В 2011 году украинская экономика выросла на 5,2% — таковы официальные данные. А вот в госбюджет-2012 правительство заложило прогноз роста реального ВВП лишь на 3,9%. Хотя даже такой показатель экономисты считают излишне оптимистичным. Дешевого газа от России Украина так и не добилась, а переговоры с МВФ при участии нового министра финансов Валерия Хорошковского, похоже, опять зашли в тупик.
В конце января Европейский банк реконструкции и развития в очередной раз пересмотрел прогноз по Украине и снова ухудшил оценку роста ВВП в 2012 году на 1 п. п. — до 2,5%. Аналогичной точки зрения придерживается и Всемирный банк. Отечественные специалисты более пессимистично настроены. «При сохранении текущего газового контракта с Россией рост реального ВВП не превысит 2,2%», — подсчитывает главный экономист Dragon Capital Елена Белан.
Впрочем, замедление темпов роста экономики — проблема не только Украины. Международные финансисты оценивают перспективы роста мирового ВВП в 2012-м на уровне 3–3,5%. Хотя еще полгода назад ожидания были на 0,5–1 п. п. выше. ВВП США, например, по прогнозам МВФ, вырастет всего на 1,8%, а еврозоны — и вовсе сократится на 0,5%. Охладеет даже локомотив мировой экономики: если в 2011-м ВВП Китая увеличился на 9,2%, то в 2012-м рост замедлится до 8,2-8,5%. В департаменте макроэкономических исследований при Госсовете КНР уточняют, что «данные показатели будут сохраняться при условии нормализации экономической ситуации в США и странах Европы».
Внешний фактор
Понятно, что рецессия в еврозоне не просто арифметически влияет на рост мирового ВВП. Европейские страны — торговые партнеры Китая, поэтому долговой кризис в ЕС непосредственно отражается на развитии экономики Поднебесной. Исследование «Индекс уровня глобализации», проведенное компанией Ernst & Young, показывает: несмотря на кризис, глобализационные процессы не просто продолжаются, а активно набирают обороты. За последние два десятилетия глобализация приостановилась только единожды — в 2009 году во время апогея финансового кризиса.
Замедление темпов роста экономики — проблема не только Украины
Понятно, что и ВВП Украины крайне зависит от внешних факторов. И зависимость эта будет усиливаться — до 2015 года развивающиеся страны станут локомотивами глобализационных процессов. Уже в 2012-м Украина может войти в зоны свободной торговли с ЕС и СНГ.
В Минэкономики подсчитали, как отразится на отечественном ВВП вхождение Украины в зоны свободной торговли с некоторыми странами. Например, ЗСТ с Израилем увеличит ежегодные темпы роста ВВП на 0,15 п. п., с Марокко — на 0,13 п. п., с Сирией — на 0,019 п. п., с Канадой — 0,005 п. п. Вступление в силу режима свободной торговли с Норвегией, Исландией, Швейцарией и Лихтенштейном (Европейская ассоциация свободной торговли) ускорит рост украинской экономики на 0,006 п. п. А торговля без ограничений с ЕС прибавит отечественному ВВП 2 п. п.
Аналогичное исследование провел и Евразийский банк развития. По оценкам его аналитиков, зона свободной торговли в рамках СНГ ускорит экономический рост Украины на 0,65 п. п. в год (к 2030-му положительный эффект снизится до 0,4 п. п.). Больший результат ожидает Украину, если она присоединится к Единому экономическому пространству: годовые темпы роста ВВП ускорятся на 1,15 п. п. (и на 0,73 п. п. к 2030 году). «Участие Украины в таком сотрудничестве позволит ее экономике получить 6% дополнительного роста (до 2030 года. — Ред.)», — подсчитывает председатель правления ЕАБР Игорь Финогенов.
Ложка дегтя
Правда, как показывает практика, интеграция и глобализация не всегда приносят пользу. В ВТО, например, Украина вступила еще в 2008 году. Тогда стране прогнозировали минимум 40% ежегодного прироста товарооборота и не менее $5 млрд инвестиций в год. Украинцам обещали дешевые авто и цены на брендовые одежду и обувь «как в Европе». Аграрии собирались накормить как минимум пол-Европы. На практике же наших торговых партнеров интересовали в основном сырьевые ресурсы — продукция химпрома и металлургии. Именно химики и металлурги существенно нарастили объемы экспорта, но ни аграрии, ни легпром такими достижениями похвастаться не могут.
В конце 2011-го, например, Украина начала переговорный процесс по созданию ЗСТ с Турцией. Но сами чиновники признают: новый режим хоть и будет способствовать увеличению товарооборота, но в то же время он может тормозить рост украинской экономики (на 0,19% ежегодно), а доходы госбюджета снизятся на 114 млн грн в год. Тем не менее переговоры с турецкой стороной продолжаются. В конце концов, соглашение о ЗСТ — еще одно подтверждение дружественных отношений между странами. Правда, хотелось бы, чтобы эта дружба была взаимовыгодной.