О цене на газ сегодня рассуждают все, оперируют какими-то цифрами, обвиняют и выводят на чистую воду. Контракты.ua проанализировали плюсы и минусы соглашения Тимошенко-Путина и как разворачивались события в газовом детективе после него.
Нынешний газовый спор между Украиной и Россией может стать очень значимой вехой в истории нашей страны. Именно сейчас решается вопрос энергетической независимости, реформирования экономических отношений, и, в конечном счете, политического будущего страны. Корни проблемы – действительно в пресловутом соглашении 2009 года. Ситуация буквально вынуждает украинские власти и олигархов искать замену российскому газу. Потому что, исходя из текущих политических реалий и в России, и в Украине, избавление от «пут» существующего контракта вряд ли возможно.
Контракт преткновения
В начавшемся 2012-м году Украина продолжает изыскивать способы для пересмотра контракта 2009 года. Сразу же после того, как украинское правительство озвучило свой очередной демарш в газовом противостоянии, заявив о резком сокращении с 1 января закупок российского газа с 52 до 27 млрд куб. м, в Москве напомнили о принципе «бери или плати», заложенном в контракте Тимошенко-Путина.
Нынешние действия Украины можно рассматривать как определенную провокацию, направленную на то, чтобы вовлечь Россию в процесс пересмотра газового договора 2009 года. Единственный способ цивилизованного решения в случае неудачи двусторонних переговоров – подача иска в Стокгольмский арбитраж. При этом процесс в Стокгольмском арбитраже – дело долгое: только с началом рассмотрения можно тянуть год. Однако сейчас шансы Украины и России выиграть спор несколько выравниваются. Энергетический эксперт Центра Разумкова Сергей Дьяченко считает, что у Украины есть шансы «повести Россию в суд», вынудив ее подать иск в Стокгольме. «Россия может подать в арбитраж, руководствуясь базовым контрактом 2009 года. Формально, на январь месяц 2012 года сумма штрафов может составить до 150% - отмечает он – Однако можно нарваться на встречный арбитраж. И тогда речь пойдет о принципе формирования базовой цены, и об иных нюансах договора Тимошенко и Путина 2009 года».
Напомним основные принципы договоренностей, заключенных 19 января 2009 года. Тогда были подписаны два контракта: 10-летний договор купли-продажи на период с 2009 по 2019 год, и контракт об объемах и условиях транзита природного газа через территорию Украины на тот же период.
Нынешние действия Украины можно рассматривать как определенную провокацию
Первый принцип – согласно договорам, цена на газ устанавливается поквартально. В 2011-м это означало, что цена постоянно возрастала: в І квартале она составляла 264 долларов за тыс. куб. м, во ІІ – 295,6 долларов за тыс. куб. м, в ІІІ – 354 долларов за тыс. куб. м.
Второй принцип - базовая цена на газ для Украины составляет 450 долларов за тысячу кубометров. Для расчета стоимости используется особая формула, привязанная к стоимости мазута и газойля. Средняя цена газойля и мазута высчитывается по данным мировых рынков за предыдущие 9 месяцев. К примеру, цена российского газа для Украины в І квартале 2009 года была привязана к средним ценам на газойль и мазут за апрель-декабрь 2008 года. Предусмотрено, что цена может варьироваться раз в квартал – и вот уже два года она только повышается.
Третий принцип – пресловутое положение «бери или плати». «Нафтогаз Украины» обязан оплачивать 80% от заявленных объемов, даже если их не выбрал. В случае если оплата Украиной будет сорвана, вводится 100%-я предоплата до 2020 года.
Четвертый принцип – если «Нафтогаз» отбирает газ из транзитных потоков, это зачисляется ему в поставку «Газпрома» за 2009-2019 годы.
Практически каждое из положений этих контрактов ныне оспаривается украинской стороной.
Контракт 2009 года нельзя оценивать вне политического контекста. Проблема всех соглашений по газу, начиная еще со времен Кучмы – их зависимость от текущего момента и интересов правящей в Киеве группировки. В настоящее время украинская экономика и власть оказались заложниками не только контракта 2009 года, но и последующих Харьковских соглашений. Оба эти договора показали, что стремление украинских политиков решить свои текущие политические задачи, безосновательная уверенность в возможности персональной коммуникации с российскими лидерами и фактическая торговля национальными интересами страны загнали Украину в патовую ситуацию, испортив, в придачу, ее репутацию на международной арене.
Рассмотрим плюсы и минусы контракта 2009 года. Позитивными моментами (их немного) можно считать следующие.
