Украинские телевизионные каналы полны сообщений со Всемирного экономического форума в Давосе, газеты и интернет-издания рассказывают о пребывании на швейцарском курорте президента страны и представителей его ближайшего окружения. Только самый придирчивый наблюдатель заметит, что мероприятия, в которых участвовал Виктор Янукович, были проведены вне рамок форума.
Проще говоря - да, это было в Давосе. Но - не на Всемирном экономическом форуме. Вроде бы - какая разница? Но на самом-то деле - очень большая. Потому что одно дело, когда проблемы твоей собственной страны обсуждаются в рамках Давосского форума и совсем другая - когда они оказываются приложением к настоящим дискуссиям.
Я не собираюсь упрекать Виктора Пинчука за то, что он уже который год презентует Украину во время Давосского форума - в конце концов, и такая форма присутствия лучше, чем полное отсутствие. Я просто не хочу, чтобы мы обманывались в масштабах и возможностях. Когда Пинчук организует ялтинские дискуссии - он превращает Украину в одну из стран-площадок для международных форумов. И по присутствию или отсутствию на таких мероприятиях действующих ньюсмейкеров мы можем судить о том, каков настоящий интерес к нашей стране со стороны мирового сообщества. Да, таких вот реальных политиков не так уж много - но и это показатель. Да, россияне в прошлом году отказались ехать в последний момент - но их отсутствие красноречивее любых официальных заявлений продемонстрировало крах политики президента Януковича на восточном направлении. Тем не менее, Ялта - само по себе мероприятие, «маленький Давос». И если кто-то из украинских политиков решит по соседству с Ливадийским дворцом провести собственное мероприятие и пригласить на него гостей форума - уверен, что организаторы отнесутся к подобному действию с недоумением, но с другой стороны - и с гордостью: вот, пытается использовать наши усилия и наших гостей для собственной презентации. А ведь это именно то, что происходит в Давосе.
Вся эта «потемкинская деревня» в Альпах - ради одного зрителя и одного жителя Украины…
И давайте не будем убеждать себя, что может быть иначе. Иначе - это когда Украина - не государство, выпрашивающее кредиты по всему миру, а один из моторов мировой экономики. Иначе - это когда наш президент готов к реальной дискуссии с оппонентами, а не к примирительному общению с ведущим ланча с его участием. Иначе - это когда президентская администрация заинтересована не в еще одной пропагандистской «потемкинской деревне», а в реальной работе на международных форумах. Иначе - это когда сам президент Янукович способен понять, чем отличается его участие в давосских мероприятиях от участия, допустим канцлера Меркель или премьера Камерона. Убежден, что никто из вершителей украинской внешней политики не взял на себя труд - или просто побоялся - разъяснить это Виктору Януковичу. И не потому ли эта внешняя политика - череда бесконечных поражений?
С другой стороны, задумаешься: а кому нужна эта «потемкинская деревня»? Неужели действительно украинскому телезрителю, которому - ну будем откровенны - совершенно неинтересен Давос. Зритель уж точно не будет разбираться в формате участия Меркель и Януковича, но от власти он ожидает не поездок на курорты - даже с целью дискуссии - а улучшения жизни. Уже сегодня. Ничего этого по телевизору не покажешь и одним телевизором не обеспечишь. В Давос вообще ездят не за телевизором, а за тем, что по телевизору никогда не показывают - ради серьезных кулуарных дискуссий, которых Виктор Янукович был, по существу, лишен. Тогда зачем же? К чему все эти фанфары и разговоры ни о чем?
И вот тут-то понимаешь - вся эта «потемкинская деревня» в Альпах - ради одного зрителя и одного жителя. Только для него придумываются все эти удобные поездки, все эти ланчи, все эти встречи - пока его еще пускают за границу хотя бы на форумы. Только он один должен верить, что занимается серьезной внешнеполитической деятельностью в комфортных условиях горнолыжного курорта. Что это и есть политика. И если Виктор Янукович действительно в это верит, если получает от всего этого удовольствие - что ж, тогда это действительно страшно.