До парламентских выборов еще далеко, а борьба за электорат уже началась. Выступая перед украинскими женщинами накануне 8 Марта, президент Украины Виктор Янукович наобещал с три короба.
Гарант заверил, что правительство не будет повышать цены на газ для населения, как того требует МВФ. «Сначала нам надо поднять доходы населения, а затем повышать цены. Поэтому требование Фонда поднять на 50% цену на газ для населения для нас является неприемлемым, мы на это не согласны и никогда не согласимся», — отметил президент. Потом он рассказал о новой социальной программе по улучшению жизни малообеспеченных слоев населения. Речь шла, в частности, о программе получения доступного жилья: необеспеченные украинцы смогут получать кредиты на покупку квартиры на 10–15 лет под низкие проценты. По подсчетам министра социальной политики Сергея Тигипко, реализация социальных инициатив потребует как минимум 16 млрд грн. Кстати, на днях премьер-министр Николай Азаров даже поручил в течение двух-трех недель разработать механизм, для того чтобы семьи со средним совокупным доходом около 4 тыс. грн могли участвовать в программах строительства жилья. Но льготное кредитование в Украине де-юре давно существует. В бюджете на 2012 год, например, на него выделено 113 млн грн. Только вот кто и как получает помощь — непонятно.
Пока президент обещал, а премьер-министр строил планы, Камбин успел отчитаться о проделанной работе. «С начала 2010-го до начала 2012 года размер фактически выплачиваемой минимальной заработной платы вырос на 35%. Украина опередила по этому показателю такие страны, как Польша, Эстония, Франция, Румыния, Турция», — сообщила пресс-служба правительства.
Но 35%-ный рост — все равно что капля в море. Минимальная заработная плата в Украине по-прежнему лишь на пару десятков гривен выше прожиточного минимума. С 1 января 2012 года, например, минимальная зарплата в Украине выросла до 1073 грн, а прожиточный минимум достиг 1017 грн. Для сравнения: в соседней Беларуси минимальная зарплата выше прожиточного минимума почти в два раза, а в Китае — почти впятеро.
Эмиссия гривни чревата девальвацией и резким ростом цен
Но на большее у отечественной власти просто нет денег. В Украине уже не первый год государственные расходы выше государственных доходов. По данным Минфина, в 2011 году дефицит госбюджета снизился до 23,6 млрд грн (около 1,8% прогнозируемого ВВП). Хотя эксперты уверены: реальные показатели выше — порядка 45,4 млрд грн (или 3,6% от ВВП). В 2012-м чиновники планируют свести бюджет с меньшим дефицитом — примерно 25,129 млрд грн. Но это в идеале. Как известно, основная доходная статья бюджета — почти 86% — налоговые поступления. А если экономика не растет, «выжать» из нее больше, чем она может дать, нельзя. Если предприятие сработало по итогам года в убыток, вряд ли оно заплатит налог на прибыль.
Чтобы как-то наполнить казну, народные депутаты предлагают вводить новые налоги. Хотя, по данным Всемирного банка, Украина лидирует в мире по количеству налогов: у нас в стране их 135. Уже почти полгода обсуждается так называемый налог на роскошь (доплачивать должны владельцы больших домов, квартир и земельных участков, самолетов и вертолетов, а также те, кто покупает дорогие телефоны и меха). А недавно появилась идея вернуть налог на бездетность, который в свое время действовал в СССР (нововведение коснется тех, кому за тридцать). Среди других обсуждаемых нововведений — лицензирование букмекерской и риелторской деятельности. Но такие поборы не добавят денег в бюджет: расходы на их администрирование, скорее всего, окажутся больше поступлений в бюджет. Можно, конечно, распродать госсобственность. Правда, как показывает практика, процесс приватизации в Украине напоминает банальный передел сфер влияния: выставленные на аукцион объекты задешево переходят в собственность нужных людей.
МВФ уже неоднократно рекомендовал украинской власти принять меры по консолидации бюджета. В частности, нам советовали увеличить налогообложение граждан, чьи ежемесячные доходы превышают 10 минимальных зарплат, а также повысить цены на газ для населения и теплокоммунэнерго. Но накануне выборов отечественная власть не намерена идти на непопулярные меры. А если денег в бюджете нет, то большая часть обещаний так и останется обещаниями. Хотя выход у правительства есть: всегда можно деньги напечатать, но положительный эффект будет очень кратковременным. Эмиссия денег обязательно повлечет за собой обесценивание нацвалюты и высокую инфляцию.