Свежий номер Businessweek посвящен Владимиру Путину. Он и на обложке, и внутри. Вопреки протестам, Путин готовится вернуться в качестве президента России. Но дни его сочтены, – уверен Джеффри Тайлер, автор главной статьи номера «Владимир Путин. Падение царя».
Россияне, пренебрегшие отрицательными температурами, чтобы участвовать 4 февраля в демонстрациях против Владимира Путина, были не столь либерально настроены, как надеялись на Западе. Они отличались от участников прошлогодних декабрьских митингов, – молодых и среднего возраста профессионалов. Некоторые из этих демонстрантов выплескивали гнев, назревавший в течение многих лет. Кто-то может назвать эти идеологии экстремистскими, но, учитывая темные, жестокие условия, в которых они возникли, они абсолютно естественны.
На Болотной площади, вдоль ледяной Москвы-реки, анархисты в черном несли плакаты с надписями «Сильное общество не нуждается в лидере», коммунисты с развевающимися малиновыми стандартами ратовали за бесплатное образование и здравоохранение, а шумные молодые националисты провозглашали «С нами Бог!» и «Россия для русских!». Несколько протестующих несли советские флаги: ностальгия по Советскому Союзу и статусу сверхдержавы сильна, даже среди молодых людей.
Путин и его приспешники вывели миллиарды долларов на оффшорные банковские счета
По оценкам организаторов митинга, на Болотной собралось порядка 120 тысяч человек – удивительная цифра, с учетом погодных условий. На следующий день на Поклонную гору пришли сторонники Путина: десятки тысяч человек мерзли под лозунгом «Нам есть что терять». По сообщениям прессы, многие учасники получили денежное вознаграждение или же пришли потому, что им угрожали увольнением с работы. Здесь вспоминали замученного Муамара Каддафи и утверждали, что оппозиционеры были на жаловании США. Зрители по команде скандировали «Россия за Путина!» и «Слава России!».
Россия разделена между теми, кто готов противостоять путинскому режиму, и теми, кто из страха или в личных целях, или даже просто по привычке хочет продолжения. Русские часто говорят, что страх перед хаосом и репрессиями уже у них в генах. Да и нет у них уверенности в том, что будущее будет лучше, чем настоящее. Трепет и заядлый пессимизм мотивируют некоторых людей поддерживать дьявола, которого они уже знают.
По всей вероятности, этого будет достаточно, чтобы Путин победил 4 марта на президентских выборах. В сентябре прошлого года Кремль заявил, что Владимир Путин, который занимает должность премьер-министра, планирует поменяться ролями с президентом Дмитрием Медведевым. Рейтинг одобрения Путина резко упал до 35%, но вскоре опять поднялся до 50% и выше. Если Владимир Владимирович победит на выборах и будет опять занимать эту должность 2 срока, то его пребывание на посту фактического лидера России, учитывая его предыдущие два срока и пребывание на посту премьер-министра, будет составлять 24 года – почти столько, сколько Сталина.
Однако, удивительная сила и устойчивость оппозиционного движения ставят под сомнение, сможет ли он удержаться у власти так долго.
Путин предпринимает усилия, дабы убедить иностранных инвесторов в том, что его новый срок будет для них выгоден. На московском форуме в начале февраля в качестве своих заслуг он перечислял относительно низкую инфляцию, минимальный государственный долг, скромный профицит бюджета и ежегодный рост ВВП на уровне 4%. Владимир Владимирович пообещал назначить омбудсмена, который будет заботиться о правах иностранных бизнесменов.
Россия разделена между теми, кто готов противостоять путинскому режиму, и теми, кто из страха или привычке хочет продолжения
Но разве Путин наслаждается законной поддержкой? Он руководил Россией в течение 12 лет, хотя в последние четыре года из Белого Дома (резиденция правительства), а не из Кремля. Побеждать он собирается не за счет голосов интернет-подкованных москвичей, у которых он никогда не был особенно популярен. Его опора – «массы», провинциальные горожане и сельские жители, которые получают информацию из новостей на государственном телевидении. Избирателям напомнят, что именно при Путине пенсии и зарплаты выплачиваются вовремя, и он именно тот рулевой, кто проведет Россию через бурные воды. Именно он не дал России сползти в пропасть и позволил не только возникнуть среднему классу, но и удвоить его доходы.
И все же представители среднего класса пришли 4 февраля на Болотную площадь с лозунгами «Россия без Путина!», «Долой Путина!» и «Путин, уходи!». За прошедшие годы взяточничество и коррупция увеличились пропорционально централизации власти Путина. Путин и его приспешники вывели миллиарды долларов на оффшорные банковские счета. Простые россияне устали от беззакония и произвола продажной элиты и ее лакеев.
Многие россияне выезжают за границу и понимают, что коррупция, пронизывающая все сферы жизни, это аномалия. Путин контролирует все и, следовательно, должен взять на себя вину за эти безобразия.
