После январского провала очередного раунда переговоров с Газпромом и уже привычного для нас повышения цены на газ (до $416 за тысячу кубометров) украинская сторона пригрозила сократить в нынешнем году закупки российского газа с 52 млрд до 27 млрд куб. м.
«Мы уменьшаем закупку газа в два раза, и с 1 января у нас отбор будет на уровне 27 млрд куб. м (в год. — ред.)», — заявил 11 января министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко.
В ответ глава Газпрома Алексей Миллер напомнил о том, что по газовому контракту 2009 года Украина — начиная с 2010-го — обязалась ежегодно закупать по 52 млрд куб. м. Причем 80% от этого количества, или 41,6 млрд кубометров, — по принципу «бери или плати». Ни о каком снижении объемов импорта на 2012 год в Газпроме не хотят и слышать. «Время для дискуссий о контрактных поставках Украина упустила», — примерно тогда же заявил официальный представитель Газпрома Сергей Куприянов.
В НАК «Нафтогаз України» контракт 2009 года трактуют иначе. По версии украинской стороны, компания еще 20 мая 2011 года направила в Газпром письмо с предложением согласовать поставку природного газа в Украину в 2012-м в объеме 33,75 млрд куб. м. «Согласно положениям контракта от 19.01.2009, между НАК «Нафтогаз України» и ОАО «Газпром» указанный объем поставки, то есть годовое контрактное количество, может быть уменьшен на 20%. Таким образом, минимальное годовое количество природного газа, который компания должна отобрать и оплатить по контракту в 2012 году, составит 33,75 млрд куб. м х 0,8 = 27 млрд куб. м», — говорится в январском заявлении украинского газового монополиста.
Менеджеры Нафтогаза и Газпрома пререкаются постоянно. Но в январе 2012-го Украина действительно сократила отбор импортного газа почти втрое. Если в декабре 2011 года ежесуточный отбор голубого топлива составлял 100–110 млн куб. м, то в начале января он упал до 33,3 млн кубометров.
Сегодня — в отличие от газовых конфликтов 2005-го или 2008 годов — Украина располагает значительными запасами газа в подземных хранилищах (ПХГ), и это позволяет около года импортировать минимальные объемы российского газа. А если к концу 2012-го правительству удастся запустить хотя бы один из проектов замещения российского импорта, то Газпром, скорее всего, вынужден будет обратиться в международный арбитраж. Каким будет судебный вердикт — предсказать крайне сложно. Но какими бы ни были юридические аргументы Газпрома, факт остается фактом: нынешняя цена российского газа для Украины — без учета харьковских скидок — остается самой высокой в Европе.
Украинское правительство, скорее всего, все же подпишет новое соглашение по газу в дополнение к действующему контракту. Видимо, этим документом будут скорректированы объемы поставок топлива, внесены скидочные коэффициенты в формулу цены либо пересмотрены ее составляющие, а также создан консорциум по управлению отечественной ГТС. Украина, вероятно, получит российский газ по $230–250 за тысячу кубометров, а Россия — контроль над ГТС и областными газоснабжающими и газофицирующими компаниями (облгазами).
Однако возможно и судебное разбирательство — его вероятность я бы оценил в 25%. Не исключено, что заявление министра топлива Юрия Бойко о снижении закупок российского топлива в 2012 году до 27 млрд куб. м — это попытка вынудить Газпром обратиться в Стокгольмский арбитражный суд, чтобы потом подать встречный иск. В суде украинская сторона будет доказывать, что другого выхода, как сокращать закупки топлива, нет — Газпром продает НАК «Нафтогаз України» очень дорогой газ.
Теоретически компенсировать снижение объемов закупок российского газа можно за счет увеличения собственной добычи. При инвестициях на уровне $1 млрд в год вполне реально нарастить ежегодные объемы газодобычи с нынешних 20 млрд куб. м до 26 млрд куб. м уже через десять лет. Больше добывать в Украине вряд ли удастся — новых крупных месторождений газа в стране нет, существующие исчерпаны на 75–80%. Так что параллельно необходимо снижать объемы потребления газа, внедрять энергоэффективные технологии, переводить теплоэнергетику на уголь. Но программа по комплексному замещению газа углем (переоборудование ТЭЦ, установка очистительного оборудования) стоит не менее $15 млрд.