Плюсы договора 2009 года
Первое. «Газпром» согласился продавать газ напрямую, а не настаивал на выполнении контракта 2006 года с компанией «РосУкрЭнерго» Дмитрия Фирташа, занимавшейся поставками газа в Украину. Это означало бы цену 360 долларов на 2009 год, что для страны в условиях кризиса было убийственно.
Второе. «Газпром» согласился с 2010 года поднять цену транзита больше чем в полтора раза, хотя по предыдущему контракту от 2006 года имел право сохранить цену 1,7 долларов.
Третье. «Газпром» предоставил Украине скидку 20% на 2009 год, что позволило сформировать среднегодовую цену в 230 долларов. Без скидки эта цена равнялась бы 280 долларам.
Базовая цена в 450 долларов явно завышена и необоснованна экономически
Эти преимущества были действенны лишь короткое время - фактически они приносили пользу в течение 2009 года. Можно предположить, что в случае победы Тимошенко на выборах, контракт мог быть каким-либо образом пересмотрен.
В целом, по состоянию на 2009 год, это был вполне стандартный европейский контракт. Германия в том году платила «Газпрому» 320 долларов. И если взять цену для Украины без скидки (280 долларов), то, добавив около 40-50 долларов за транзит, получаем 320-330 долларов, то есть, практически аналогичную цену. Но при этом следует учитывать, что немецкие компании активно участвуют в финансировании проектов «Газпрома» и поэтому имеют льготную цену.
И, естественно, не следует забывать о главной – внутриполитической и закулисной – составляющей контракта. Этим договором Тимошенко решала одну из своих главных целей на пути к президентству – выбивала почву из-под бизнеса владельца «РосУкрЭнерго» Дмитрия Фирташа, нанося тем самым удар по бизнес-интересам самого Ющенко, который считался лоббистом схемы РУЭ. После этого группа Фирташа становится главным врагом премьера, и одновременно – базовым спонсором Виктора Януковича.
Принеся тактическую выгоду украинской экономике, и став точкой отсчета в борьбе Тимошенко «против всех» за президентство, этот договор создал для Украины сложности на 9 лет вперед.
Минусы договора 2009 года
Первое. Базовая цена в 450 долларов явно завышена и необоснованна экономически. Этот факт, собственно, и является камнем преткновения существующего контракта. Тимошенко так и не объяснила, почему была принята именно эта цифра.
Второе. Контракт не предусматривает сезонной скидки на газ – к примеру, летом газ мог быть на 20-25% дешевле.
Третье. Соглашение не предусматривает также скидки на объем, которые содержатся в других европейских контрактах «Газпрома». Между тем, Украина является основным потребителем российского газа.
Четвертое. В качестве основы для расчета цены заложен газойль, хотя подлинной альтернативой газу в Украине является уголь.
Пятое. Фиксированный объем потребления в 52 млрд куб. м является явно завышенным.
После договора
Харьковские соглашения фактически узаконили контракт Тимошенко
Тем временем мировая газовая конъюнктура стремительно изменилась. В том же 2009 году США начали активно добывать сланцевый газ, заменив им ранее потреблявшиеся объемы сжиженного катарского и алжирского газа. Освободившиеся объемы сжиженного газа начали продавать Европе – т.е. предложение на тамошнем рынке возросло. Одновременно у европейцев не стало денег из-за кризиса, в результате чего почти все тамошние клиенты «Газпрома» не выбрали законтрактованные объемы, и начали переговоры о пересмотре контрактов. «Газпром» в этих условиях вынужден был отказаться от применения штрафных санкций к европейским потребителям, а в течение 2010-2011 годов большинство клиентов «Газпрома» в ЕС получили скидки и добились снижения цены.
Украина тем временем переживала процесс смены власти. Став президентом, Виктор Янукович, вместо полноценного, юридически и экономически мотивированного, пересмотра договора, подписывает Харьковские соглашения, бывшие столь же конъюнктурными и сиюминутными по своим последствиям, как и контракт 2009 года. Скидка в 100 долларов за почти полувековою аренду базы в Севастополе поддержала украинскую экономику всего год, также как скидка в 20% помогла ей в 2009-м. Но намного более важен тот факт, что Харьковские соглашения фактически узаконили контракт Тимошенко: зафиксировав действующий контракт дополнительным соглашением, украинская власть сделала, по факту, его пересмотр невозможным.
По сути, ту же скидку можно было получить, не торгуя землей Севастополя и не пытаясь «подружиться» с Дмитрием Медведевым в обход Владимира Путина. «Вместо Харьковских соглашений нужно было подавать в Стокгольмский арбитраж – считает эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук. – Но вопрос суда остается актуальным всегда. Все споры такого рода нужно решать в судебном порядке, а не путем очередных политических «междусобойчиков».
