На экономическом саммите в Давосе мировые лидеры в очередной раз размышляют над судьбой мирового капитализма и всей экономической системы. Нужно спасти Европу и не попасть в зависимость от китайских коммунистов. Дилемма, однако.
Мир опасается новой волны рецессии. При самом хорошем развитии событий общемировое ВВП сможет удержаться в 2012 году на уровне роста в 3%. Но это очень-очень оптимистичный прогноз. Необходимо изобретать новое равновесие в потреблении и производстве товаров и услуг.
Ранее кредитные рынки давали возможность развитым странам оплачивать свои высокие социальные стандарты и не очень задумываться над ограничением потребления. Теперь же ситуация кардинально изменилась, и даже ограничения и экономия не приводят к нужному результату. Мир ищет новый путь к выходу из затянувшегося кризиса.
Не до спасения мира
Нынешний форум в Давосе отличается понижением представительского уровня. На его открытии выступала канцлер Германии Ангела Меркель, а на следующий день прибыл глава Великобритании Дэвид Кэмерон. Остальные лидеры больших стран в этом году слишком заняты внутренними делами, чтобы уделять своё время теоретическим обсуждениям.
Так, Барак Обама выступал перед палатами Конгресса, с последним посланием к нации перед выборами президента в ноябре. Франция и Россия также готовятся к всенародным голосованиям и сосредоточились на внутренних проблемах. Кроме того, Владимира Путина, который очень рассчитывает стать президентом России в марте 2012 года, не очень жалуют в Европе, называя вторым Брежневым, и потому портить свой рейтинг ненужными обвинениями в Швейцарии он не намерен.
Вопросы бытия
Те же, кто все-таки добрался до Швейцарии, сосредоточились на двух вопросах: как достичь равновесия и стоит ли использовать азиатские деньги для выхода из кризиса.
Первая из этих проблем более концептуальная и не решается за несколько лет. Примеры Греции, Ирландии или Португалии показали, к чему могут привести высокие социальные стандарты, не подкрепленные экономическими показателями. В будущем году, благодаря кризису суверенных долгов, общий валовой продукт ЕС может снизиться на 0,2% по сравнению с 2011 годом. Если это случится, то мировая экономика войдёт в новый период рецессии.
Холодность европейских политиков к Украине объясняется ситуацией вокруг судебных процессов над оппозиционными лидерами
«Тут всё будет зависеть от Греции и её реформ. Эта страна показал, что готова срезать свои расходы, но пока реальных шагов не предприняла», - рассказала Контрактам.UA Таня Шлиман из International Institute for Strategic Studies. По её мнению, проблема лежит намного глубже одной или нескольких проблемных стран и тенденция к усилению экономии по всему миру может затянуться на много лет.
Кроме того, Европа сейчас активно раздумывает над тем, как сохранить своё единство. Не даром на форуме присутствовали два главных антагониста из союза – Меркель и Кэмерон. Германия требует усилить контроль центрального аппарата Европы в бюджетной сфере. Вместе с Парижем, Берлин настаивает на том, чтобы отдельные страны допустили европейских эмиссаров к формированию своих бюджетов.
Лондон выступает категорически против этого, так как, по словам Дэвида Кэмерона, это подорвёт экономическую независимость членов ЕС и будет ударом по финансовому положению Англии. Сейчас Евросоюз находится в положении, когда каждое решение может привести к его распаду. Потому Меркель и Кэмерон хотят услышать мнения экспертов до того, как начнут продвигать свои предложения через Европейский парламент.
Китайский синдром
Другим важным вопросом на форуме является степень вовлечённости азиатских и особенно китайских бизнесменов в европейскую экономику. Ещё осенью 2011 года Пекин заявил, что готов инвестировать значительные средства в стабилизацию экономики ЕС, чтобы не допустить там кризиса. Но правительства союза, заявили, что пока могут справиться со своими проблемами сами. Теперь же китайский бизнес намерен продвинуться на европейские рынки через деловые контакты, минуя президентов и премьеров.
Китайские олигархи уже не желают ограничиваться скупкой нефтеносных пластов в Африке или плантаций сахарного тростника в Латинской Америке. В кризис можно выгодно приобрести высокотехнологичные европейские предприятия. Мощная китайская делегация в Давосе сосредоточилась на том, чтобы убедить всех в своих возможностях. Пока ЕС пытается придерживать этот поток инвестиций, так как знает, что бизнес в КНР во многом контролируется государством, и потому после капиталовложений и кредитов Китай будет требовать от Европы больше сговорчивости на мировой арене.
Украина в тени
Украинский вопрос на форуме в Давосе в этом году ещё более в тени, чем в прошлом январе. Конечно, фонд Виктора Пинчука проводит Украинский ланч и Круглый стол по вопросам филантропии, но это скорее частные акции одного фонда, а не правительственная инициатива. В этом году на официальном ланче с президентом Януковичем ожидаются только министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт и бывший глава финансового ведомства России Алексей Кудрин. Президент Польщи Бронислав Коморовский встретился с Виктором Федоровичем на швейцарской земле, но демонстративно неформально, так сказать, пробегая мимо.
Такая холодность европейских политиков объясняется внутренней ситуацией в Украине вокруг судебных процессов над оппозиционными лидерами. Зачем им лишние упреки в связях с недемократичным режимом без каких-либо экономических дивидендов? В условиях серьёзного кризиса в ЕС Украина со своим наступлением на политические свободы перестала интересовать и мировой бизнес. У него сейчас много вопросов и поважнее.