директор Института энергетических исследований
«Продолжает действовать крайне неблагоприятное для нас соглашение по поставке газа из России. Эта цена в пять раз выше, чем в Соединенных Штатах. На минуточку давайте вдумаемся: в США $99 за тысячу куб. м, а в Украине — $516 без харьковской скидки (-$100 за тыс. куб. м. — ред.), — обосновывал позицию Украины в середине января премьер Николай Азаров.
Действительно, к концу января 2012-го фьючерсы на природный газ в США стоили даже меньше названной премьером суммы — на уровне $90–92 за тысячу кубометров. Правда, в странах Старого Света газовые прайсы были значительно выше, но и они недотягивали до украинских цен. Так, по данным мониторинга Sanford C. Bernstein, в конце прошлого года тысяча куб. м газа на спотовом рынке Европы стоила около $300, притом что цена тысячи кубов по долгосрочным контрактам Газпрома составляла примерно $480.
Если судить по официальным заявлениям украинской стороны, именно закупки газа в Европе выглядят наиболее вероятным и приоритетным способом замещения российского голубого топлива. Даже с учетом стоимости транспортировки в Украину, тысяча куб. м такого газа будет на $40–60 дешевле газпромовского. При этом, по подсчетам специалистов Центра Разумкова, в течение двух-трех лет реверсные поставки европейского газа трубопроводами могут достичь объема 10– 15 млрд кубометров в год. Хотя это тоже потребует расходов на сооружение перемычек, достройку европейских LNG-терминалов и т. п. Еще одна возможность диверсификации газовых поставок — оборудование терминала по приему танкеров со сжиженным природным газом непосредственно в Одессе или Очакове. Кроме того, в правительстве рассматривают возможность строительства заводов по газификации угля — соответствующие переговоры ведутся с компанией Shell, перевод ТЭЦ на уголь отечественной добычи и наращивание добычи сланцевого газа. А если к этому добавить программу повышения энергоэффективности — в первую очередь в ЖКХ — то через 10–15 лет Украина, по крайней мере теоретически, способна полностью отказаться от импорта голубого топлива из РФ.
По большому счету, главный плюс нынешнего газового противостояния заключается в том, что правительство всерьез рассматривает каждый из этих вариантов. Так как любые переговоры и соглашения с Газпромом — в случае если он останется крупнейшим и единственным поставщиком природного газа в Украину — рано или поздно приведут к новому ценовому витку. И повторению газовых войн образца 2005–2006, 2008–2009 или 2012 годов, поскольку рынок Украины по-прежнему будет оставаться рынком продавца, то есть Газпрома.
К сожалению, наиболее вероятно именно последнее. Дело в том, что ни одна из украинских политических сил никогда не имела стратегической программы в сфере энергобезопасности. При Леониде Кравчуке тема энергетической безопасности всерьез не поднималась. Оба президентских срока Леонида Кучмы пришлись на эпоху дешевого газа. Две газовые войны Виктора Ющенко начинались в самый неподходящий для страны момент и заканчивались для нее провалом.
Нынешняя власть тоже не выглядит стратегом. Во всяком случае, пока она не может похвастаться ничем, кроме сдачи Севастополя в обмен на скидку в $100 за тысячу кубометров. При этом после Харьковских соглашений 2010-го правительство вплоть до января 2012-го не сделало практически ничего ни для налаживания закупок голубого топлива в Европе, ни для строительства терминала по приемке сжиженного газа или энергосбережения, поскольку до последнего рассчитывало договориться об очередной скидке.
Скорее всего, нынешние газовые споры с Россией закончатся именно так: заключением новых дополнительных соглашений о частичном — и временном — понижении газовых цен в обмен на газотранспортную систему и допуск Газпрома на внутренний украинский рынок. А строительство терминала, закупки газа в Европе или программа энергосбережения могут быть реализованы лишь в том случае, если россияне попытаются забрать ГТС совсем уж за бесценок.