Новая политика России начинается с 5 марта 2012 года. И одновременно она будет политикой старой, так как в основе – мировоззрение и действие агента КГБ, ставшего выразителем «национального пути» РФ – полковника Путина.
Россия, которую он получил
Нынешняя Россия является хронически периферийной экономикой, и Путин – главный виновник такого положения дел. Он получает страну, в которой уровень бедности составляет 14,9%, безработицы - 6,1 %, инфляция - 4,7%, а уровень коррупции по шкале Transparency International в 6,1 балл уравнивает ее с Китаем. Из России, кроме сырьевых отраслей, бежит иностранный капитал: в 2011 году, по оценкам Сбербанка, ушло $70 млрд. При сосредоточении в России порядка 40% мировых природных ресурсов и Китай, и США, как лидеры двух мощнейших геополитических группировок, желают получить контроль над этими ресурсами.
В этих условиях Путин возвращается, чтобы защитить свою бизнес-империю, на страже которой стоят его верные друзья-силовики и деловые партнеры. Он возвращается, чтобы вывести построенный им режим на новый уровень. Править по-старому не получится: мир стоит на пороге геополитического кризиса. Западная модель общества всеобщего потребления трещит под натиском долговых проблем. При растущем количестве населения Земли количество ресурсов в ее стратегических кладовых уменьшается, и борьба за эти кладовые обостряется. Сделав в свое время логичную ставку на развитие сырьевой империи, Путин добился того, что ныне 56% доходов российской экономики составляют энергоресурсы. Сырьевая империя – придаток западного мира – построена, и Путин является ее главным акционером и управляющим. Он не может допустить, чтобы к управлению пришел кто-то другой, пусть даже и из родственного клана. И он будет удерживать власть любой ценой.
Путин возвращается, чтобы вывести построенный им режим на новый уровень
Устраивает ли Путина нынешнее положение дел? Лично ему ничего не угрожает. Деньги российской элиты находятся в западных банках, и об этом очень любят кричать российские патриоты – сторонники автаркии. Однако Путин понимает: долго удерживать Россию в состоянии стагнации не получится. Российский олигархат аккумулировал огромный финансовый ресурс, и этот ресурс можно направить либо на инвестиции вовне России, либо внутри. Но Запад не пускает российские деньги, понимая, чем это чревато в стратегической перспективе. Не рад им и Китай, создающий свою всемирную зону экономического господства.
Такая ситуация диктует два выхода. Первый состоит в том, чтобы разрешить российским олигархам финансировать стратегические объекты внутри России. Например, в порты, железную дорогу и все ту же добычу полезных ископаемых. То есть, туда, где монополия государства (читай, силовиков во главе с Путиным, эти объекты контролирующим) доселе была бесспорной. Однако допуск олигархов к приватизации – занятие опасное: могут появиться новые независимые игроки, которые будут сотрудничать с Путиным только до поры. Но развивать инфраструктуру нужно, а ресурсы бюджета для этого особо использовать не хочется. Зато хочется направить их на очередные «игрушки» в виде ракет, флотов и самолетов. Что позволит и очередные миллиарды «распилить», и имидж великой военной державы поддержать.
Второй выход – это искать ресурсы для дальнейшего освоения вне России, в рамках внешнего имперского проекта. В этом случае российские олигархи получают еще больший карт-бланш, становясь (при поддержке государства Российского) завоевателями новых экономических пространств, «конкистадорами», уничтожающими местные экономические элиты стран СНГ.
Поколение next против!
Еще одна причина, которая подталкивает Путина к изменениям в политике – это десакрализация его власти. Поколение, для которого «проклятые 90-е» кажутся не актуальными, поколение, представленное, в основном, классом мелких собственников и «офисным пролетариатом», стало главной силой протестов против третьего пришествия Путина. В условиях общества сетевых коммуникаций такие протесты полностью игнорировать нельзя. Тем более что не только гламурные москвичи, но и добропорядочно-провинциальные граждане не удовлетворены условиями своей жизни.
Украина – ключ ко всей евразийской политике Путина
Образ мудрого царя более не может сам по себе ретушировать проблемы, которые актуальны для россиян. Путинское правление не вписывается в представление о царстве справедливости, которым большинство российских обывателей считает СССР. А спекуляция Путина на советском наследии уже не работает: люди видят ее риторический, демагогический характер. Деградация провинции, демографический кризис, упадок социальной сферы и национальные противоречия делают Россию потенциально уязвимой для появления новых фигур, способных оттеснить Путина от кормила власти. И потому «национальному лидеру» нужно предложить России некую повестку дня, которая могла бы либо несколько улучшить существование большей части народа, либо же дать народу некую общую иллюзию и цель, как было во времена СССР.