Парламентские выборы, состоявшиеся 4 декабря, были последней каплей. Демонстранты обвинили правительство в наглом обмане. Молодое поколение россиян, которому известна только жизнь при Путине, не склонно прислушиваться к словам предостережения своих старейшин, которые настороженно относятся к изменениям. В определенной степени, население делится на интернет имущих и неимущих, а также молодых и не очень молодых.
Несмотря на ощутимое недовольство российских улиц, нет никакой очевидной альтернативы Путину. Его самый грозный соперник – лидер Коммунистической партии Геннадий Зюганов, которого поддерживают ничтожные 8%. Правила регистрации исключили из гонки тех претендентов, кто мог бы баллотироваться на свои деньги и в предвыборный период откровенно говорить о недостатках правительства.
Победа Путина будет пирровой. Перспектива еще шесть лет терпеть его правление настроит общество против него
За бортом остались активисты, которые в течение многих лет были настоящей оппозицией. Старейший из них – экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. Но еврейское и армянское происхождение Каспарова не оставляет ему шансов на президентство, учитывая рост русского шовинизма и антисемитизма. Сергей Удальцов, лидер Авангарда красной молодежи и координатор Левого фронта, очень радикален, неоднократно осуждал Россию за «чудовищное социальное неравенство» и предсказал «восстание народа», если правительство продолжит игнорировать оппозицию. Он пугает своими взглядами тех, кто считает советское прошлое страшным.
Есть Алексей Навальный, блогер, который сейчас претендует на звание наиболее видного деятеля оппозиции. Стойкий русский националист и юрист по профессии, он попытался успокоить инвесторов и банкиров в Москве, призвав их не бояться демонстрантов. Во время своей юридической карьеры он выступал за права инвесторов, которых в России катастрофически не хватает. Но на данный момент ни он, ни другие оппозиционеры недостаточно хорошо известны, чтобы стать лидерами нации. Нет ни русского Манделы, ни москвича Гавела, которые бы объединили страну и наметили путь к светлому будущему.
В краткосрочной перспективе Путин выигрывает.
Что же ждет Россию? Суды отклонили большинство обвинений в фальсификации парламентских выборов 4 декабря. Владимир Чуров, глава Центральной избирательной комиссии, остался на своем посту. Эти два факта вызывают сомнения в честности предстоящих президентских выборов. Чтобы выиграть, Путин будет опираться на ручных губернаторов, которые «принесут ему голоса» из своих провинций.
И все же победа Путина будет пирровой. Перспектива еще шесть лет (как минимум) терпеть правление Путина окончательно настроит общественное мнение против него и его клана. Движение протеста может перерасти во что-то более бурное и опасное. Неофициальная оппозиция уже считает эти выборы мошенническими, так как законные кандидаты были лишены возможности принимать участие. Даже если граждане в провинции останутся на стороне Путина, население в крупных городах, в конечном итоге, предопределит исход противостояния.
Опора Путина – провинциальные горожане и сельские жители, которые получают информацию от государственного телевидения
Будет ли Путин, после избрания, применять оружие против демонстрантов, чье число должно увеличиться? Он не сомневался в применении силы в других местах: вспомнить хотя бы, жестокую войну против сепаратистов в Чечне. Но Россия сегодня совершенно другая страна, и насилие будет только стимулировать движение, которое он стремится свести к маргинализации. Это поставит под угрозу доступ режима к залам в Давосе, к курортам Европы, а также к зарубежным банкам. Если Путин прибегает к репрессиям своей элиты, стремясь сохранить свои привилегии на Западе, его возможно свергнуть.
Есть другой вариант, слишком невероятный. Путин, стремящийся остаться у власти любой ценой, устроит террор коррупции. И ему нужно будет вернуть народ к апатии и покорности.
И все же, кажется, Россия встала на путь затяжной борьбы между властью и оппозицией, которая пока разделена на группы. Но оппозиция должна будет объединиться и выработать общую повестку дня. Это может занять несколько месяцев, а, возможно, лет, пока удасться достичь успеха.
Если оппозиция сумеет направить общественное мнение против правительства, у Владимира Путина может быть несколько вариантов. Так, он может потребовать гарантий неприкосновенности для себя и своей элиты в качестве условия его добровольного выхода, как свое время сделал Ельцин передавая власть Путину 12 лет назад. В переходной год кандидаты в президенты смогли бы сформировать свои политические платформы и заручиться поддержкой избирателей на основе конструктивних идей, а не только антипутинского гнева.
Предстоящие мартовские иды могут оказаться бурными, но они будут предопределяющими для России. Основное требование протестующих на Болотной площади «За честные выборы!» – неотъемлемый атрибут для верховенства закона. В России такого никогда не было. Пришло время это сделать.
По матералам Bloomberg Businessweek
Фото сайта atn.ua