Тем временем мировые цены на нефть снова начали возрастать, и соответственно, возросла и цена газа. При этом НАК «Нафтогаз» доказал свою неэффективность: повысив в несколько заходов цены на газ для населения и цену для промышленности, в последние месяцы 2011 года «Нафтогаз» собирал лишь 20% от необходимой суммы для оплаты газа. В декабре 2011 года - впервые за последние 10 лет – он не смог вовремя оплатить поставку газа.
У газовой черты
В таких условиях Украина инициировала процесс пересмотра соглашения 2009 года. Эта же цель стала одной из главных причин ареста и приговора Юлии Тимошенко. На протяжении 2011 года первые лица Украины неоднократно ссылались на пример Германии как страны, получающей газ на 200 долларов дешевле Украины. В частности, об этом заявлял Виктор Янукович, а премьер-министр Николай Азаров называл конкретную цифру, которую немцы платят за газ - 346 долларов - притом, что Германия находится от границ России на 2 тысячи километров дальше, чем Украина. В результате бюджет 2012 года был принят с цифрой 416 долларов за кубометр.
Цена российского газа для Германии сейчас составляет $373 за тысячу кубометров
А уже в январе возникает новый поворот в газовом споре: Украина отказывается от выборки законтрактованного объема газа.
«Неизвестно, действительны ли для 2012 года допсоглашения об уменьшении отбора газа, приятые в 2010 и 2011 годах. Вполне возможно, что Россия может начислить штрафы, но Украина вряд ли будет их платить: не для этого затевалась вся эпопея с недобором объема. Формально контракт может действовать и дальше, на фактически Украина будет и отбирать меньше, и платить меньше», считает Юрий Корольчук.
Что скрывает ложь?
Одним из главных разоблачителей недостатков контракта 2009 года является экс-президент Виктор Ющенко. Он не только выступил с показаниями против Тимошенко в суде, но и нарисовал 21 октября 2011 года на ток-шоу Савика Шустера, убедительную на первый взгляд схему, которая должна была сделать очевидным коварство экс-премьера. Однако свои доказательства Ющенко начал с неверной цифры: он заявил, что Германия покупает российский газ по 250 долларов за кубометр. И все его дальнейшие рассуждения исходили именно из соотношения этой цифры с украинской ценой. Между тем, действующий премьер Николай Азаров оказался более информированным – как уже говорилось, он называет цену для Германии в 346 долларов.
Ющенко считает, что цена российского газа для Украины должна составлять 145-175 долларов, в зависимости от того, какую использовать формулу соглашений. С учетом того, что цена в 250 долларов для Германии взята им с потолка, расчеты выглядят сомнительными. Конечно, цена должна быть ниже, но насколько?
По данным немецкого министерства экономики, цена российского газа для Германии сейчас составляет 373 доллара за тысячу кубометров. Для сравнения - в ІІІ квартале 2011 года Украина получала газ по цене 354 доллара.
Ющенко допустил еще несколько «ошибок» в своем «сеансе с разоблачением». Так, он заявил, что тариф на транзит ныне составляет 2,34 долларов за кубометр. Но на конец октября 2011 года тариф составлял 2,89 долларов. Бессмысленным и явно рассчитанным на неинформированную аудиторию выглядел и проделанный Ющенко подсчет штрафов за невыбранные объемы газа в 2009 и 2010 годах. Вряд ли он не знал, что согласно Харьковским соглашениям пункт о штрафах был аннулирован.
Таким образом, уже по факту одного этого выступления бывшего украинского президента никак нельзя считать компетентным экспертом в вопросах газовых соглашений с Россией. Нынешние правители Украины называют более близкие к реальности цифры, но никак не могут добиться у России пересмотра слишком выгодного последней контракта.
Почем трубу сдаете?
Россию интересует контрольный пакет возможного консорциума по управлению ГТС
Янукович, подкрепив Харьковскими соглашениями существующий газовый контракт, сделал возможной ситуацию, когда любые уступки меньшего масштаба россиян уже не устраивают. В этом проявились его недальновидность и неумение мыслить стратегически. Ныне Россия хочет контрольный пакет возможного консорциума по управлению ГТС, плюс целый пул не менее масштабных уступок в экономической и энергетической сферах. Что лишает Януковича реальной власти в стране.
И потому сейчас настал момент выбора. Украинская власть может пойти путем наименьшего сопротивления, согласившись на тот или иной вариант консорциума по ГТС, и даже на сдачу «трубы» по некому сценарию, аналогичному белорусскому. Но она может и на деле, а не на словах, начать решать запущенную проблему энергетической зависимости Украины. Исправляя тем самым ошибки и предшественников, и собственные.