Такой повесткой дня могут стать либо модернизация страны (проводимая, естественно, в сочетании с неизбежными лозунгами в возрождении величия России), либо некая форма внешней экспансии. Дмитрий Медведев пытался сочетать обе линии. Поэтому были и Сколково, и война в Грузии, и смешные по сути реформы в виде введения энергосберегающих лампочек, и воинственная риторика в отношении Украины. Путин также может пытаться сочетать эти курсы. Но ему, как правителю-практику и правителю-силовику, который видит себя президентом следующие 12 лет, придется определяться. Медведев мог позволить себе эксперименты, ибо был только «местоблюстителем» кресла в Кремле. Путин же должен выбирать.
Экстенсивная модернизация
Модернизация, если она будет выбрана в качестве главной стратегии на ближайшую каденцию, предусматривает еще большее усиление добычи сырья. Оно должно идти не только на экспорт, а и стать источником для развития внутрироссийской инфраструктуры. Это будут, в первую очередь, дороги, во вторых – строительство, и, в-третьих – научные разработки.
Сложнее будет с социальной сферой и ЖКХ – государство радо бы избавиться от них, но население уж точно не поймет. Для имиджа народного радетеля Путину нужно сохранять эти сферы под госконтролем, да и возможность подкупа избирателей путем бюджетных подачек всегда сохраняется.
При сценарии экстенсивной модернизации частный олигархический капитал будет привлекаться в добровольно-принудительном порядке к реализации инфраструктурных проектов, при сохранении надзорной функции государства над всеми инвестициями. Из внешних источников могут привлечь как китайский, так и западный капитал. Последний предпочтительней, так как новые трубы «Газпрома» идут в Европу, и, в условиях начинающегося геополитического противостояния, лучше иметь ее в постоянных союзниках.
Евразийская экспансия
Но, похоже, Путину как силовику, склонному к геополитическому теоретизированию, ближе идея евразийства и экспансии. Недаром он пишет статьи о Евразийском союзе. Евразийская идея во внешнем проявлении означает отвлечение народа от бед насущных призраком империи, максимальная эксплуатация великодержавного мифа, поддержание виртуально-патриотических проектов и постоянное давление на соседей по СНГ.
Евразийская парадигма предусматривает, что ресурсы для обогащения правящего класса РФ будут изыскиваться за пределами страны. Конечной целью можно считать установление экономической монополии России на постсоветском пространстве и оттеснение местных элит от распоряжения ресурсами бывших союзных республик. По сути – это экономическая реинтеграция СССР на капиталистических началах. Все этапы этого большого пути – Таможенный союз, ОДКБ, Евразийский союз – одновременно проекты геополитические и экономические. Они призваны обогащать российскую верхушку, в т.ч. военное лобби, лобби строителей трубопроводов, финансовое лобби и т.д.
Путин в образе мудрого царя более не может сам по себе ретушировать проблемы
Основной проблемой на этом пути является приручение либо устранение «заматеревших» за 20 постсоветских лет элит стран СНГ. Одно «воспитание» Лукашенко стоило нескольких лет и значительных материальных усилий. Нет гарантий и в иных государствах. Даже Казахстан может ожидать раскол после отхода от власти либо смерти Назарбаева. Отдельный разговор – о Грузии, но она представляет для Путина, скорее, моральную «занозу», чем реальный вызов. А вот Украина – ключ ко всей евразийской политике Путина, и тот главный вызов, на который он должен будет ответить в пределах своей шестилетней каденции.
Режимы Путина и Януковича схожи по сути (носят клановые черты и являются паразитическими), но не по факту. В Украине нет сырьевых сверхресурсов, здесь ниже уровень жизни (при ориентации на западную потребительскую модель) и наблюдается большая степень поляризации настроений общества. Как-никак, но европейская идея, как некий фетиш, в Украине популярна, в отличие от России, где даже у оппозиции доминирует безусловно имперское сознание. К тому же, власть Януковича не стала сакральной, и безусловным лидером народных симпатий он не является. Путин же с некоторой десакрализацией столкнулся только сейчас. И это обстоятельство лишний раз толкает его на конфликт с Украиной.
Прямая и явная угроза
Украинская верхушка это понимает, и стоит перед выбором: сдаться на более-менее почетных условиях, или как-то сопротивляться Путину. Пока что Янукович хочет решить все кадровыми перестановками, лавируя между «русским лобби» и собственной Семьей. Однако нажим Путина будет нарастать, и в условиях, когда Януковичу престанут подавать руку на Западе, склонить нашего гаранта к принятию российских условий будет легче. Начало будет положено газовым консорциумом, а затем можно ожидать и полноценной экспансии российского капитала. Возможно даже получение от России кредита с целью поддержать режим Януковича до 2015 года. При этом Россия будет держать в запасе неких кандидатов на замену нынешнему украинскому гаранту. Что вполне может произойти уже через три года.
И не исключено, что украинское общество в который раз может быть обмануто «демократическими» кандидатами в президенты, которые будут выдавать себя за «свежую кровь», будучи, на самом деле, представителями российских интересов.