Охлаждение отношений Украины с Евросоюзом происходит в унисон с ужесточением кредитной политики международных финансовых организаций. То, что иностранные кредиторы, выражаясь футбольной терминологией, «сушат игру», уже не вызывает ни малейших сомнений.
Теперь же стало понятно, что «матч может и не состояться при любой погоде». МВФ назначил нового главу миссии Фонда в Украине Кристофера Джарвиса, работавшего ранее в Беларуси.
Этот пункт в послужном списке Кристофера Джарвиса примечателен не столько географическими особенностями, сколько его итоговой ролью. В соседнем государстве он запомнился своей почти исторической миссией. Он тот, кто дал последний свисток окончанию не просто сотрудничества в рамках какой-то очередной кредитной программы, а практически полному завершению работы Фонда в стране. Сейчас МВФ в Беларуси выполняет функции скорее статиста, чем кредитора. Вполне возможно, что операция «Ликвидация» будет проведена и в нашей стране.
Разумеется, власти постараются сделать хорошую мину при плохой игре, заявляя, что, мол, специалисту из Беларуси будет легче понять проблемы Украины, проще договориться с руководством и легче пойти на уступки. Увы, ничего подобного не произойдет.
Кристофер Джарвис очень жесткий переговорщик. Об этом можно судить по его последним заявлениям в Беларуси. Когда летом прошлого года Минск оказался в финансовой блокаде, лишившись какой-либо возможности привлекать деньги на зарубежных рынках из-за крайне низкой платежеспособности государства, МВФ отказался от предоставления финансовой помощи. Власти Беларуси просили около $7 млрд. В свою очередь Кристофер Джарвис заявил, что правительству необходимо заморозить госпрограммы, остановить рост зарплат, повысить ставки на денежном рынке с тем, чтобы они превышали темпы инфляции. Минск, естественно, эти требования проигнорировал. Ну а Фонд отказался выделить кредит.
Эта история примечательна тем, что экономическая ситуация в Беларуси была накалена до предела. Даже Украина в 2008 году не переживала настолько мощных финансовых потрясений. Тогда МВФ пришел нам на помощь. Теперь же на Фонд можно не надеяться, даже если страна приблизится к финансовой катастрофе.
Сейчас МВФ в Беларуси выполняет функции скорее статиста, чем кредитора. Вполне возможно, что операция «Ликвидация» будет проведена и в нашей стране
Как известно, главное требование МВФ — повышение цен на газ для населения. Позиция властей — ни копейки больше. Президент Виктор Янукович в начале марта еще раз подтвердил твердость своих намерений: «Для нас это неприемлемо, мы не согласились на это и никогда не согласимся».
Похожей позиции придерживается и президент Беларуси Александр Лукашенко. Он даже раскритиковал свое правительство за слишком болезненные реформы и рекомендовал сконцентрироваться на защите благосостояния населения. МВФ, естественно, настаивал на противоположном.
Еще одна общая деталь. Получив от Фонда отказ, власти Беларуси тут же заявили, что страна справится и без его помощи. Вот цитата Лукашенко: «Золотовалютные резервы Беларуси существуют в «приемлемом объеме», и власти не планируют «напрягать ситуацию» и их тратить. Все остальное... нам дай Бог выплатить то, что мы взяли. Нам надо потихонечку расплачиваться, а не набирать дополнительных кредитов». А теперь сравните с фразой Виктора Федоровича: «Но, как говорят, что Бог не дает — все к лучшему. Мы не брали кредитов, нам в прошлом году удалось сократить внешние долги. Мы их возвращали и в прошлом году, и в этом. Они пиковые платежи на уровне 70–75 млрд грн ежегодно. Но другого пути у нас нет» (авторская стилистика и пунктуация соблюдена — ред.).
Жаль только, что лидеры двух государств забывают о цене, которую придется заплатить за отказ от дешевых кредитов МВФ, обменивая их на дорогие долги с политическими обязательствами. И Украина, и Беларусь вынуждены погашать в этом году займы перед Фондом, что отражается на сокращении золотовалютных резервов. Взамен будут привлекаться другие кредиты уже по совершенно иным ценам, поскольку дешевле, чем кредитует МВФ, денег не найти. Особенно если кредитные рейтинги находятся на спекулятивных уровнях.
Когда-то многие экономисты видели много общего в развитии Украины и России, только с отставанием на несколько лет не в нашу пользу. Теперь, похоже, можно ориентироваться на Беларусь с полугодовым лагом. И если накануне выборов президент начнет критиковать правительство за излишнюю реформаторскую прыть, хотя на самом деле происходит ухудшение уровня жизни при медленно деградирующей экономике, едва ли придется удивляться.
Можно сделать и другой прогноз. Например, привлечение накануне выборов кредитов от стран Таможенного союза. Вполне вероятно, что уже не МВФ будет советовать Украине, что и как реформировать для получения очередного транша, а вместо него нарисуется некий антикризисный фонд ЕврАзЭС. Его «бесценные» советы тоже предугадать несложно на примере Беларуси. У вас ведь еще осталось несколько стратегически важных активов, не получивших эффективных собственников? А в России так много хороших инвесторов!