 года, и получим все условия для очередного кризиса. За выборы кто-то же должен заплатить? Так почему бы не расплатиться экономике.

Статьи по теме
Українці взяли мікрокредитів на рекордні 50 мільярдів
Українці взяли мікрокредитів на рекордні 50 мільярдів

За перші три квартали 2021 року українські мікрофінансові організації видали 49 млрд грн мікропозик, що перевищило показник торік на 261 млн грн.
06.12.21 — 583

Українців готують до нових тарифів
Українців готують до нових тарифів

Міністерство енергетики найближчим часом представить нову модель механізму спеціальних зобов'язань (ПСО) на ринку електроенергії, яким, в тому числі регулюються і тарифи для населення.
21.05.21 — 734

До питання щодо рівня державного стимулювання споживчого попиту
До питання щодо рівня державного стимулювання споживчого попиту

В Україні – найнижчий в Європі рівень державного стимулювання споживчого попиту. Питання фіскального стимулювання споживчого попиту активно дискутується в національному експертному середовищі.
17.05.21 — 4620